Опека и попечительство: нарушение прав ребенка или непонимание закона?

Общество

639 юных смолян находятся сегодня под опекой... За этой статистикой скрываются конкретные судьбы детей. Как сложится жизнь ребенка? Это зависит не только от опекуна, но и от государственных органов, органов местного самоуправления, которые становятся участниками жизни ребенка, попавшего в непростую жизненную ситуацию. В последнее время СМИ пестрят сообщениями о трагедиях в семьях усыновителей и опекунов. Кто виноват и что делать? Об этом разговор с начальником управления опеки и попечительства Администрации города Смоленска Михаилом ЛЕОНЕНКОВЫМ.

- Вместо того чтобы создавать положительную мотивацию к усыновлению детей, СМИ гораздо чаще хватаются за «жареные факты» и вину за случившееся полностью взваливают на органы опеки и попечительства. Но, как показала практика, большинство обвинений оказываются абсолютно несостоятельными. Пример тому и судьба Ксении Канашкиной. Органы опеки работают в условиях, когда требуется строго соблюдать нормы закона, и в то же время необходимо учитывать все совокупные факторы и обстоятельства, которые, как правило, далеко не однозначны. В целом же мы боремся со следствием, но, к сожалению, не в состоянии самостоятельно искоренить причины того, что происходит в семьях и в обществе в целом.

- Но факты говорят сами за себя... Причем нарушения в системе управления не обошли стороной и Смоленскую область...

- Не спорю. Об этих фактах нельзя молчать, но и озвучивать их нужно, изучив ситуацию со всех сторон. Считаю, гораздо полезнее (в первую очередь для тех брошенных детей) позитивная информация о том, что люди готовы усыновлять, брать под опеку или на патронатное воспитание. Далеко ходить не нужно: достаточно лишь рассказать о том, что почти все ребята из Смоленского детского дома, что на улице Неверовского, 26, имеют возможность бывать в хороших, крепких семьях в выходные дни и на каникулах. И это - заслуга СМИ, детского дома и управления опеки и попечительства. Нельзя сбрасывать со счетов и закон «О патронатном воспитании в Смоленской области», разработка и принятие которого происходили при участии нашего управления. Теперь, после вступления в силу этого закона, мы начали обучать желающих взять ребенка на патронатное воспитание, а процедура оформления отношений «патронатная семья - ребенок» упростилась.

- Как бы там ни было, при усыновлении детей именно сотрудников органов опеки и попечительства часто обвиняют в том, что ребенок попал в семью, которой нельзя было его доверить...

- Абсолютно не согласен с этим утверждением! Окончательное решение по усыновлению принимает суд, в заседании которого вместе с нами участвует и прокуратура, которая следит за законностью выносимого решения. Органы опеки - это промежуточная структура между Департаментом Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике (именно они определяют организацию, которая занимается усыновлением, дает направление на конкретного ребенка) и судом.

- Но ваше управление дает заключение о том, может ли гражданин (в том числе и иностранец) усыновить ребенка. Этим заключением и руководствуется суд.

- Наше заключение дается на основании документов, предоставленных желающими усыновить ребенка гражданами. И если данные россиян мы проверить можем, то иностранцев - нет. Все документы из-за рубежа заверены печатью соответствующего консульства, что по закону гарантирует их подлинность, и проверять ее достоверность мы возможности не имеем.

За последние полгода при усыновлении детей иностранными гражданами управление несколько раз усомнилось в возможности принятия положительного решения. Сомнения вызвало то, что иностранные организации, занимающиеся решением проблем усыновления, вовремя не предоставили отчеты о том, как живут ранее усыновленные дети. Но, рассмотрев все документы в совокупности, суд принял решение в пользу усыновления российских детей.

- Самое громкое дело, получившее большой резонанс, - направление ребенка в психиатрическое учреждение. Удалось ли доказать законность действий вашего управления?

- Сейчас проходит проверка по этому факту. Представители прокуратуры получили все необходимые для ее проведения документы. В нашем распоряжении есть справка социального педагога школы, где обучался несовершеннолетний Б. В ней указывается, что у ребенка есть проблемы в поведении и учебе. Но это еще не повод для направления в психиатрическую больницу. Более того, управление опеки и попечительства не помещает туда детей. Мы доставляем их на обследование. Решение принимает медик. Это и было сделано в описанном вами случае. Кроме того, опекун мальчика дал письменное согласие на направление ребенка на обследование. Конечное решение было принято Департаментом Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике. Что касается самого обвинения нас в незаконных действиях, то, на мой взгляд, здесь налицо подмена понятий и неправильное толкование норм закона.

- Недавно в распоряжение СМИ попала справка о результатах проверки работы вашего управления. В ней несколько значительных, на мой взгляд, обвинений. Первое - нарушение сроков выявления несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

- Мы принимаем участие в судьбе ребенка ТОЛЬКО после выявления несовершеннолетнего, жизнь которого требует нашего вмешательства. Информацию о том, что ребенку нужна помощь, нам обязаны предоставлять и школы, в которых обучаются дети, нуждающиеся в помощи со стороны органов опеки, и комиссии по делам несовершеннолетних, иные правоохранительные органы, ЗАГСы, родильные дома, граждане и т.д. Как только информация поступает к нам - управление начинает заниматься ребенком. На его устройство в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации отводится месяц с момента получения органом опеки соответствующей информации. Действительно, в трех случаях двух-трехдневная задержка по объективным причинам была, но то, что дела затягиваются на годы, - необоснованное обвинение. Существует закон, четко определяющий наши обязанности, и мы действуем строго в его рамках.

- Еще одно обвинение, прозвучавшее в адрес вашего управления, заключается в том, что вы не допустили комиссию Контрольного управления аппарата Администрации Смоленской области к проверке вопросов, связанных с иностранным усыновлением...

- В Семейном кодексе РФ есть понятие «тайна усыновления». Кроме того, законом определен круг лиц, которые имеют право доступа к документам по усыновлению. Это суды, прокуратуры, следственные органы, а также сотрудник Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике, занимающийся вопросами усыновления. Но в составе комиссии, о которой вы говорите, были в том числе те, кто не имеет права изучать эти документы. Потому мы предложили комиссии проводить проверку в определенном законом составе. Но такой вариант Контрольное управление аппарата Администрации Смоленской области не устроил. Тогда последовало обвинение в том, что мы запретили комиссии осуществлять проверку. Почему наше законное требование вызвало такую реакцию - мне непонятно. А в целом хочется сказать, что управление начало работать только с 1 июня 2005 г. Что можно успеть менее чем за полгода и стоит ли вешать на управление все грехи прошлых 20 лет - для нас вопрос. Сегодня все основные вопросы решаются строго коллегиально, через городскую комиссию, что практически полностью исключает и субъективизм сотрудников, и махинации недобропорядочных родителей. Это раздражает, как оказалось, не только непорядочных граждан...

- Немало слухов породил тот факт, что несколько опекунов не получают пособия. Проясните эту ситуацию.

- Пособия на опекаемых детей действительно имеют право получать не все опекуны. Если ребенок передан под опеку с согласия родителей, то пособие ему не назначается. Чтобы это пособие опекун все-таки получал, мы, как орган опеки, должны разъяснить ему, что он имеет право на обращение в суд с просьбой о лишении родителей ребенка родительских прав. Но как тогда относиться к праву ребенка иметь семью? И кто позволит лишить его этого права? Есть множество ситуаций, в которых лишение родительских прав нежелательно. Например, такая: родители находятся за пределами Смоленска, но помогают ребенку материально, общаются с ним, то есть участвуют в его воспитании и содержании. Так почему мы должны лишить их родительских прав? Есть и такие ситуации, когда мать или отец могут перечислять опекуну малые суммы, но это тоже не повод лишать материнства или отцовства. Кстати, две трети опекунов категорически против лишения родителей находящегося у них под опекой ребенка родительских прав.

- Еще одна проблема, озвученная врачами, - нехватка мест для брошенных новорожденных. Почему малыши вынуждены находиться в больницах, а не в Доме ребенка?

- Это проблема не только Смоленска, но и области в целом. Имеющиеся в регионе два детских дома переполнены. Единственный в Смоленске Дом ребенка в конце 2005 года был закрыт на карантин по гепатиту «А». Поэтому семь детей полтора месяца находились в больницах города, но все они здоровы. И сегодня эта проблема почти решена.

- Есть ли результаты работы созданного вами Совета опекунов?

- Безусловно. Уже выявлены самые проблемные семьи, им оказывается необходимая помощь. В первую очередь это практическая помощь: материальная, юридическая, медицинская. Город нашел возможность летом направить пятнадцать детей, живущих с опекунами, на отдых в Италию. Все это работа в том числе и Совета опекунов.

Фото Ольги ЛИСИНОВОЙ








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров