О самых важных «антикризисных» правах

Общество

«В этой сказке речь идет о некоем спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб. Каково название этой сказки?».

Когда я задала этот вопрос в редакции, то правильного ответа, который нужно было дать в течение минуты, так и не услышала. Маститые журналисты потерпели фиаско, чего не скажешь о будущих юристах – студентах Смоленского филиала Международного юридического института, которые стали участниками первого конкурса «Молодой потребитель Смоленска» и практически сразу сгенерировали ответ - «Сказка «Колобок».

Во время конкурса я тоже пыталась давать правильные ответы, однако это удавалось далеко не всегда. Поэтому великолепная подготовка трех команд, в ходе которой 18 конкурсантам пришлось несколько раз проштудировать все 46 статей Федерального закона «О защите прав потребителей», вызывала уважение.

А продемонстрировать свои знания решили студенты разных курсов: команда «Отвязные сервитуты» (2-й курс, капитан - Александр Норкин), команда «Потребители» (3-й курс, капитан – Галина Марченкова).

Однако победу в итоге одержала третья команда, одним своим названием «Дрим-Тим» буквально запрограммированная на успех (в переводе с английского - «команда, составленная из лучших игроков»). В нее вошли студенты 1-го и 4-го курсов, которые под руководством своего капитана Алексея Гавриленкова буквально вырвали победу по баллам у блестяще играющих «Потребителей».

Сначала ребятам нужно было преодолеть разминку, в ходе которой пришлось продемонстрировать, насколько легко они «плавают» в мире потребительских понятий. Во втором раунде – пройти без сучка и задоринки потребительский тест. В третьем – стать актерами, представив на суд жюри и болельщиков сцены из нелегкой потребительской жизни смолян. А поскольку это было домашнее задание, то многие мини-спектакли вызывали смех в зале и улыбки у членов компетентного жюри.

Но, пожалуй, самым полезным в плане просвещения стал четвертый раунд, «Юридическая консультация», где студентам предлагалось обосновать и предложить правильный выход из той или иной жизненной ситуации, с которыми столкнулись обычные смоляне.

И не исключено, что алгоритм действий в подобных случаях пригодится и вам, уважаемые читатели.

Оценивало результаты конкурса «Молодой потребитель Смоленска» жюри, в состав которого вошли: заместитель председателя Смоленской областной Думы Н.Н. Мартынов, заместитель начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области С.К. Петрусина, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Смоленской области Л.В. Омельченко, председатель «Регионального центра защиты прав потребителей» В.В. Етишева, директор Смоленского филиала «Международного юридического института» А.А. Березина.

1-й вопрос. Лидия Петровна отдала в химчистку плащ из тонкой кожи. После чистки вещь в некоторых местах деформировалась и на ней слезла краска. На требование клиентки исправить ситуацию за счет химчистки работники фирмы заявили, что Лидия Петровна виновата сама, так как надо покупать качественные вещи. Какой выход из ситуации?

Ответ. Химчистка должна вернуть Лидии Петровне точно такую же вещь или возместить ее двукратную стоимость (ст. 29 п. 6 ФЗ «О защите прав потребителей»).

2-й вопрос. Смолянка С.С. Иванова приобрела автоматическую стиральную машину. Через месяц машина вышла из строя. Но поскольку не истек гарантийный срок, она в магазине попросила обменять товар на новый, качественный, но получила отказ. Женщине предложили отвезти стиральную машину в ремонтную мастерскую как можно скорее, для бесплатного ремонта. Что можно посоветовать С.С. Ивановой?

Ответ. Поскольку сложная техника подлежит обмену только в случае неустранимого недостатка (ст. 18 п. 1), то действительно, стиральную машину должны починить за счет фирмы. Только товары весом более 5 кг должны доставляться в ремонт самой фирмой и за счет фирмы, а С.С. Иванова вправе потребовать предоставить ей на время ремонта такую же вещь во временное пользование (ст. 20 п 2).

3-й вопрос. Елена приобрела фен для укладки волос с гарантийным сроком 6 месяцев. За три дня до окончания гарантийного срока фен сломался, и она отнесла его в гарантийную мастерскую. Ремонт длился неделю. После чего девушке предложили оплатить ремонт, так как гарантийный срок уже истек. Что можно посоветовать Елене?

Ответ. В мастерской не имели права брать деньги за ремонт, так как гарантийный срок продливается на время ремонта (ст. 20 п.3)

4-й вопрос. Покупатель приобрел книжный шкаф в мебельном магазине. Мебель в разобранном виде вместе с инструкцией по сборке ему доставили на дом. Инструкция содержала картинки по сборке и была выполнена на 6 языках, кроме русского. Покупатель произвел сборку шкафа, но неправильно прикрепил уголки задней стенки. В результате шкаф упал вместе с книгами и несколькими фарфоровыми фигурками. В итоге разбились стеклянные двери шкафа и дорогие фарфоровые статуэтки. Охарактеризуйте права покупателя и ответственность продавца в данном случае.

Ответ. В соответствии со ст. 8 и 10 ФЗ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на информацию о товарах, а в данном случае такая информация была предоставлена только на иностранных языках. Поэтому в данном случае имеет место нарушение права на информацию. В этом случае потребитель вправе потребовать от продавца возмещения убытков, возврата товара и компенсации морального вреда (ст. 12, 14).

5-й вопрос. Покупательница обратилась с просьбой обменять сумку в магазине, которая не подошла дочери по цвету. Сумка новая, сохранен ярлык, товарный чек, куплена в данном магазине неделю назад. Как должен поступить заведующий магазином?

Ответ. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, расцветке, размеру или комплекции (ст. 25 ФЗ «О защите прав потребителей»).

6-й вопрос. И.И. Дымова купила в магазине 3,5 метра шерстяной ткани. Через три дня она пришла в магазин и попросила обменять этот отрез на другой - 4-метровый, так как в ателье сказали, что на пальто нужно 4 метра ткани. Однако директор магазина отказалась удовлетворить просьбу покупательницы. Права ли директор?

Ответ. Да, директор права, так как ткани относятся к товарам, которые не подлежат обмену или возврату (см. постановление №55 Правительства РФ от 19 января 1998 г., где определен список непродовольственных това- ров, которые не подлежат обмену и возврату).

Итого

Конкурс «Молодой потребитель Смоленска», организованный «Региональным центром защиты прав потребителей», вышел не только веселым и задорным, но и очень нужным, поскольку был построен на разборе «потребительских полетов», в которые попадали многие смоляне. А для того чтобы защищать свои права, их нужно знать. И желательно с самого юного возраста. Ведь это позволит сэкономить вам не только время и деньги, но и нервы и здоровье.


Автор: Татьяна Андреева







Загрузка комментариев...
Читайте также
2 минуты назад
По итогам двух этапов конкурсного отбора было представлено д...
36 минут назад
По словам очевидцев, инцидент имел место на рейсе Вязьма – К...
сегодня, 18:32
В частности, в нем губернатор Смоленской области рассказывае...
сегодня, 18:16
Самый вкусный театр «Вишневый пирог» привез две награды с пр...
Новости партнеров