Еда как искусство

Общество

Сейчас, куда бы вы ни взглянули, будь то фотография в кулинарном журнале, ресторанное меню или товарная упаковка в магазине, везде вас будет поджидать соблазнительно «блестящая еда», вызывающая обильное слюноотделение. А вы знаете, что за картинками красивой пищи стоит модное зарубежное направление в фотоискусстве.

Что оно из себя представляет: еду, поджаренную с помощью паяльной лампы и для блеска обильно смазанную глицерином, или настоящее искусство, корреспондент «РП» выяснял у «колумбов» смоленской фуд-стилистики («фуд» в переводе с английского - еда).

За рубежом это модное направление уже давно существует на уровне индустрии. Есть специализированные школы, а полки книжных магазинов «ломятся» от тематической литературы. А вот в России дела с профессией фуд-стилиста обстоят не столь радужно. Начинающим стилистам приходится учиться самостоятельно, исследуя иностранные статьи и Интернет, а также посещая мастер-классы, которые далеко не всегда бывают эффективными. Что касается Смоленска, то профессия фуд-стилиста - большая редкость, а мастеров этого съедобного искусства можно пересчитать на пальцах одной руки.

Смоленский фотограф Роман Шатхин одним из первых в нашем городе заинтересовался созданием работ, объектом которых была бы пища. Эту идею привез из Москвы, где трудился на рынке рекламы. Шатхин вспоминает, что раньше все работали по принципу - что повар приготовил, то и «щелкнули». Однако качественный снимок еды требует более детального подхода: тщательное продумывание композиции, постановка света, знание особенностей продукта, умение чувствовать цвет и форму. Несмотря на то что всем процессом обычно руководит фотограф, за красоту еды все же отвечает фуд-стилист.

Занимательная фуд-стилистика

Еще несколько лет назад Татьяна Иванова ловко орудовала циркулями, линейками, амперметрами, а сегодня главными помощниками в ее работе стали всевозможные кухонные приборы, дощечки, пинцеты и конечно же «главные действующие лица» - продукты. Преподаватель вуза стала фуд-стилистом - человеком, знающим, как из обыкновенной еды сделать картинку - произведение искусства. Кардинально поменять род деятельности ее заставила тяга к творчеству.

«Около года назад, после декретного отпуска, поняла, что не хочу возвращаться на свою прежнюю работу, и решила попробовать свои силы в фуд-стилистике. Сначала мы с Романом сделали пару работ для себя, потом появились первые заказы…» - рассказывает Татьяна.

Кстати, заказы у фуд-стилистов бывают разные, и финальная картинка всецело зависит от поставленной задачи. Например, чтобы сделать фотографии для меню, нужно изучить перечень блюд и список ингредиентов, из которых они будут составляться. Очень важно обсудить весь процесс приготовления с поваром, поскольку у него не всегда получается то, что подходит для съемки.

«Салаты и супы я собираю исключительно сама. Во всем остальном взаимодействую с поваром, обозначаю, где лучше не доварить, а где, к примеру, хорошенько поджарить», - объясняет она.

В среднем на одну позицию меню может уйти час, куда более длительное время занимает съемка рекламы.

Смотреть нельзя попробовать

Рекламная фотография еды обязана быть не просто красивой, она должна выглядеть безупречно. Если потенциальный клиент едва сдерживается, чтобы «не съесть упаковку», то работа удалась на славу. Однако спешить все-таки не стоит - возможно, на картинке не настоящие продукты, а аппетитная бутафория.

«Если мы снимаем для рекламы, то все должно быть «вылизано и идеально причесано». В таких случаях без муляжа не обойтись. Глицерин, паяльник, машинное масло, соевый соус - это все правда, - улыбается Рома и с шутливой улыбкой добавляет: - А сверху натыканы спички и все это примотано изолентой».

К слову, использование зубочисток - не такой уж и миф: они фиксируют компоненты блюда в том же самом сэндвиче, делая его объемнее и привлекательнее. В арсенале фуд-стилистов есть и другие хитрости. Например, чтобы курица обрела вкусную корочку, быстрее всего подкоптить ее с помощью паяльной лампы, а не ждать часами, пока она приготовится.

Создать пенку в напитках еще проще, достаточно добавить в жидкость моющее средство, стиральный порошок или соду. В условиях многочасовой съемки многим продуктам выжить довольно сложно. Под софитами сначала умирает зелень, потом засыхает сыр, превращается в жижу мороженое, поэтому проблемные ингредиенты приходится «инсценировать».

В таких случаях мастеров «фотоеды» неоднократно спасал универсальный овощ - картошка. Часто с ее помощью создаются ровные и настолько правдоподобные шарики мороженого, что от оригинала просто не отличить. Что же касается несъедобных «обманок», то вместо сиропа можно использовать машинное масло, а свежесть и влажность фруктам и зелени прекрасно придает обычный глицерин.

Вообще, условно фуд-стилистику можно разделить на два направления: фуд-муляж и пуризм (в переводе с латинского - «чистый», это течение характеризуется стремлением к ясности и подлинности изображения). Все, что написано выше, относится к первому. В пуризме главная роль отдается натуральным продуктам, фальсификация неприемлема. Работы в этом «естественном жанре» больше напоминают картины, выполненные не красками, а дарами природы.

«Уверена, фуд-стилист должен уметь готовить. В крайнем случае понимать, как продукт может себя повести в процессе варкижарки и что нужно сделать, чтобы он в итоге имел презентабельный вид. Поэтому часто готовлю сама», - признается Татьяна.

Закутались и снимаем!

Как известно, красота требует жертв, то же относится и к съемке еды. Ради хорошей картинки фотографу и стилисту нередко приходится забывать о сне и собственном комфорте.

«Съемка - это не какой-то романтический акт с воздушными пирожными, которые мы поставили и запечатлели, нет! На самом деле мы как заведенные бегаем и думаем, как сделать так, чтобы еда не испортилась и выглядела отлично. Это сложный процесс: есть задача, и ее нужно выполнить. Однажды на съемку торта нам надо было встать в полчетвертого утра, через час мы были уже на месте и… опоздали - свет, при котором изделия получились бы лучше всего, ушел. В нашей работе случается и померзнуть: с тем же самым мороженым используем либо фуд-муляж, либо работаем прямо в промышленном холодильнике - закутались и снимаем», - рассказывает фотограф.

Пальчики оближешь!

В фуд-стилистике, как и в любом другом фототечении, есть свои тенденции. Социальные сети буквально наполнены красивыми фотографиями еды, посмотрев на которые становится ясно - многие фуд-стилисты без ума от разных грубых фонов. Они могут быть деревянными или бетонными и однозначно делают еду, расположенную на их фоне, очень стильной. А чтобы картинка не казалась пустой, важно дополнить ее деталями.

В качестве реквизита сейчас модно использовать приборы ручной работы, винтажную посуду и цветы. Но особенно в фуд-фотографии ценятся минимализм и снимки, напоминающие настоящие произведения искусства.








Загрузка комментариев...
Читайте также
22 минуты назад

В рамках новой стратегии розничного бизнеса ВТБ перезапустит...

36 минут назад
Песок с обочин транспортных артерий города вывозят круглосут...
56 минут назад

Уважаемые потребители! В случаях проведения плановых ремонтных...

сегодня, 11:03
Новости партнеров