Как Нина Чаевская крепостную стену спасла

Общество

Нина Сергеевна Чаевская известна в Смоленске как спасительница крепостной стены и древних храмов, украшающих наш город. В это невозможно сегодня поверить, но творение Федора Коня, церковь Апостолов Петра и Павла, возведенную в 1146 году, и древние храмы Михаила Архангела и Иоанна Богослова едва не уничтожили в 1963 году! Своим поступком Чаевская вписала имя известна в Смоленске как спасительница крепостной стены и древних храмов, украшающих наш город. В это невозможно сегодня поверить, но творение Федора Коня, церковь Апостолов Петра и Павла, возведенную в 1146 году, и древние храмы Михаила Архангела и Иоанна Богослова едва не уничтожили в 1963 году! Своим поступком Чаевская вписала имя в историю родного города и всей России. 30 июля Нине Сергеевне исполнится 90 лет...

Справка «РП»

В 1917 году в России насчитывалось 78 тыс. православных храмов и 1253 монастыря и скита. Осенью 1918 года начали «работу» особые комиссии по ликвидации церквей, и только за четыре года были за-крыты или уничтожены почти 20 тысяч храмов. В то время православные соборы и церкви обслуживали около 500 тыс. человек (священники, диаконы, причетники). Это почти столько же, сколько членов было в РКП (б) в то время.

К 1 ноября 1925 года в СССР оставались только 21 424 действующих храма.

С 1960 по 1964 год в СССР против воли верующих было закрыто 10 тысяч церквей. Когда к власти пришел Н.С. Хрущев, наступила очередь еще 20 тыс. храмов и 69 монастырей. Никита Сергеевич умудрился даже приостановить деятельность Киево-Печерской лавры, где сохранялись тысячелетние традиции монашеского жития. Также опрометчивый правитель пообещал в 1980 (!) году показать народу... последнего попа.

Спасти крепостную стену...

- Октябрь 1963 года. В моем кабинете раздается звонок, и меня, в ту пору начальника управления культуры и председателя Промышленного обл-исполкома Николая Ребрика вызывает на ковер первый секретарь Смоленского обкома КПСС Евгений Трубицын. Безмятежно глядя нам в глаза, он сообщил, что «принял решение утвердить новый план реконструкции города и считает необходимым снести ветхую крепостную стену». «Составьте график разрушения всех храмов и Смоленского кремля, а я вам бульдозеры пришлю». Это была личная инициатива наделенного властью невежды... Стою, ошарашенная, а Трубицын во вкус вошел: «Подумайте сами, зачем вам эти храмы?! Вы же знаете, какое сейчас отношение к религии! И крепостная стена свою роль сыграла, пора ее отправить на свалку истории...» Слушаю его и не понимаю, здоровый он человек или больной. Нашла в себе силы воскликнуть: «Евгений Григорьевич, нам не простят!.. Крепостная стена - гордость Смоленска, ее председатель правительства Алексей Косыгин лично на госучет поставил». Мне пришлось очень долго и подробно рассказывать о значении культурно-исторических памятников Смоленска. О том, сколько любви отдали зодчие строительству церкви Св. Петра и Павла, Свирской и Вознесенской... Как можно смести с лица земли памятник XII века, над которым столько талантливейших русских людей трудилось, у меня не укладывалось в голове. А Трубицын усмехнулся: «Все храмы, кроме Успенского собора, будут снесены. От крепостной стены, раз сам Косыгин заинтересован в ее сохранности, оставим во-о-от такой кусок. На память». И руки развел. Чуть больше метра получилось...

Я отказалась выполнить приказ и написала заявление об уходе. Однако процесс затянулся. Со мной, депутатом областного Совета, не так-то просто было расправиться! Ни Николай Ребрик, ни его заместитель Виктор Недосекин не пожелали подписать мое заявление. Недосекин вынес резолюцию: «Категорически против!»

План Трубицына по реконструкции города был сорван. Необдуманный поступок чиновника вызвал широкий резонанс в партийных кругах и общественности, о готовящемся сносе крепостной стены заговорили в Москве. Спецкор «Известий» Михаил Гарин в красках описал, ПОЧЕМУ в Смоленске начальник управления культуры Нина Чаевская была вынуждена оставить свой пост и уйти в проректоры пединститута. А заслуженный художник РСФСР пейзажист Борис Рыбченков специально приехал из Москвы в гости к опальной Нине Сергеевне и подарил акварель - крепостную стену в миниатюре...

За подготовку учительских кадров проректор Н.С. Чаевская была награждена орденом Дружбы народов и знаком «Отличник просвещения СССР».

Первый глоток искусства

- Я родилась в 1918 году в Вязьме.

В этот городок моего папу, уроженца Риги, забросила империалистическая война. В Вязьме Сергей Андреевич Чаевский и познакомился с Марией Полянской, которой было суждено стать моей мамой, прожить с папой в любви и согласии 34 года, подарив братьев Андрея и Колю. Коля погиб в 1943 году в боях за оборону Ленинграда... Мария Матвеевна была удивительно доброй женщиной, стремившейся помочь каждому человеку, нуждавшемуся в душевном тепле и ласковом слове. Она привила нам любовь к музыке и театру, воспитав хороший вкус, - мы с детских лет посещали концертные гастроли лучших коллективов страны. Да и влияние отца не могло не сказаться: папа немножко умел рисовать. Он закончил Рижское ремесленное училище с художественным уклоном и вплоть до 1914 года занимался разработкой дизайна коробок шоколадных конфет на местной кондитерской фабрике. У меня сохранился папин набросок львиной морды с милыми стихами, датированный 5 апреля 1913 года, - тогда было модно оставлять такую вот память о себе в альбомах барышень.

Сформировать хороший вкус и любовь к классике мне помогло и радио. С утра до вечера я слушала симфонии и витала в облаках. А в 1934 году я даже начала на радио работать: актер драмтеатра Николай Литвинов, впоследствии возглавивший детское вещание на московском радио, по заданию руководства нашего радиокомитета ходил по школам и отбирал талантливых ребят. Как-то раз мне даже доверили открывать какую-то важную передачу... Большую роль в моем эстетическом воспитании сыграл и учитель музыки 11-й средней школы Юрий Иванович Ольховский, с которым мы распевали всем классом «Попутную песню» Глинки, «Серенаду» Шуберта, «Третью песню Леля» из «Снегурочки» Римского-Корсакова. Вот это были педагоги!

Гагарин, Барановский, Смирнов...

- У меня до сих пор хранится автограф Юрия Гагарина. Помню, как в 1961 году мы готовили праздничный концерт в честь первого космонавта, и секретарь Смоленского обкома КПСС Петр Андреевич Абрасимов в шутку сказал: «Если Гагарину не понравится выступление, вините Нину Сергеевну!» Космонавт лучезарно улыбался и аплодировал...

Особенно яркий след в моей жизни оставила дружба с Петром Баранов-ским. Удивительный был человек!

С риском для жизни в период «реконструкции» Москвы большевиками он спас шедевры русского зодчества - храм Василия Блаженного и терем Крутицкого подворья. За это был посажен в тюрьму и отправлен в ссылку... По архитектурным обмерам Барановского удалось восстановить разрушенный в 1930 годах Казанский собор на Красной площади. Новые методы реставрации, разработанные Петром Дмитриевичем, неоценимы: восстановление пострадавшего во время Великой Отечественной войны Болдинского монастыря тому пример. Одного я не знала:он очень нуждался в средствах. Иногда на куске хлеба мог целый день протянуть... Я помогала Барановскому доставать плинфу - кирпичики для реставрации. Он был очень мне благодарен за это.

В 1957 году познакомилась с писателем Сергеем Смирновым. С радостью откликнулась на его просьбу и помогла разыскать смолян - защитников Брестской крепости. Пришлось обзвонить 37 районных военкоматов, но уже через неделю известный писатель смог встретиться с героями...

Охота на ведьм

иальную позицию, - признается Нина Сергеевна. - Мне не стыдно за мою жизнь! Есть в моей биографии еще один гражданский «проступок»: в 60-х годах меня обвинили в симпатиях «формализму в искусстве». Я до сих пор не могу забыть публичную порку режиссера Алексея Бородина...

Молодой режиссер Бородин решил поставить спектакль по повести Владимира Войновича «Два товарища». Пьеса для того времени оказалась смелой - лейтмотивом дипломной работы Бородина был спор «за» и «против» человека. Но... постановку постигла неудача: неподготовленный советский зритель был не способен понять доведенную до абсурда условность языка спектакля.

Зато сколько нового ввел Бородин, применивший сценические приемы, разработанные еще Бертольдом Брехтом и Всеволодом Мейерхольдом! Зрителю впервые предлагалось не сопереживать, а... размышлять. По крайней мере, попытаться понять, зачем среди кубов на сцене кувыркаются актеры в трико и распашонках. Сверху снимать постановку показалось неудобным. Решили - снизу. Голосом народа.

Подготовка к травле проводилась по всем фронтам: так, научному сотруднику пединститута В.Захарову предложили посмотреть «Двух товарищей» Бородина, а затем выступить на обсуждении спектакля в театральном клубе «Арлекино».

Захаров посмотрел и... сделал свои выводы об интересном творческом поиске начинающего режиссера.

Однако объективное мнение с положительной «окраской» партийных бонз не устроило. «Искусство принадлежит народу, и точка! А если народ его не понимает, это плохое искусство», - твердили выступавшие. Начали шуметь, пытаться выступить без бумажки и подсказчика. Только слова почему-то не внесенным в списки не дают. И тогда проректор пединститута Нина Чаевская не выдержала: «Я, как старый член партии, отдаю свой голос нашему сотруднику Захарову. Пусть выступит. Нечестно все это!»

Постановку удалось отстоять, однако победа была иллюзорной: труппу разо-гнали, а режиссера выжили из театра.

- Но я воспринимаю далеко не все, что сегодня ставят наши театры, - улыбается Чаевская. - Не принимаю последние постановки «Современника» - «Вишневый сад» и «Грозу». И от оперы «Евгений Онегин», которую ставит Большой театр, я тоже не в восторге. Не нужно осовременивать классику по-дурному! А еще мне, стоявшей у истоков Глинковской декады, обидно и больно, что смоляне могут услышать русскую классическую музыку лишь один раз в год - на фестивале имени Глинки!

«Смоленск моего детства»

- Уютный, ласкающий и душу, и взгляд интеллигентный город... После войны он изменился не в лучшую сторону. Люди стали завистливыми, жадными... Помню, как мы жили на Б. Советской и у нас на пять квартир была одна общая кухонька. И - никаких ссор и свар! Жили душа в душу, праздники отмечали вместе. Сегодня всем нам не хватает доброты и уважения к простому человеку. Труженику. Трудно себе представить, что сегодня хоть кто-нибудь напишет статью или снимет репортаж о передовой доярке или птичнице. А я до сих пор помню, как навестила лучшую в области птичницу Зазнову из совхоза «Лонница» Руднян-ского района... Вот это настоящая жизнь. Быть может, это моя ошибка, но я считаю, что сейчас нужно очень многое хорошее взять из прошлого...

Рецепт ее молодости

- Любовь к человеку - вот секрет моего долголетия. А еще нужно быть добрым, а не добреньким, и уважать людей, которые тебя окружают. Меня окрыляла любовь к своему делу. Я всецело отдавалась работе с умными, интеллигентными людьми, относившимися ко мне с большим уважением.

И молодела на глазах!








Загрузка комментариев...
Читайте также
10 минут назад
Это данные за три неполных месяца с начала года. Всего зарег...
сегодня, 11:51

В рамках новой стратегии розничного бизнеса ВТБ перезапустит...

34 минуты назад
Бойцы получили дроны «Скворец», системы РЭБ, несколько типов...
сегодня, 11:37
Песок с обочин транспортных артерий города вывозят круглосут...
Новости партнеров