Перестройка по-смоленски. Как это было З0 лет назад

Общество

Интересно, когда найдутся желающие переписать историю перестройки? Если после смерти ее последнего свидетеля, то это нормально. Но, скорее всего, терпения не хватит, и новоявленные «несторы-летописцы» взялись за дело уже сегодня, по ходу дела отказываясь от риторики «тяжелых потрясений» в пользу несложных манипуляций по замене черного на белое и наоборот. Так что же было 30 лет назад, когда великая держава вмиг разлетелась на осколки союзных республик, ставших для всего мира «постсоветским пространством»? И можно ли называть происходившее тогда перестройкой?

Свежий ветер перемен

По сути, перестройка была объявлена Генсеком ЦК КПСС М. С. Горбачевым 15 - 17 мая 1985 года на встрече с партактивом Ленинградского горкома КПСС. Прозвучало это так: «Видимо, товарищи, всем нам надо перестраиваться. Всем». Но направлением развития государства это стало в 1987 году.

По оценке людей, родившихся в конце ХIХ - начале ХХ века, ситуация в стране очень напоминала послереволюционный НЭП. На рынках и улицах Смоленска сначала появились торговые палатки и разношерстные ларьки. Следом за ними подтянулись крепкие ребята в спортивных костюмах. Рэкет быстро превратился в отдельную отрасль теневой экономики, а слово «бандит» стало означать престижную профессию. Вошло в моду ходить в церковь. Как-то раз один истинно верующий бизнесмен рассказал мне, что почувствовал себя очень неловко, когда в соборе во время службы увидел рядом с собой хорошо знакомого ему киллера из смоленской организованной преступной группировки. О чем просил Бога этот человек? Отпустить ему смертные грехи или послать успехов в работе?

Сложившаяся социальная среда не особенно отягощала себя раздумьями о демократии. С несогласными и конкурентами поступали просто. Как однажды сказал популярный в те годы телеведущий, «трупы бизнесменов стали привычным украшением российского ландшафта». В Смоленске гремели выстрелы, взлетали на воздух престижные иномарки, а на крики из-за стен соседи не обращали внимания. Ну, поставили на кого-то включенный утюг или воткнули горячий паяльник вместо клизмы… Просто бизнес, ничего личного.

Один мой знакомый охотовед вдруг заметил, что по разбитому проселку к местному озеру в заброшенном песчаном карьере по вечерам зачастили иномарки. Потом со дна этого водоема извлекли то ли пять, то ли семь неопознанных трупов, завернутых в полиэтиленовую пленку.

А жизнь продолжалась... Толпы «челноков» осаждали поезда в Польшу, перетаскивая туда сотни оверлоков, которые делали в Смоленске, а оттуда везя импортные товары, и тут же сбывали их на «Колхозке». На базаре стояли люди всех профессий и возрастов. Майор милиции в розницу торговал бытовыми железяками, знакомая журналистка возила из Белоруссии польские куртки, а из приоткрывшейся Турции – мужские брюки. Один уголовник, только что отмотав срок, открыл в подвале на улице Пржевальского цех по пошиву импортных «фирменных» джинсов, при этом приторговывая хлынувшими через западную границу газовыми пистолетами. Для желающих на месте их переделывали в боевые, правда, гладкоствольные. Возле собора крутились фарцовщики, высматривая автобусы с иностранными туристами. Их предводитель, пацан нетрадиционной ориентации, предлагал интуристам за «зеленые рубли» все виды услуг.

В 1987 году в Смоленске появился первый официально зарегистрированный ВИЧ-инфицированный. К тому же, как оказалось, он числился в списке активных доноров…

Сельское хозяйство захлестнула волна фермерского движения. Под лозунгом «Фермер накормит государство!» люди брали кредиты на развитие КФХ, сельхозтехнику… Земля вокруг Смоленска, например, была разделена до клочка. Правда, через год-два остались в основном только те немногие хозяйства, что существуют и сегодня. Банки, за невозможностью взыскания, списали им долги. До последнего держались Талашкинская птицефабрика им. 60-летия Союза ССР, не сдавался ордена Ленина колхоз «Красный Доброволец»...

Но не все оказалось так плохо. Благодаря демократизации в книжных развалах на Блонье и возле здания облсовпрофа появились ранее запрещенные советской цензурой книги Солженицына, Гроссмана, Платонова, Булгакова, Пастернака… Можно было раздобыть «Плаху» Айтматова, «Детей Арбата» Рыбакова или «Белые одежды» Дудинцева. В 1987 году началась масштабная реабилитация жертв сталинских репрессий.

Горбачев опоздал

Вспоминает Алексей Иванович Орлов, почетный гражданин города-героя Смоленска, председатель облисполкома, а затем председатель Комитета по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству Верховного Совета РСФСР:

- Первым о перестройке заговорил один из лучших и талантливейших руководителей страны, Алексей Николаевич Косыгин. В 1965 году по его инициативе было принято Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О новых методах планирования и экономического стимулирования». Этот документ предусматривал отказ от тотального планирования всего и вся, предоставление большей самостоятельности местным органам власти, руководителям промышленных предприятий. Действовало постановление в течение двух лет, за которые мы все почувствовали его положительное влияние. Руководители стали более самостоятельными, начал внедряться хозрасчет, появилась возможность оставлять больше средств на развитие и модернизацию предприятий, решение социальных вопросов, реальное повышение зарплаты. В общем, был отмечен явный положительный сдвиг в развитии всех отраслей экономики и жизни советских людей. Но в ЦК КПСС нашлись силы в лице заведующего отделом агитации и пропаганды А. Н. Яковлева и некоторых других товарищей, которые сумели убедить генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в том, что эти реформы открывают путь к реставрации капитализма в стране.

Здесь уместно заметить, что идеи А. Н. Косыгина взял на вооружение китайский реформатор Ден Сяо Пин. Они внедрялись в Поднебесной 40 лет и вывели экономику Китая в число сильнейших в мире. Как выяснилось впоследствии, Яковлев был секретным сотрудником ЦРУ, о чем писал в своей книге бывший руководитель КГБ СССР Крючков. И все же страна продолжала развиваться.

В 60 - 70-е годы прошлого века в Смоленской области вошли в строй более 20 промышленных предприятий. Развивались и районы: Гагаринский, Вяземский, Сафоновский, Дорогобужский, Ярцевский, Рославльский.

Строились перерабатывающие производства в Починке, Духовщине, Ершичах, Хиславичах, Угре, Темкине. Это позволило в 6,5 раза нарастить объемы промышленного производства, в 15 раз увеличить объемы электроэнергии, в 3 раза – производство сельскохозяйственной продукции, в 3 раза – объемы капвложений. Смоленщина занимала ведущие места среди 16 областей Центрального региона России. Это решило первостепенную на тот момент задачу.

Но реформы назревали

- В руководстве страны оказались пожилые и нездоровые люди. Да, они внесли свой колоссальный вклад в победу в Великой Отечественной войне, восстановление государства после военной разрухи и по праву заслужили достойный отдых, но с постов не уходили. Ненормально, когда за три года СССР похоронил трех своих руководителей. Поэтому большинство советских людей положительно восприняли приход к власти в марте 1985 года сравнительно молодого М. С. Горбачева. С этого началась перестройка в СССР. Тогда это никого не насторожило. Кто мог возражать против призывов повышать производительность труда или лозунга «Больше демократии, больше социализма».

Моя первая встреча с М. С. Горбачевым как с генеральным секретарем ЦК КПСС состоялась в июне 1987-го. Я тогда работал секретарем ОК КПСС по строительству и был депутатом областного Совета. В ЦК проводилось совещание с руководителями промышленных предприятий страны и отраслевыми секретарями центральных комитетов партии республик, краев и областей. В зале было около тысячи человек. Выступали министры, директора крупных заводов, руководители с мест. Присутствовал и Горбачев. В конце совещания он взял слово. Нам было интересно: что он скажет? До этого было сделано много критических замечаний. Выступал Михаил Сергеевич минут 35 - 40 и окончательно разочаровал присутствующих. Он говорил обо всем и ни о чем. После совещания у меня и многих других участников этого форума возникла тревожная мысль, что к руководству страны допущен случайный и недалекий человек.

С приходом к власти Горбачева были отстранены от работы большие государственные люди, настоящие профессионалы. На смену им пришли малоопытные, неподготовленные, но преданные новому генсеку чиновники.

До сих пор смоляне вспоминают с теплым чувством глубокой благодарности Ивана Ефимовича Клименко. Он был талантливым и незаурядным руководителем. Но события развивались по сценарию, за которым было больно наблюдать. В 1989 году из СССР вышли прибалтийские республики, начались кровавые события в Узбекистане, Грузии, Азербайджане и, наконец, в 1991 году, «благодаря» деятельности М. С. Горбачева, рухнул СССР. Есть книга украинского писателя Бориса Олейника «Князь тьмы» - о тех событиях. В ней Горбачев прямо назван предателем всех времен и народов.

А дальше была эпоха Б. Н. Ельцина. Да, СССР распался, но оставались РСФСР и ее Верховный Совет, депутаты которого заблокировали принятие закона о приватизации, а при формировании государственного бюджета предусматривали в нем средства на развитие отечественной науки, культуры, сельского хозяйства, строительство жилья, здравоохранения и образования.

Я в то время был членом Президиума Верховного Совета РСФСР, председателем одного из его комитетов. Это мешало кукловодам первого Президента России. Поэтому в октябре 1993-го состоялся расстрел здания Верховного Совета, после чего стартовало тотальное уничтожение экономики государства, распродажа промышленных предприятий, колхозов и совхозов.

В области одним из первых приватизировали и разорили Вяземский завод графитовых изделий, в строительство которого было вложено много труда. Графит нужен был атомной энергетике, изделиями этого предприятия на нашем авиазаводе облицовывали фезюляж космического челнока «Буран», чтобы он выдержал высокие температуры при вхождении в плотные слои атмосферы.

В короткое время закрылись заводы электроники «Диффузион», «Протон», были сокращены мощности практически всех производств. Прекратил свое существование льнокомбинат, на котором трудилось свыше 7 тысяч человек, его продукция поставлялась в 40 стран мира. А еще – швейное объединение «Восход», обувная фабрика, были разрушены почти все первичные льнозаводы в районах, развалено сельское хозяйство. Теперь уже ни для кого не секрет, и В. В. Путин это подтвердил, что на момент приватизации у А. Б. Чубайса работали 400 американских советников, половина из которых являлись действующими сотрудниками ЦРУ. На Смоленщине одним из самых активных приватизаторов стал губернатор В. П. Фатеев. Я лично был участником заседания, на котором А. Б. Чубайс, говоря о высоких темпах приватизации, приводил в пример Смоленскую область.

Оглядываясь на пройденный путь, на нынешние и вчерашние события, убеждаюсь, что никакой пользы горбачевские и ельцинские реформы стране не принесли. И сегодня все больше здравомыслящих людей среди ученых, депутатов, руководителей предприятий склоняются к мысли о смене модели экономики на ту, которую в 1965 году предложил Алексей Николаевич Косыгин.


Автор: Андрей Завьялов







Загрузка комментариев...
Читайте также
26 минут назад

Об этом рассказали в администрации семлевского сельского...

сегодня, 08:05

Об этом рассказали в региональном управлении Росгвардии....

вчера, 22:17
Александр Новиков рассказал о рабочей поездке в социальных с...
Новости партнеров