Почему в смоленском парке запретили показ фильма «Тряпичный союз»

Общество
Почему в смоленском парке запретили показ фильма «Тряпичный союз»

Об этом инциденте в Смоленске, возникшем на пустом месте, не написал только ленивый. Информация об отказе  киноклубу «Траффик» в праве публичной демонстрации драмы Михаила Местецкого «Тряпичный союз» в канун Дня молодежи облетела все местные СМИ. Не осталась в стороне и Русская служба Би-Би-Си. Кота выпустили из мешка!

                        Решение «о воздержании»

Поговаривают, режиссер картины был крайне удивлен и обескуражен произошедшим. Дело привычное, когда прокатчики не берут российский фильм в прокат, опасаясь мизерных кассовых сборов. Однако ситуация принимает совершенно другой оборот в случае приписывания режиссерской работе несуществующей крамолы.

Напоминаю, что запрет на публичный показ фильма Местецкого (категория 16+) был наложен в Смоленске в Год кино. Ранее организаторы просмотра получили «добро» у режиссера и студии «Коктебель», инициатива нашла понимание и в управлении по культуре и туризму администрации г. Смоленска. Изначально планировалось, что вход на просмотр будет по пригласительным. «Тряпичный союз» посмотрят зрители, которым уже исполнилось восемнадцать. Однако в последний момент «что-то пошло не так». Как следует из ответа киноклубу «Траффик», в картине «обозначены социальные проблемы молодежи, но изображены они в форме опустошенности, агрессии, антисоциальных поступков, и мало что дают в помощь молодым людям.

... принципы культуры и нравственности, гордости за нашу историю, любви к своей Родине, духовного развития личности и здорового образа жизни. Всего этого в фильме «Тряпичный союз», к сожалению, не оказалось.

Прошу не считать наше решение о воздержании демонстрации фильма «Тряпичный союз» проявлением ретроградства, консерватизма и бюрократизма. Полагаем, что своим детям вы бы не стали показывать этот фильм».

Не показали.

Почему же, в таком случае, жюри престижных российских и международных смотров поддерживает работы молодых кинематографистов? «Тряпичный союз» сценариста «Легенды №17» Михаила Местецкого (в 2012 году его дебютная короткометражка «Ноги – атавизм» отмечена премией «Кинотавра») удостоился награды международного экспертного жюри за лучший европейский дебют на 56-м Фестивале детских и юношеских фильмов в Злине (Чехия). А также получил именной приз «Цветы таежной надежды» от президента Международного кинофестиваля дебютов «Дух огня» Сергея Соловьева («Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», «Сто дней после детства», «Бездельники»).

Молодежная драма Местецкого вошла в программу «Поколение» 66-го Берлинского кинофестиваля и номинирована на премию Российской гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон».

Инцидент на пустом месте

Решила лично ознакомиться с фильмом, попавшим в Смоленск в опалу , и пришла к закономерному выводу. В картине нет открытого призыва к экстремизму и революционному переустройству российского общества. Гипербола, гротеск - есть, но применение этих художественных инструментов как раз и понадобилось режиссеру для расстановки акцентов и заострения внимание на проблемах, которыми болен социум! Время «художественной росписи» реальной действительности «под хохлому» прошло. Сегодня нужно лечить язвы в душах, а не размазывать гжель по треснувшей штукатурке деформированного сознания. «Ямочный ремонт» культуры неизбежно приводит к разрухе, и Михаил Местецкий, как никто другой, понимает это.

К слову, «Тряпичный союз» показали публично на Дворцовой площади Санкт-Петербурга и в московском саду имени Баумана. Просмотры молодежной драмы в столицах (кстати, жанр фильма синтетический - здесь и сюр, и нуар, и комедия, и мелодрама, но мы возьмем на себя смелость возвысить «Тряпичный союз» до драмы) доказывают: в картине признаки экстремизма отсутствуют. Иначе бы Местецкого привлекли за популяризацию и пропаганду экстремистской деятельности в молодежной среде, и не отметили многочисленными призами и наградами на фестивалях.

Четверть века назад мы (и среди нас было немало будущих функционеров, пришедших во власть со временем) смотрели в кинотеатрах циничную «Маленькую Веру» Василия Пичула и романтический манифест Сергея Соловьева «Асса», восхищались непритязательными «Меня зовут Арлекино» Валерия Рыбарева, «Аварией – дочь мента» Михаила Туманишвили и безобидной «Танцплощадкой» Самсона Самсонова. Переживали, спорили, анализировали увиденное. Картины не отличались прилизанностью, были шероховатыми. Цепляли. Мы почему-то остро осознавали, где «хорошо», а где – «плохо»...

Беда в том, что «мы» и «они» смотрели эти фильмы по-разному. Увлекающиеся контркультурой ребята из 80-х, похожие на фонтанирующих идеями бездельников из «Тряпичного союза», со временем стали художниками, музыкантами, талантливыми педагогами. К слову о патриотизме и любви к Отечеству, многие сложили головы в Афганистане и Чечне. Другие совершили прорыв в современной русской литературе – например, лауреат премии «Русский Буккер» и, по совместительству, нацбол Захар Прилепин, дебютировавший с безапелляционно честным, шокирующим романом «Патологии», фрагменты которого были опубликованы в журнале «Искусство кино» в феврале 2005 года.

Нас развела жизнь по разным «пионерским» лагерям. Мы так и остались неформалами в душе. Азартными детьми, которые продолжают смотреть на мир глазами пытливого ребенка. Иронично, искренно и с юмором. Иногда – со злостью, ибо не в силах одолеть многоголовую гидру зла. В противоположном лагере находятся наши ровесники, забетонированные в монолит пиджаков и радеющие о морали и нравственности.

«Жри культуру!»

Как обозреватель по культуре, беру ответственность на себя. Смотрите «Тряпичный союз» и не бойтесь. Фильм не оскорбит нежные чувства подрастающего поколения и, подобно «Бойцовскому клубу» Финчера или «На игле» Бойла, дебют Местецкого отнюдь не преследует цели бросить вызов обществу и разрушить «духовные скрепы». Режиссер говорит с молодежью на понятном подросткам языке.

Михаил Местецкий отбросил в сторону шаблоны и кальки, сняв яркое, запоминающееся зрительское кино. Режиссер легко и непринужденно синтезировал артхаус и мейнстрим, и симбиоз получился, что надо: живой, радостный, философский и ироничный до сарказма. Этакий «сэлинджеровский», городской фольклор про современного Иванушку-дурачка, который пытается найти единомышленников «глупее себя». Да вот беда! Наивный недотепа Иван (Василий Буткевич) убежден: все хорошие люди, наследившие в душах потомков, - Джон Леннон, Курт Кобейн, Фредди Меркьюри и Элвис Пресли (и даже его интеллигентная бабушка!) - уже умерли. С живыми мечтателю Ване неинтересно, у живых один интерес, циничный до жути: «купи-продай». Пошел безутешный Ваня на кладбище, а там… живые! На голову увальня свалилась бесшабашная троица, гидра многоголовая: брутальный Петр (Павел Чинарев) – выходец из семьи советской номенклатуры, рафинированный будущий архитектор Андрей (Иван Янковский) и неотесанный пролетарий Попов (Саша Паль). На примере отдельно взятого «биоотряда» (именно так назовет Ваня группу паркурщиков - нонконформистов, намеренных заняться воскрешением людей) представлен социум в разрезе. Бездельники из группы, названной «Тряпичный союз», фонтанируют идеями; идеи сталкиваются, как шары на бильярдном столе и разлетаются по сторонам, не достигая лузы. Искусство, политика, религия и философия – винегрет стратегий и тактик, каша в головах! У каждого свой пунктик. Пролетарий Попов проповедует анархию и коммунизм, Андрей рассматривает перфомансы группы как художественные арт-проекты, Петр обратил «Тряпичный союз» в «научно-исследовательский монастырь» - конгломерат музицирования (за кадром звучат разухабистые темы группы «Шкловский», в которой играет и сам режиссер) и фанатичного, религиозного «столпничества» как протеста против бессмысленной, жестокой и пустой жизни взрослых. «Тряпичный союз» - эдакий трехголовый Змей-Горыныч из детской сказки. Кто в лес, кто по дрова. Тянут – потянут, к консенсусу придти не могут. Правда, надеются, что со временем их группа обретет популярность в молодежной среде и станет «Деревянным союзом». Если повезет, то и «Железным».

Бесконечные тренировки «Тряпичного союза» - ежедневные акробатические этюды. «Новые люди» не должны быть слабаками! Ироничный манифест Петра находит отражение в афоризме: «Толкаем одно – падает другое». Неважно, что упадет. Главное - начать! Каникулы на даче, баловство и шалости. Вагнер и попса. Впрочем, шалости не всегда носят безобидный характер. Попов в помощь Андрею трудится над созданием взрывчатой смеси – бредящий инсталляциями «архитектор» мечтает взорвать памятник Церетели, призывая бороться с антиискусством (единственная точка экстремума в фильме, которую, по всей видимости, и сочли за опасную крамолу смоленские чиновники). Да и не вандализм это вовсе, а свойственный юности максимализм, «борьба мечтателей с уродством». Гротеск, выразившийся в желании (но не намерении) разнести ко всем чертям лицемерный мир лжи. Покарать силовиков, которые на глазах у всех крышуют наркодилеров и деревенских работорговцев. Сотрудникам полиции наплевать на утонувшего подростка. Пускай водолазы ищут. Нет тела – нет дела…

Борьба с несправедливостью уводит героев Местецкого в озорной сюрреализм (поедание «троглодитом» Поповым «синих жуков») и сказочное волшебство. Почему Ваня в шутовском, тряпичном «биоотряде» хочет воскресить умерших людей? Мечтатель, ведущий в фильме от первого лица рассказ о том, как «ему пробили голову», хочет помочь людям обрести вечную молодость и не закоснеть. Не превратиться с годами в равнодушных и усталых стариков. Дать возможность избежать судьбы живых трупов.

Революция на даче Ваниной бабушки превращается в эволюцию сознания. Взросления, попытки построить свой собственный дом из обломков прошлого на дачных лопушках.

Где пропаганда нездорового образа жизни? Ничего этого в молодежной драме Местецкого нет. Есть другое: панковский призыв «жри культуру!», строчка из текста группы «Шкловский», ставшая лозунгом «Тряпичного союза».

«Тряпичный союз» в Смоленске «скушали» в прямом смысле слова.

Правда, не до конца: показ фильма все-таки состоялся в киноклубе «Траффик» 25 и 26 июня. Картину Местецкого посмотрели 100 человек… 


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 21:23
В Смоленском Поозерье очень ждут благотворителей, которые за...
сегодня, 20:56
Как и зачем похитители загнали мотоцикл в подъемник многоэта...
сегодня, 20:16
Специалисты смоленского филиала ПАО «Квадра» завершили ремон...
сегодня, 20:00

Опрос

Что делать с бродячими собаками в Смоленске?


   Ответили: 92