Как смоленский хирург покорил Северный полюс

Общество
22 марта этого года российский десант высадился в 60 км от самой северной точки планеты. Среди шести первых обитателей дрейфующей станции «Барнео» был и смолянин – хирург Юрий Вавулов, поисковик-спасатель, совершивший около 600 прыжков с парашютом.
- Российская полярная станция «Барнео» – единственная в этих широтах, - говорит  врач поисково-спасательной базы Гражданской авиации, хирург смоленской поликлиники № 6 Юрий Вавулов. - Она уникальна – ни американцы, ни канадцы, ни норвежцы не десантируются на полярные льды и не строят на Северном полюсе  взлетно-посадочных полос.  Зачем мы осваиваем Арктику? Это – демонстрация сил России, борьба за первенство в стратегической гонке за Север...
 ...Ил-76, под завязку груженный топливом для полярной станции, тяжело разбегаясь, отрывается от взлетной полосы и берет курс на Северо-Восток до земли Франца-Иосифа, а затем по меридиану – к макушке планеты. Через два часа полета в иллюминаторе появляются первые льдины. Десантники, которые прыгнут вместе с грузом, в последний раз проверяют снаряжение.  Десантирование на дрейфующий лед Арктики – одна из самых сложных «забав» настоящих мужчин. 
За бортом – минус 60. Самолет резко снижается, и теперь нужно отыскать большую льдину без разломов, где сможет разместиться базовая полярная станция и аэродром. Время ограничено – топлива хватит лишь на обратную дорогу. Сбросить груз нужно с первой попытки. Платформы с грузом по инерции уходят с борта самолета за 15 секунд. Высота предельно мала – около 300 метров.  Такой способ десантирования грузов наши летчики придумали еще 20 лет назад, но до сих пор его используют лишь в отечественной авиации. Все платформы точно ложатся на лед – выполнить такой маневр способны лишь несколько экипажей ВВС.
Набрав высоту 2 км, самолет еще раз заходит на льдины.  Звучит команда для парашютистов... Начало полярной станции \"Барнео\"- положено. Теперь на льдине полярники будут круглосуточно строить взлетно-посадочную полосу. Торосы и трещины рубят топорами, а ямы заливают водой, как каток. Счет идет не на дни, а на часы: начинать строительство можно только в конце марта. Уже в мае начнется таяние льдов, и нужно до этого времени провести весь комплекс-научно исследовательских работ. Вскоре сюда слетятся специалисты со всего мира – интерес к Арктике приобретает все большее стратегическое значение... 

 
Бортовой журнал хирурга


- На Севере нет места белоручкам. Здесь пахать нужно. Выбирают достойных, и, чтобы заслужить  право дважды побывать на северном полюсе, я два года набирался опыта, прошел на базе школу выживания.  Единственная привилегия при записи в группу, что ты – доктор. Льдина дрейфует в 2500 км от берега, случись что, помочь некому. А я могу выполнить любую операцию. Образование позволяет. Однажды довелось оперировать сердце, но пациент не выжил – слишком велика была кровопотеря. Ножевое ранение... 
16 марта, 22-20 (время - московское)
N 55038/ E 37023/ H 178 м. Москва. Солнцево

Подготовительные работы закончены. Должны были вылететь в Мурманск сегодня, но Генеральный Штаб не дал добро. Ждем. На «Жалюзи-2»  будут десантироваться шестеро. Это - Юрий Вавулов (в прошлом году вертолётчики дали мне прозвище «Чёрный Доктор» -  из-за сильно коптящей печки я был чёрный, как негр); Роман Дементьев (мой брат, коллега по Смоленской РПСБ, надёжный друг, будет прыгать на льдину впервые); Владимир Плигин (спасатель Мурманской РПСБ. Мой товарищ по прошлогоднему прыжку на льдину, 2 тыс. прыжков с парашютом); Дмитрий Подлесной (директор  Учебного центра спасателей Гражданской авиации. Полярник со стажем); Алексей Будницкий (именитый московский бейсер, организатор прыжков с Останкинской башни); Евгений Бакалов (он же Иваныч и дядя Женя. Парашютист-легенда. Совершил 6,5 тысяч прыжков, среди них прыжок в кратер потухшего вулкана на Камчатке и - Антарктида).
20 марта, 11-00
N 55036/ E 37o17/ H 172 м. t +10. Москва. Внуково

Борт прилетел! Началась погрузка. Настроение бодрое!
16-05
Взлетели. В салоне прохладно. Пытаюсь заснуть.
20 марта, 18-50
N 68047/ E 32045/ H 90 м. t -50 ветер 10-15 м/с (с порывами до 20). Мурманск. Аэропорт Мурмаши

Сразу начали разгрузку.  Очень холодно, темно, пурга, сильный ветер.
21 марта, 0-30
Работу закончили. У нашего тракториста Васьки повязка на руке сильно промокает кровью. Сегодня во Внуково он поранил палец на руке о лист жести. Осмотрел рану, в гостинице сделал все, что было необходимо в этом случае.  Попили чайку и легли спать.
21 марта, 8-30
Подъём. Перевязал Василия. Состояние раны неплохое. Всё будет хорошо.
22 марта, 3-00
Первый раз в жизни видел Северное Сияние. И хотя оно было бледно-зелёным, всё равно очень красиво...
22 марта, 12-30
После небольшой задержки долгожданный взлёт! Курс – Север! Скорость нашего Ил-76 – 745 км в час.
14-30
Пролетели какие-то острова на широте 800. Скорее всего – Архипелаг Франца-Иосифа. К прыжку всё готово.
16-30 – 17.00 N 890 «Жалюзи-2»
Ищем подходящую льдину. Лед в больших трещинах, сверху похож на жалюзи...
N 89028/ E 143000/
Льдина найдена! «Ил» снизился до 300 метров. В боковые двери сброшены шашки. Затем – выброска платформ. Набор высоты до 1700 м. Надеваю шлем и перчатки, иду к рампе на контрольный осмотр. Гендиректор НПЦ службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Дмитрий Глаголев пожал нам руки.
- Серьезно занялся прыжками с парашютом лет восемь назад. Страшно прыгнуть лишь в первый раз. Сейчас для меня прыжки – это работа. Серьезная, ответственная. Каждый этап прыжка еще на земле доведен до автоматизма, сотню раз прокручен в голове....
16-57
Открывается рампа – люк в хвосте самолета. Внизу безмолвная ледяная пустыня. Команда – ПОШЁЛ! Три с половиной секунды держал самолёт в кадре. Эти секунды растянулись на все десять... Помню уходящий Ил-76, отделяющихся десантников и ярко-красное солнце, которое светило в лицо и отражалось от самолёта. Должны получиться неплохие снимки!
- В 2005 году на соревнованиях по парашютному спорту ко мне подошел Андрей Булгарин и предложил  эту интересную работу. Он набирал спасателей, а врачей, которые прыгают с парашютом, не много...
...В этот момент Рома прошёл подо мной. Сделал ещё пару снимков, начал проваливаться. Странно – очки не замёрзли...
- Солнце – красное, глаза не слепит. Очки нужны для того,
чтобы при прыжке защитить глаза – на большой скорости  при минус  60 их можно запросто обморозить.
16-58
Парашют открылся мягко (для меня это важно - шлем с аппаратурой весит больше, чем  голова). Сделал несколько снимков бочек – все целы. Перелетел небольшую трещину около полуметра, приземлился в ста метрах от таборной платформы. Параллельно снимал Рому, он сел прямо рядом с платформой (не даром чемпион Смоленска по точности!). Сделал фото посадки Вовки и Лехи. Вовка приземлился без шлема – сорвало потоком. Уши белые-белые...
Собрались  у табора. Выпили по 50 грамм коньяка. Иваныч доложил на борт, что все живы-здоровы. Приступили к работе.
Солнце поднялось над горизонтом на полтора диска. Помню, как Лёха попросил нас прислушаться. Когда все замерли, произнес: «Как тихо здесь!» Ледяное безмолвие нарушали лишь небольшой шум ветра и оглушительный скрип снега под ногами десантников.
- Восторг! Льды, торосы. Снежные бури – палатку срывает напрочь! И солнце ходит по... кругу. А в прошлый раз высадились на лед на неделю раньше и смогли одновременно увидеть закат и рассвет. С одной стороны Солнце, с другой – Луна. Незабываемое зрелище!
22 марта, 20-00
Из-за сильного мороза (- 370) возникли трудности с установкой палатки. Ткань  сжалась, и дуги оказались длиннее на полметра! Провозившись  пару часов, решили  установить печку и отогреть внешнее полотно. После этого дуги стали без проблем.
- Основная задача при приземлении – выжить. Случись что, помощь окажут только через три дня. Оторванному от всего мира человеку приходится надеяться только на себя. Все спасатели подготовлены к выживанию в экстремальных условиях – иглу построим в два счета! При десантировании у каждого в личном контейнере нож, теплые вещи, сигнальные патроны, приборы для определения координат. Дополнительная страховка никогда не помешает – при выбросе платформы, в которой палатки и прочее снаряжение, может не открыться парашют. Или его вообще оторвет, и платформа разобьется. Как в прошлый раз, когда при приземлении все печные трубы из дюрали сплющились. Топить по-черному? Угорим. Были листы жести,  согнули один, получилась печная труба. Через три дня нам десантировали нормальные трубы. А если бы их и не сбросили, все равно выжили бы.
23 марта, 1-00
Устали и замёрзли. Перекур. В палатке пожарили на печке гребешка, погрели консервы. Вскипятили чай. Позвонили родным по спутнику – всё в порядке! И снова работать.
23 марта, 7-00
Рома заснул в палатке с кружкой чая в руке. Я уложил его на раскладушку.
23 марта, 19-00
N 89029/ E 1420 «Жалюзи-2»

На чай зашёл  старший вертолётчик Александр Плёнкин. Рассказал, что льдина для \"Барнео\" треснула. Ищут другую. Мы практически всё сделали. Осталось снять подвески и удлинители с двух дальних платформ.
24 марта, 10-00
N 89030/49// E 140011/00//, H -6 м, t -380, ветер 4 м в сек. «Жалюзи-2»

18-30
N 89030/48// E 140011/57//, H -6 м, t -370. \"Жалюзи-2\"

\"Ждём. Готовимся к переезду. Народ дремлет, я должен разбудить Диму в 19-00. Радиостанция включена.  От нас до \"Барнео\" около 30 км к Северу.
25 марта, 21-00. \"Барнео\"!
Сразу приступили к разгрузке, установке палатки и печки. По сравнению с прошлым годом печки коптят меньше, трубы не забиваются сажей. Хотя... печки дрянные. Мы в керосиновой копоти, как черти.
27 марта, 4-00
N 89049/06// E 157052/34//, H 5 м, t -390, ветер 1-2 м в сек. \"Барнео\"

Заканчивается керосин. В запасной канистре пусто. Сходил к вертолётам, привёз бочку к нашим палаткам. Когда в печку перестаёт поступать керосин, температура в палатке сразу же падает с +200 до -300. Арктический холод пробирает до костей.
- Главная опасность, подстерегающая полярника, - холод. Если двигаться и быть тепло одетым, при - 47 можно выдержать двое суток. Но... потом обязательно захочется спать, и тогда верная смерть. Я говорил своим: «Ребята, терпеть не нужно. Чуть что – обморожение и гангрена. Следите за собой. Никто вас не гонит, все равно эту работу мы сделаем...»
Сам работал вдалеке от палатки, так пришлось кулак в рот засунуть, чтобы пальцы не потерять. Другого выхода не было. Понял, что не добегу. Вот и брали теплой одежды с запасом. Не для себя, так для товарища... Когда мороз и 100-процентная влажность, ощущаешь каждый градус. Каждый!
27 марта, 11-00
N 89049/16.8// E 156018/07//, H -8 м, t -360, штиль.\"Барнео\"

Построено около 300 м взлетно-посадочной полосы. Первый технический рейс запланирован на 28 – 29 марта. Вертолётчики строят баню – кабинку из фанеры, куда можно забежать с ведром горячей воды и помыться. Но лично меня такая помывка не привлекает. Стены «бани» покрыты инеем, температура внутри кабины -300.
Сделал утренний обход по палаткам – больных и раненых нет. «Чёрного доктора» в каждой палатке встречали тепло, угощали чаем и бутербродами с осетриной.
- Живности – никакой. Территория смерти...  Но, когда разравнивали взлетку, пробурили скважину и поймали двух малюсеньких креветок. Был случай – лежим в палатке, слышу скрип снега. Оглушительный! И тут я понимаю, что НЕКОМУ там скрипеть, все товарищи в палатках. Вряд ли это был белый медведь, но кто его знает?.. 
27 марта, 20-20
N 89049/32.6// E 153039/24//, H -5 м, t -370, ветер – 5 м в сек. \"Барнео

Дрейфуем в сторону Полюса. Он уже в каких-то 16 км от нас. Сегодня  установили Ось Земли, где мы и сфотографировались по возвращении в лагерь.
На ужин Дима приготовил гречку с тушёнкой и забыл её посолить. Но каша была сносной  и без соли, и мы с аппетитом съели всё. Возникло смутное чувство дежа-вю: в прошлом году Тёма накормил нас «солёными» макаронами по-флотски. Догадка подтвердилась, когда Дима налил чаю. Пить его было невозможно – заварен на солёной морской воде! 50 литров воды, которую мы взяли с собой, закончились, и сегодня пришлось перейти на снег. Снег для питьевой воды нужно брать только на равнине (ни в коем случае не у торосов), захватывая не более 4–5 см поверхностного слоя. Пришлось мне, как опытному полярнику, заняться решением этой проблемы.
Лёха показал залежи рапака, которые нашли вертолетчики. Рапак – многолетний морской лёд, из которого с течением времени испарилась соль. Он содержит минералы и гораздо вкуснее дистиллированной воды, получавшейся из пресного снега.
За ужином Иваныч сообщил, что на Полюсе состоятся парашютные прыжки...
28 марта, 17-20
N 89049/58// E 148055/34//, H -3 м, t -370, ветер 3 м в сек. \"Барнео\"

После обеда мы с Ромой отправились к дальней платформе, снять откидные панели, рамы и оставшиеся звенья. Остальной народ занялся вырубкой майны - традиции нарушать нельзя.
Обряд крещения на Северном Полюсе  придумал Дима Подлесной несколько лет назад.  С тех и появилась традиция купаться в майне при минус 8 по Цельсию – крайней точке замерзания воды. Оставляем дно, чтобы не затянуло под лед, и – вперед!
Строительство полосы подходит к концу. Еще нужно успеть совершить прыжок, искупаться в ледяной воде и свернуть лагерь.
Не забыть бы часы перевести на летнее время...
29 марта, 14-00
N 89050/16// E 145048/39//, H -9 м, t -370, ветер 4 м в сек. \"Барнео\"
14-30

Первый Борт улетел. Прыжка не будет – не готова тандем-пассажирка Ирина.
18-30
Всё собрали. Печь на полную мощность! Дима даёт инструктаж по технике безопасности во время купания в Арктическом океане.
20-05
Купание состоялось. Вовсе не холодно. Здорово!
21-00
Прибыл второй борт. Быстро собираемся и грузимся.
23-00
Взлёт.
30 марта, 00-30
N 830 E 015o. Над Арктическим океаном

Постепенно стемнело. Появились первые звёзды. Одна из них – Полярная,  почти в самом зените. Ночь. Настоящая... Не та «ночь», когда солнце слева. Мы с Ромой этого не видели. Спали. Впереди нас ждал Шпицберген, авиакруиз вокруг Скандинавии с посадками в Тромсо и Осло, Москва и наш родной Смоленск. В этом году мы снова одержали победу над суровой стихией и возвращались домой победителями.







Загрузка комментариев...
Читайте также
54 минуты назад
Губернатор Смоленской области Василий Анохин в соцсетях прок...
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
вчера, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
вчера, 21:12
Новости партнеров