Сети раздора

Общество

С приходом в наш регион крупных сетевых гипермаркетов и торговых центров жизнь местных производителей потребительских товаров и продуктов питания значительно осложнилась, поскольку из-за централизованной системы закупок попасть на прилавки таких магазинов им практически невозможно, а конкурировать с торговыми гигантами нереально. Что делать в этой ситуации, перестраиваться под них или менять собственное направление деятельности?

Прессинг ассортимента

Именно этому был посвящен один из «круглых столов» на форуме малого бизнеса «Рывок-2015», который состоялся 22 сентября в КВЦ имени Тенишевых. В одном месте удалось собрать представителей крупных федеральных торговых сетей, локальных смоленских сетей, местных предпринимателей, законодателей и общественников.

- Сегодня можно говорить, что двигателем торговли является лень. Люди хотят купить все в одном месте, - говорит Денис Марченков, генеральный директор ТРЦ «Галактика». – Кроме того, все должно эволюционировать, а большие торговые центры - это естественный этап развития.

Также мыслят и представители крупных федеральных торговых сетей, которые имеют свое представительство в Смоленске.

- Мы ориентированы на средний ценовой сегмент и стараемся проводить гибкую политику, - говорит Наталья Филатова, управляющий центром METRO Cash & Carry Ltd Смоленск. - Да, у нас другие уровни закупок, но и другие возможности по ценообразованию и скидкам. Мы стараемся работать с местными производителями, как, например, сотрудничаем сейчас с одним поставщиком фруктов и овощей. Если совместная деятельность складывается в регионе, то мы выводим этого поставщика на федеральный уровень. Решение об этом принимается централизованно, но регионы могут настойчиво рекомендовать.

Менее крупные федеральные торговые сети оказываются более гибкими в современной рыночной ситуации и могут быстрее принять решение, чтобы тот или иной местный товар попал на полки в региональных магазинах. Тут главное - анализ предпочтений людей и мощности локальных производителей.

- Восемь процентов товаров у нас на полках произведены в Смоленске, и это достаточно много, - говорит Александр Шарин, руководитель отдела закупок регионального отделения Смоленск - Брянск DIXY Group. - При этом, скажем, в Липецке эта доля составляет 30 процентов, но там гораздо более сильные производители.

- У исконно смоленских сетей ситуация иная, они изначально ориентированы на местных производителей, легко работают с ними. Но проблема в том, что, как только товар «выстреливает», его забирают крупные ритейлеры, а нам ничего не остается, - говорит Анатолий Попадюшкин, управляющий розничной сетью супермаркетов BVS.

Защита бренда

Эксперты полагают, что большой проблемой смоленских производителей является то, что они не работают над стратегическим продвижением своего бренда и действуют разобщенно, что значительно их ослабляет и делает неконкурентоспособными.

- Нам нужна консолидация малого и среднего бизнеса, а также представители этого класса в законодательной власти, - считает депутат Смоленской областной Думы, руководитель компании по продаже компьютерной техники «Принцип Компани» Сергей Щебетков. - Сегодня противостоять сетевым монстрам очень сложно, ведь зачастую заказать в Интернете можно больше и дешевле, чем купить в магазине. Признаю, что даже мой бизнес является сезонно убыточным, и только выход на новые рынки и освоение других видов бизнеса позволяют его поддерживать.

Крупные смоленские предприниматели, чьи проекты переросли границы региона, также выступают за широкий взгляд на бизнес.

- Глобализация - естественный процесс, она меняет способы входа на рынок, - считает Андрей Шульман, генеральный директор ГК «Саморезик». - В такой ситуации давление на местных производителей будет только возрастать. Есть несколько путей развития: интегрироваться в структуры федеральных игроков или, вполне вероятно, рассматривать новые виды бизнеса, например, сферу услуг. Там роль играют не столько ресурсы, сколько личные компетенции.

Все федеральные игроки когда-то были местными компаниями, что их отличает от других? Умение стратегически мыслить.

Франчайзинг в руки

Вполне ожидаемо в ходе обсуждения речь зашла и о франчайзинге («аренде» товарного знака). Сегодня в Смоленске очень много торговых точек работают именно по этой системе, но многие крупные бизнесмены, которые поднимали свое дело с нуля, скептически относятся к подобным начинаниям.

- Я хотел бы предостеречь смоленских предпринимателей от работы по франчайзингу, потому что в этом случае вы не застрахованы от того, что владелец не придет и не отнимет ваш бизнес, - считает Сергей Щебетков.

Однако другие участники дискуссии не разделили его мнение.

- Риски существуют всегда, - говорит Денис Марченков. - У нас в торговых центрах работают по франшизе большинство предпринимателей.

- С другой стороны, гораздо проще взять уже существующую проработанную модель бизнеса и начать развивать ее и зарабатывать, нежели проходить весь этот путь самому, - говорит Елена Московцева, руководитель смоленского отделения организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

Еще один участник дискуссии Юрий Стружинский, начальник отдела маркетинга и аренды ТЦ «Юнона», отметил, что, к сожалению, в России слишком распространено рвачество, желание нажиться на потребителе, а не забота о нем, но выразил надежду, что новое поколение предпринимателей сможет от этого отойти.

Коммерция и политика

Обсудили и перспективы сотрудничества бизнеса и власти.

По мнению Елены Московцевой, им нужно избегать противостояния, чаще садиться за стол переговоров и приходить к консенсусу, которого пока не наблюдается. Денис Марченков выразил мнение, что предприниматели сами смогут развивать свою территорию, главное – не ставить им административных препон.

Так или иначе, а разделять политику и экономику нельзя, потому что они всегда идут рука об руку. Хороший пример активной политической воли в плане урегулирования ценообразования и помощи населению привел Александр Шарин:

- У нас в Брянске в какой-то момент взлетели цены на хлеб. Тогда сверху было принято волевое решение заморозить их на определенном уровне, несмотря на то что многие депутаты там выходцы из крупного бизнеса и стараются его всегда защищать.

Сухой остаток

Приход в регионы крупных торговых сетей - это объективная реальность. Стоит сказать, что большинство смоленских предпринимателей относятся сегодня к этому совершенно спокойно и видят перспективу даже в такой ситуации.

- Конкурировать с сетями можно за счет гибкости и гораздо более короткой цепи принятия решений, - уверен Юрий Стружинский. - При этом нужно постоянно повышать стандарт обслуживания, который у местных компаний традиционно ниже.

Кроме того, Елена Московцева вспомнила одну хорошую европейскую тенденцию - устраивать в каждом гипермаркете отдел, сформированный исключительно благодаря местным производителям.

А Андрей Шульман отметил, что немаловажную роль в процессе стабилизации регионального рынка играет привлечение инвестиций. Потому что именно благодаря им могут появляться знаковые предприятия, продукция которых будет продаваться за пределами субъекта, возвращаясь в бюджет в виде доходов.


Автор: Михаил Ефимкин







Загрузка комментариев...
Читайте также
2 минуты назад
Трагедия случилась вчера вечером в Холм-Жирковском районе.
46 минут назад
Это связано ликвидацией пожара в Кардымовском районе.
сегодня, 07:25
Губернатор В.Н.Анохин вновь обратился к смолянам в своих соц...
сегодня, 05:28
Губернатор Смоленской области Василий Анохин в соцсетях прок...
Новости партнеров