Смоленск. Великая стройка "эпохи застоя"-2

Спецпроект РП
Витебский путепровод возвели всего за два года!
Вспоминает Алексей Иванович ОРЛОВ, почетный гражданин города-героя, бывший председатель Смоленского облисполкома:

- Без этого путепровода в Смоленске была беда - машины часами стояли на переезде, пытаясь из центра города попасть в Заднепровье и обратно. И в 1977 году мы подготовили в Госплан письмо с просьбой разрешить строительство Витебского путепровода. Мы были очень настойчивы и в итоге получили «добро». Строительство вел «Мостоотряд-28», который возглавлял А. М. Монс, главным инженером был еще один уважаемый человек и профессионал в своем деле - О. М. Ковалевский.
И несмотря на то что срок нормативного строительства такого путепровода составлял три года, смоленские строители, благодаря ударной работе в две смены и бригадному подряду, смогли уложиться всего в два! Трудились с восьми утра до двенадцати ночи. Был там и знаменитый бригадир по фамилии Черновол, который сам владел несколькими строительными профессиями и своим непосредственным подчиненным спуску не давал. Бригада у него была очень дружная. За ударную работу на Витебском путепроводе одному рабочему из его бригады, семья которого жила в бараке, в знак поощрения дали новую квартиру.
Сдали путепровод в 1979 году 5 ноября. Перед торжественным открытием для проверки прочности построенного сооружения пустили 20 или 30 самосвалов, груженных щебнем. Каждая машина весом около 7 тонн. Затем, как и положено в таких случаях, торжественно разрезали ленточку, выступили, наградили грамотами и премиями строителей за ударный труд. 
 
Строили ударными темпами  
- Во время моей работы в горисполкоме, с 1971 по 1978 год, мы построили восемь школ - по одной в год. В 1975-м сдали Заднепровский рынок, через год была снята проблема с детскими садами. В 1977 году распахнули свои двери ЦУМ и «Гамаюн», в 1980-м - гостиница «Россия», в 1981 году наступила очередь ЦНТИ и здания ДОСААФ с плавательным бассейном по ул. Кирова, в 1982-м провели капитальную реконструкцию драмтеатра...
В то время мы сдавали в эксплуатацию ежегодно 240 - 260 тыс. кв. м жилья, сейчас - в среднем 160 тыс. «квадратов» (с учетом индивидуального жилищного строительства). А всего в Смоленской области трудились 62 тыс. строителей, они ежегодно осваивали 1 млрд. 100 млн. - 1 млрд. 200 млн. рублей, и это тогда, когда доллар стоил 60 копеек! В 1960 - 1980-е годы на Смоленщине было построено 20 крупных предприятий. В результате уже в 1974 году из области прекратился отток населения, а в 1990-е годы на село работать приехало около 13 тыс. человек.
Окружную дорогу протяженностью 58 км с двумя мостами в районах Гнездова и Сокольей горы и шестью путепроводами построили всего за четыре года - с 1972 по 1976-й. В 1974-м сдали первую очередь - от Рославльского до Витебского шоссе. 
За четыре года по программе «Дороги Нечерноземья» в области появилось 3,5 тыс. км дорог с твердым покрытием. Тогда в тресте «Смоленскдорстрой» работало 4,5 тыс. человек.

Центральный универмаг, 1977 год 
Вспоминает Елена Прокофьевна Кондратова, кладовщица, проработала в ЦУМе 45 лет:  
- До переезда в новое здание в 1977 году центральный универмаг располагался в здании ТЦ «Юнона» (тогда он назывался «Люкс»). Но перед торжественным открытием мы несколько месяцев ходили туда все убирать - мыли стекла, стены, полы...

Впервые новый ЦУМ гостеприимно распахнул свои двери уже ближе к Новому году. На открытие собралось огромное количество смолян. Еще бы, ведь тогда царило время дефицита. И люди после перерезания неизменной в таких случаях ленточки буквально штурмовали магазин, чтобы сразу выстроиться в очередь в нужный отдел. В честь открытия в ЦУМ завезли даже ковры, которые в то время довольно трудно было достать. А еще можно было прикупить сапоги, пальто, посуду... Ведь тогда даже понятия такого, как инфляция, не было. Цены вообще не менялись. Поэтому смоляне, получив бесплатно новые квартиры, просто копили деньги на ту или иную вещь - на стенку, ковер, стиральную машинку и т. д. Иногда этот процесс растягивался на много лет. С того времени в ЦУМе поменялось пять или шесть директоров, и теперь в нем не хватает не товаров, а скорее покупателей. 37 лет назад было с точностью до наоборот.

Что и сколько тогда стоило
Ковер, полтора на два метра......................59 руб.
Ковер, два на три метра ............................120 руб.
Оцинкованный таз или ведро............1 руб. 10 коп.
Пальто..........................................................60 руб.
Пальто с песцовым воротником ..............120 руб.
Хорошие кожаные сапоги.....................60 - 70 руб.
Дефицитные польские сапоги..................110 руб.
Автомобиль «Жигули»....................4000 - 5000 руб.
1 кг сахара...................................................98 коп.
Хлеб........................................................14 - 18 коп.
Бутылка молока..........................................28 коп.
Мясо.......................................................2,1 - 2,2 руб.
Мороженое «Пломбир»..............................18 коп.
Зарплата продавщицы ................................60 руб.
Отпуск.........................................................14 дней
Шикарный отдых на Черном море...200 - 300 руб.


Крестовоздвиженский мост: обещанного три года ждут
Алексей ОРЛОВ, почетный гражданин города-героя, бывший председатель Смоленского облисполкома:
- В начале 1970-х эксперты ленинградского института разработали схему транспортного развития города Смоленска. В частности, туда был включен Крестовоздвиженский мост, строительство которого доверили «Мостоотряду-28» под руководством О. М. Ковалевского.
Чтобы приступить к работе, нужно было снести старое жилье. А в районе Крестовоздвиженской церкви было несколько десятков частных домов. Строительство моста «аукнулось» нам и большим объемом земляных работ. Было завезено 80 тыс. кубометров земли. Мост строили ровно три года и открыли в 1977-м.

Великая стройка 70-х 
Как возводили крупнейший вуз Смоленщины
Строительство педагогического института (ныне - СмолГУ) развернулось в конце 1960 -1970-х годах, когда областное руководство объявило Смоленщину единой строительной площадкой. Заботы по расширению вуза легли на плечи тогдашнего ректора Алексея Кондрашенкова. Именно при нем пединститут обзавелся новым учебным и зальным корпусами, теплицами, учебной базой в поселке Пржевальское, студенческим общежитием повышенной комфортности, библиотекой, общежитием для преподавателей гостиничного типа по ул. Бакунина, санаторием-профилакторием...
Строительство не всегда проходило гладко. Например, первому секретарю обкома КПСС Ивану Ефимовичу Клименко в новом корпусе учительского института не понравилась лестница на переходе с первого этажа на второй и в столовую. Переделать ее поручили будущему заслуженному строителю России Николаю Чикову. «Вместе со своим лаборантом Володей Ивановым я решил покрыть ступеньки специальным составом, - вспоминал Николай Васильевич. - Пришлось растирать его вручную, покрывать лестницу сверху зеленым пигментом и полимерными материалами. Клименко подвоха не заметил: «Молодцы! Поменяли лестницу!»

Первую часть проекта "Смоленск. Великая стройка "эпохи застоя" можно почитать здесь  








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
вчера, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров