Пять малоизвестных фактов о Смоленске 30-х годов

Общество

Когда в Смоленске появилась канализация, как чиновничество пяти областей умещалось в одном здании, почему архитектор Дома Советов «сошла с ума», зачем в домах делали много окон и как дом-коммуна конкурировал с Успенским собором, читайте в материале «Рабочего Пути».

В кафе AEblehaven в Смоленске состоялась публичная лекция известного смоленского историка, кандидата исторических наук, доцента кафедры всеобщей истории СмолГУ Демьяна Валуева «Путешествие по Смоленску 1920 -1930-х годов». Мероприятие прошло довольно камерно и привлекло не так много людей, как могло бы. Но все гости вечера получили колоссальное удовольствие, потому что за час с небольшим услышали интереснейшую квинтэссенцию из исторических фактов и заметок о довоенном Смоленске, который, с одной стороны, не дошел до наших дней, а с другой – незримо присутствует во всем, чем мы живем.

Не поделиться этими знаниями, на которые сам исследователь потратил многие дни в библиотеках и архивах, а для вечерней лекции изложил максимально сжато и интересно, с широкой аудиторией было бы просто кощунственно. В конце концов, мы живем в поразительном городе, но зачастую просто не замечаем тех «морщин» на его лице, которые могли бы открыть нам потрясающий мир простой и в то же время удивительно сложной жизни. Специально для своих читателей на основе лекции Демьяна Валерьевича «РП» подготовил несколько интересных фактов о Смоленске 1930-х годов.

1. Наследие сталинизма

льно.jpg

В 30-х годах прошлого века наш город пережил самую масштабную стройку в своей истории. За считанные годы из «большой деревни», где доминировали дома усадебного типа, а улицы не были замощены ни камнем, ни деревом, не говоря уже об асфальте, вырос совершенно иной Смоленск. Дело в том, что до 1930 года в областном центре не существовало генплана, до этого момента в таких городах, как Смоленск, просто не задумывались о комплексном развитии городского пространства. Кстати, главным руководителем большой стройки был выдающийся советский архитектор Алексей Щусев, создатель Мавзолея, Казанского вокзала, Марфо- Мариинской обители и других известных в масштабах страны сооружений. В Смоленске «на земле» его задумки воплощал архитектор Николай Кондратенко. Идеология и активно развивающаяся промышленность диктовали большие проекты. Многие из них живут до сих пор. И здесь стоит сказать не только о здании бывшего льнокомбината (ТРЦ «Галактика»), универмаге (ТЦ «Юнона»), типографии (ТЦ «Атмосфера»), ТЭЦ-1 (а тогда это называлось ГЭС - городская электростанция, которая питала преимущественно льнокомбинат), кинотеатре «Октябрь», но и о такой банальной, но необходимой вещи, как канализация.

«Когда я задаю студентам вопрос, когда в Смоленске появилась канализация, - они впадают в ступор, а она появилась в 1933 году. В молодежной газете «Большевистский молодняк» за 1929 год была заметка с такими словами «хоть нам, товарищи, и обидно это писать, но вполне по праву Смоленск называют вонючим городом», - рассказывает Демьян Валуев. - Сегодня много любят рассуждать о сталинизме, репрессиях, проводить параллели, но, извините меня, канализация - это тоже наследие сталинизма, и мы ею пользуемся до сих пор.

2. Крепость в тачке

Когда в городе началось масштабное строительство, выяснилось, что банально не хватает материалов. Как отмечает Демьян Валуев, «удивительно читать архивные дела, механизации не было почти никакой: ни кранов, ни экскаваторов для рытья котлованов, ни прочих механизмов. Весь кирпич для стройки люди носили на спине».

В этот момент очень многие вспоминают о разрушении крепостной стены, в частности, в районе современной улицы Бакунина. Конечно, факт этот прискорбный, но в середине 30-х годов в Смоленске работала комиссия Главнауки, которая пришла к выводу: наиболее обветшавшие части стены (на реконструкцию денег, конечно, не было), а также те ее элементы, которые не представляют исторического значения, можно пустить на стройматериал. Он очень требовался молодому социалистическому государству. Причем, если взглянуть на фото строек тех лет, опубликованные в «РП», то можно увидеть, что стену разбирают вручную и просто складывают кирпичи, что удалось отковырять (раствор был очень крепок) в тачку. Вот и вся механизация.

Что касается неаутентичной части стены, как, например, Молоховские ворота (восстановленные в 1840-х годах после наполеоновского нашествия), находившиеся примерно на месте подземного перехода на нынешней площади Победы, их просто взорвали, когда требовалось построить транспортную развязку. Да и по генплану именно эта площадь должна была стать центральной, сместив акцент с Блонье.

Как писали тогда в газетах, «Смоленск полон исторических памятников, но история должна уступать эпохе».

3. Безумие Ильинской

6-1.jpg

С 1929 по 1937 год Смоленск был центром громадного территориального образования (в пять раз больше, чем сейчас) – Западной области. В нее полностью входили современные Смоленская и Брянская, части Калужской, Тверской и Псковской (например, Великие Луки), Новгородской областей. Администрация размещалась в Доме Советов, который стоял на том же месте, что и сейчас, выглядел достаточно просто и был построен в модном тогда стиле конструктивизма. В здании было пять этажей, причем на первом размещались железнодорожная касса, библиотека, комсомол и прочие организации. Со второго по четвертый - чиновничество, и места хватало всем. Делайте выводы. На этом здании, как и на многих других, помещались часы, время было дорого для рядового гражданина.

Интересно, что Дом Советов, как и драмтеатр, возвели по проекту архитектора Софьи Ильинской, супруги знаменитого московского архитектора Ивана Машкова.

«Злые языки поговаривали, что проект ей «подарил» муж, который был гораздо старше ее и женился на своей студентке, - говорит Демьян Валуев. - Интересно, что Дом Советов построили на месте Ильинской церкви XVIII века, которая располагалась примерно на месте скверика, левее памятника Ленину. Во время разрушения культового здания погибло несколько человек, а саму Софью Ильинскую постигла трагическая судьба. У нее умер муж, она осталась без поддержки, у нее начались панические приступы, она стала распространять «упаднические настроения», предлагала сдаваться фашистам. За это ее расстреляли в 1942 году. Как отметил однажды один польский товарищ, которому я рассказал этот факт: история любит злые шутки».

4. Конкурент собора

6-2.jpg

Если смотреть на панораму Смоленска 1930-х годов, то четко видно: громаде крупнейшего здания в городе - Успенского собора визуально противостоит дом-коммуна.

«Философия здесь такова: приезжают люди в Смоленск и видят собор. Но это свидетельство темного прошлого, мы его, конечно, разрушать не будем, оставим как памятник, но вот наше будущее, то есть коммуна - впереди», - рассказывает Демьян Валуев.

В 30-е годы в Союзе в целом и в Смоленске в частности активно пытались реализовать идею о коммунальном жилье на основе жилищно-строительных кооперативов. В таких домах обычно было минимальное жилое пространство, как и в доме-коммуне, но, например, достаточно широкие и светлые общие помещения. На нижнем этаже устраивались кухня, столовая, детсад, ясли, клуб. «Коллектив» дома должен был стать ячейкой нового общества, в котором женщин максимально освобождали от домашних хлопот, чтобы занять на производстве.

Как писал в статье о доме-коммуне сам его архитектор Олег Вутке, позже репрессированный, когда к нему поступил заказ от ЖСК «Труд», он предложил им два варианта: один - в форме вытянутого пенала в три этажа, как это чаще делалось в других городах, другой - башенного типа. Люди сами выбрали второй, но когда началась реализация проекта, возникло много сложностей, как бытовых, так и политических, и лишь настойчивость архитектора помогла довести проект до конца.

«Стоит развеять миф о том, что в доме-коммуне не было воды и канализации, это не так, существовали даже примитивные душевые, но все удобства были минимальны, - говорит Демьян Валуев. - Другой вопрос, что до верхних этажей вода плохо доходила, случались проблемы с отоплением. В отличие от своих собратьев в других городах дом построен из кирпича, а не бетона, он выдержал все бомбежки во время войны и устоял. Сейчас он находится в печальном состоянии, это своеобразный и прекрасный памятник той эпохи, его обязательно нужно реставрировать. Кстати, теперь его иногда называют «чайник», но пока в нем жили люди, такое «имя» не фигурировало, вероятно, оно появилось относительно недавно».

5. Больше света - больше воздуха

6-3.jpg

Огромная масса зданий в 1930-х строилась в стиле конструктивизма, который отрицал украшательства, зато ценил солнечный свет и большое количество окон. «Больше света - больше воздуха», - гласил девиз этого направления в архитектуре. Здания были максимально функциональны, например, один несостоявшийся проект Дома связи, который планировали расположить на перекрестке улиц Ленина и Коненкова и объединять в себе почту, телеграф и другие коммуникационные организации. Чтобы людям там лучше работалось, здание снабдили огромным количеством окон. А посмотрите, сколько застекленных фрамуг на здании Госбанка на Большой Советской, единственное, что в более поздние годы они приобрели более округлую форму. Даже у дома-коммуны, если присмотреться к старым фото, со стороны лестницы и просторных коридоров было огромное во все семь этажей панорамное остекление. Это уже после войны проем почти полностью заложили. Может быть, самыми показательными в этом отношении являются старые фото детского комбината Белорусского военного округа (от слова комбинировать, то есть сочетать разные возрасты, а не перерабатывать, как можно подумать. - Прим. авт.), здание которого находится во дворах на улице Твардовского.

«Наверное, это самый удивительный памятник этой эпохи в Смоленске, - считает Демьян Валуев. - Если вы его еще не видели, обязательно сходите и посмотрите. Оно состоит из двух корпусов, которые объединяли ясли, детсад и начальную школу. Дети разного возраста находились в разных помещениях, но в широких залах тоже требовалась хорошая освещенность, поэтому большие полукруглые выступы здания полностью застеклены, хотя все это сейчас заложено».

Повседневная жизнь любого города всегда выходит за рамки официальных сводок и старых документов, поэтому даже случайно сделанная фотография улицы, по которой куда-то спешат люди, сможет рассказать о жизни больше, чем порой целая книга. Поэтому исследователей старого Смоленска впереди ждет еще много интересного.


Автор: Михаил Ефимкин







Загрузка комментариев...
Читайте также
37 минут назад
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
сегодня, 20:31
44 минуты назад
сегодня, 20:16
Он обратился к медикам еще 18 марта, сообщает региональное У...
Новости партнеров