Прощай, Смоленский Гамлет!

Общество
Прощай, Смоленский Гамлет!

При всей своей внешней холодности и неприступности, кажущейся высокомерности заслуженный артист России Николай Коншин – ранимой души человек. Сыграет, бывало, роль, а потом сокрушается: «Ну почему же никто не скажет, как я сыграл? Хорошо, плохо ли?..». Он отдал сорок два года благородному служению Театру. 26 сентября сердце Артиста остановилось. Ему было 62.

«…из искусства уходит душа, - признавался в одном из интервью Николай Сергеевич. - Остается оболочка - громкие названия, впечатляющие эффекты, шокирующие режиссерские приемы, эпатаж публики. Актеры в таких спектаклях - марионетки. В результате - сплошные компромиссы и ложь. В провинцию едут (и не скрывают этого) подхалтурить. Но самое интересное, что именно в провинции культура сохранила свою чистоту, бескорыстность, подлинность. Сердечность только в провинции и осталась… Все подлинное не шумит, не кричит, живет своей жизнью...».

Несмотря на выразительный, громкий – когда «жестяной», когда бархатный голос, - он никогда не шумел и не кричал понапрасну. Просто - жил. В жизни и на сцене. Иногда две эти жизни переплетались между собой…

Свою первую роль на смоленской сцене Николай Коншин сыграл в спектакле «Лес» по пьесе Александра Островского. Его Несчастливцев не был зашоренным и «ходульным» - актер не боялся открыто выражать свои чувства! Зритель видел перед собой не Геннадия Несчастливцева - неудавшегося трагика, а русского человека с чистой душой и высокими порывами. С тех самых пор, с легкой руки искусствоведа Поляковой, Николая Коншина и стали называть «русским Гамлетом».

Незабываем был он и в «бенефисной» роли Алексея Турбина в спектакле Игоря Южакова «Дни Турбиных». Высокий эмоциональный накал, тонкая психологическая разработка роли давали ключ к разгадке успеха спектакля. Полковник Турбин - единственный, кто до конца понял неизбежность предстоящей катастрофы, поэтому он с такой готовностью и радостью идет «на крест». Героя Николая Коншина сравнивали с персонажами Достоевского, находя общие черты с Алешей Карамазовым.

Интеллигент духа. «Белая кость» - «голубая кровь»... Быть может, именно поэтому у него ему с такой легкостью получались роли офицеров, до последней капли крови отдающих себя Отечеству?

В 2012 году на канале «Культура» был показан проект художника – документалиста Юрия Кузавкова «Генералы против генералов». Фильм посвящен событиям, произошедшим в России после завершения Гражданской войны. Нетрудно предположить, что «первого красного генерала» Михаила Бонч-Бруевича в сериале Кузавкова сыграл Николай Коншин.

На вопрос, «почему же на главную роль вы пригласили Николая Сергеевича?», режиссер ответил так: «Вряд ли кто-нибудь больше подошел бы на роль генерала царской армии и одного из организаторов Красной Армии, чем Николай Коншин. Роль, как говорится, «на него». С Николаем Сергеевичем мы познакомились во время гастрольного показа в Москве спектакля «Портрет» по повести Гоголя. И когда несколько месяцев спустя нужно было утвердить актера на главную роль в первом фильме цикла, то сразу предложил ее Коншину. Я очень рад, что получил согласие, и для меня было важно это доверие оправдать. Уже позже узнал, что Николай Сергеевич происходит из древнего рода фабрикантов Коншиных. И его предки так же, как и герой проекта, после революции не уехали за границу, а остались в своей стране. Такое получилось переплетение судьбы героя и семейной истории актера…».

Проект «Генералы против генералов» назвали событием года.

Коншин с особым трепетом относился к роли Изольда Тимофеевича Кукина в спектакле Виктора Мамина «Аккомпаниатор» по одноименному произведению Александра Галина. Его герой - птица с подбитыми крыльями и отнятым голосом! В Изольде Тимофеевиче Николая Коншина есть что-то от юродивого, говорящего правду и обнажающего совесть…

Моноспектакль «Портрет» по одноименной повести Гоголя – программная работа Николая Сергеевича. Актер создает в постановке многоплановую ритмическую партитуру роли Художника. Оставаясь собой, он не пытается развенчать своего героя. Он «идет» с ним по ступеням тщеславия, пытаясь понять механизм превращения Художника в демона. Коншину удается превратить гоголевскую повесть в поединок контрастов: «мистицизм, одетый в абстрактный экспрессионизм», и олицетворение истинного искусства. Моноспектакль - битва за душу героя, лишившегося «искры Божьей», растраченной понапрасну. Продолжение этой темы - в «достоевском» спектакле «Музыкант» (постановка Игоря Войтулевича и Петра Шумейко), в котором Николай Коншин сыграл Егора Ефимова. В герое Достоевского он видит особенный тип - русский тип. Его «маленький человек», музыкант, хочет стать сразу гением, поселяется в искусстве, ищет и не находит в нем того, что искал.

Нашел ли Николай Коншин свое счастье в Смоленске? Мы уже никогда не узнаем этого. Одно можно сказать точно: он дарил счастье, чудо и волшебство малышам. Да, это Николай Сергеевич возглавлял смоленскую армию профессиональных волшебников! Под Новый год «Генерал Мороз» наклеивал белоснежную бороду, надевал алую шубейку, взмахивал посохом, и начинались всамделишные чудеса…

«Иногда у меня возникает ощущение, что я в сказочной «дедовщине»… с рождения, - с улыбкой признавался Николай Сергеевич. - 40 лет играть Дедушку Мороза – это не шутка! Я бывал им чаще других: Деду Морозу положено разговаривать басом, оказывающим гипнотическое воздействие на человека, а у меня достаточно низкий тембр голоса и высокий рост. Маленький, щупленький и писклявый актер в этой роли смотрится не очень убедительно…
А дети во все времена одинаковы. Они верят в волшебство, и у многих ребят вера в безграничные чудеса остается до самой старости…
И все же ребята советских времен были менее требовательны. Подаришь малышу карандашик или конфетку, и ребенок счастлив. Сегодня уже конфеткой не отделаешься. Нынешние детишки хотят найти под елочкой снегоход или мопед…».

В актерском чемоданчике Николая Коншина была презабавная история, связанная с «дедовщиной»: «Как-то раз на елке ко мне подошла мама и отдала подарок со словами: «Мой сын очень хочет прочесть стихотворение!», - вспоминал Николай Сергеевич. - Женщина отправилась на поиски непоседы, а я все стою и жду – обещал же! Наконец появился мальчишка, прочел новогодний стишок, забрал награду, только его и видели! И вдруг подбегает та самая дама: «Это не он, вы не тому мальчику подарок дали!». Ну и что прикажете делать? Бежать за ребенком и отнять заслуженные сладости? Мне было очень неудобно, но мама оказалась с юмором. А я купил в буфете конфет и подарил мальчику…».

Не будет больше новогодних елок, командовать которыми поручат громогласному Бойких посохов начальнику и Снегурок командиру Николаю Сергеевичу Коншину. Новый год придет, а он – ушел… Ушел, растворился в загадочной Вечности великий артист с МХАТовской закалкой. Настоящий человек Великой Русской Культуры…

Прощай, Генерал Мороз и Гамлет Смоленского уезда!

Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
39 минут назад
На площадке Дворца спорта «Юбилейный» состоялся гала-концерт...
сегодня, 19:02
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Бо...
сегодня, 17:00
Для нескольких улиц изменились даты подачи горячей воды.
сегодня, 17:10
С 25 мая снижение составит 0,6 п. п. на готовое жилье, загор...

Опрос

В какое учебное заведение собираетесь поступать вы (или ваш ребенок) в этом году?


   Ответили: 49