Александр Прохоров: «Денег хватало только на ямочный ремонт»

Общество

Каждый из нас хотя бы раз в жизни сожалел о какой-либо невыполненной работе. Помешали рутина, обстоятельства... «Рабочий путь» в преддверии празднования Дня города и Дня освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков провел блицинтервью с тремя экс-руководителями администрации столицы нашей области на тему «Что бы я сделал, если бы остался мэром». Из четырех экс-управленцев не смог поговорить с нами только Константин Лазарев.

- Александр Дмитриевич, наш город похорошел? Какие-то проблемы остались?

- За эти полтора десятилетия Смоленск разительно изменился в лучшую сторону. Конечно, сыграли роль федеральные деньги к 1150-летию. Выполнен большой объем работ. Нужно отдать должное и руководству города, и всем властям, которые принимали в этом участие. Смоленск стал гораздо симпатичнее и привлекательнее.

А что до проблем, они везде схожи -и «коммуналка», и дороги, а сейчас снова на первый план выходит нехватка средств в бюджете. Но что характерно для Смоленска - это наличие юбилейных объектов, которые нужно доделывать. За счет каких средств, каким образом - трудно сказать. Радует, что Смоленск получил два крупнейших физкультурных объекта не только в масштабах области, но и страны - базу СГАФКСТ и комплекс на ул. Черняховского. Но они в эксплуатации финансово- и энергоемкие. Если с академией спорта понятно, то как завершить и содержать целую спортивную систему в Реадовке - большой вопрос.

Другая важнейшая проблема касается перспектив развития. Мы сейчас зажаты в рамках города, так сложилось исторически. По-моему, властям нужно повернуться к двум крупным проектам - Вязовеньке и Миловидову. По Вязовеньке есть и готовая проектно-сметная документация, и люди, которые готовы вкладываться, но без помощи первых лиц города и области они ничего не могут сделать. Видимо, нужна политическая воля, чтобы дать ход этой стройке. То же и с Миловидовом - одна компания-застройщик его не вытянет.

- Вы работали главой администрации, потом, будучи губернатором, напрямую соприкасались с городскими проблемами. Какие из них удалось решить?

- Когда я возглавлял городскую администрацию, на дороги вообще не было денег, хватало только на ямочный ремонт. Уже в бытность губернатором в начале 2000-х реконструировали при участии областной администрации Большую Советскую, реализовали еще несколько крупных проектов.

В период моего руководства городской администрацией остро стояла еще одна проблема - работы общественного транспорта, не хватало подвижного состава. Мы закупили троллейбусы, автобусы, потом за них долго рассчитывались.

Но планы были грандиознее: реконструировать старую Поповку -вплоть до сноса хрущевок и т. д. Время распорядилось по-своему, мне недолго пришлось руководить Смоленском - я участвовал в выборах и стал губернатором.

- Додефолтные 1997 - 1998 годы были относительно благополучными в экономике. А как это сказывалось на городе?

- Был определенный подъем. Практически все предприятия работали, более того, появлялись новые. Но Смоленск, как и сейчас, был донором. Значительная часть платежей в региональный бюджет идет за его счет. Мы уже тогда поднимали вопрос о статусе столицы региона (закон «О статусе административного центра Смоленской области - города-героя Смоленска» был принят в 2008 году, но денег по нему город не получил. - Прим. ред.).

- Чем занимаетесь?

- Как говорят в спорте, сейчас я свободный агент. Есть предложения, не хочу их пока озвучивать. Поэтому стараюсь больше времени проводить с семьей.

Экономика не терпит пустоты.

- «Жирные» годы, когда выделялись большие деньги на подготовку к юбилею, прошли, сейчас настали «тощие». За время вашего руководства городом и областью были и те, и другие.... Что об этом думаете как руководитель?

- Смоляне такой народ, что всегда найдут выход из сложившегося положения, внешние факторы на уровень благосостояния как-то не очень сильно влияют. Да, сейчас потяжелее будет с бюджетом. Но ситуация не до такой степени критическая – были времена и хуже, например, начало 90-х, середина 2000-х. Все равно люди будут трудиться, платить налоги, появляться новые предприятия. Никуда от этого не денешься. В этом плане оптимист, считаю, ничего страшного в том, что праздники кончились, нет. Единственное, надо доделать то, что не доделали.

- Сейчас обозначилась тревожная тенденция – в регионе закрылись либо находятся на грани банкротства несколько крупных предприятий: Смоленский молочный комбинат, Сафоновский электродный, завод холодильников, автоагрегатные заводы, Ярцевский хлопчатобумажный комбинат работает вполсилы...

- Думаю, это естественный процесс - идет отмирания старого и возникновения чего-то нового. Да, ХБК в свое время процветал. Но сейчас он уже выдерживает конкуренции – появились предприятия с совершенно другими технологиями, которые работают с другими материалами... И завод холодильников давно дышал на ладан. Еще, по-моему, с «Сименсом» были переговоры о том, что он будет здесь выпускать бытовую технику. Почему-то не сложилось. Другое дело, что сейчас нужно правильно акценты расставлять, какой сфере экономики уделить повышенное внимание.

Конечно, «Роса» - это пример из другого ряда. Здесь уже надо чтобы экономисты и городской администрации и, прежде всего, областной, занимались конкретикой. Смотрели, что нужно сделать, как выживать региону в этой ситуации.

Здесь можно вспомнить авиационный завод. У предприятия были серьезные проблемы, а потом оно получило большие заказы, и сталкивается с нехваткой кадров.

Казну не растянешь, нужно зарабатывать. Кстати, в 2000 году Смоленщина была одной из самых перспективных по темпам роста экономики. У нас была задумка и цементный завод построить,  и «Кока-кола» просилась на территорию Смоленской области...

- А почему не пришла?

- Не сговорились, это уже чисто внутренние дела. Объективные причины как возникают? Вот сейчас с Евтушенковым  произошла эта ситуация (владелец АФК «Система» арестован по обвинению в финансовых злоупотреблениях. – Прим. авт.). Сколько раз пытались «затянуть» его на Смоленщину, и я тоже пытался! Он же наш земляк, родом из-под Смоленска, из деревни Каменщина. Потом он даже пару раз пытался зайти, но понимания не получил, и очень  обиделся на свою малую родину, что не пошли ему навстречу. А у него была хорошая задумка – создать здесь сеть гостиниц. Также он хотел взять автовокзал и развивать в регионе междугородний и внутренний транспорт. Но почему-то наши руководители не пошли на это. В этой ситуации, наверное, нужно идти на уступки, если люди такого уровня проявляют интерес. Здесь уже нужно все бросать и «затаскивать» их. Но, думаю, жизнь заставит. Если какие-то предприятия отмирают, даже если сейчас на их месте появятся торговые центры, то все равно что-то новое появится. Экономика не терпит пустоты.

Справка «РП»

Александр Прохоров родился в 1953 году. В 1976-м окончил Смоленский филиал МЭИ. Работал на Смоленском авиационном заводе, возглавлял  Смоленский горком ВЛКСМ, был  заведующим промышленно-транспортным отделом и вторым секретарем Промышленного райкома КПСС, заместителем и председателем Промышленного райисполкома г. Смоленска. С 1992 года - замначальника УЖКХ администрации города, в 1996 году стал главой администрации Промышленного района, в марте 1997-го утвержден на конкурсной основе главой администрации Смоленска. С мая 1998-го по  май 2002-го – губернатор Смоленской области.

Эдуард Качановский: "Троих сыновей родил, деревья посадил, достраиваю дом"


Автор: Николай Медведев







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 14:44

Инцидент произошел сегодня, 19 апреля, на улице 25 Сентября....

сегодня, 15:18
Новости партнеров