Мотоцикл: свобода или гроб на колесах?

Общество
Мотоцикл: свобода или гроб на колесах?

До завершения мотосезона в Смоленской области еще далеко, но уже сегодня можно подвести его первые итоги.

 

Небезосновательно на первом месте в рейтинге группы дорожного риска стоят мотоциклисты. За прошедшее полугодие они стали участниками 61 ДТП, в которых погибли 3 байкера и 45 получили ранения. В прошлом году таких происшествий насчитывалось 68, из которых 4 - закончились трагически, а в 40 случаях все обошлось больничной койкой.

 

С места - за 100!

У всех этих несчастных случаев есть две главные причины - высокие скорости, которые современные мотоциклы могут развить буквально с места, и человеческий фактор. Не всякий водитель, севший за руль, может справиться с соблазном «открутить ручку» до упора и плавно оставить за кормой даже самые навороченные авто. Именно такие «гонщики» и представляют главную опасность как для окружающих участников движения, так и для самих себя. Тем не менее мотокультура в нашем регионе развивается, мотоциклов на дорогах становится все больше, любители байков объединяются в неформальные сообщества со своими традициями, многие из которых заслуживают уважения.

О проблемах, неизбежно возникающих на автодорогах области с началом очередного мотосезона, рассказал заместитель начальника УГИБДД УМВД РФ по Смоленской области подполковник полиции Юрий ГОНЧАРУК.

- Разговор начнем с того, что мотоциклом считается любой вид транспорта с объемом двигателя внутреннего сгорания от 50 кубических сантиметров, - говорит Юрий Сергеевич. - Но таких мало, в основном те, что есть в продаже, - от 125 кубических сантиметров. В нашем регионе представлен очень широкий ассортимент мототехники, в большинстве зарубежных производителей. Приходилось видеть мотоциклы и с объемом двигателя в 1 000 кубических сантиметров. Это такая мощь, которая позволяет разогнаться до 100 км в час за 3 - 4 секунды, но и 125-кубовые машины дают очень быстрый разгон. Поэтому управлять ими должны люди, прошедшие специальное обучение.

- Существуют ли у мотоциклистов возрастные предпочтения? Например, чем старше байкер, тем тяжелее байк, тем спокойнее поведение на дороге?

- Нет, есть молодые ребята, которые водят тяжелые мотоциклы и являются вполне предсказуемыми и законопослушными водителями. А есть и зрелые мужчины, покупающие себе спортивные мотоциклы, но это не значит, что они склонны к нарушению правил и созданию напряженных ситуаций на дороге.

Многое в выборе техники зависит от сообщества, к которому примыкает водитель, и от предпочтений его самого. Есть мотоклубы, объединяющие любителей тяжелых или легких спортивных мотоциклов. В целом у нас их несколько десятков, из которых порядка 10 - крупные формирования, а остальные - просто компании по интересам. У меня есть знакомые - члены таких формирований. Они регулярно устраивают мотопробеги по местам воинской славы, к историческим памятникам, чтобы иметь возможность глубоко изучить культурное наследие, историю Смоленщины.

Для организации подобных пробегов к нам часто обращаются представители мотоклубов, в том числе известные смолянам «Ночные волки». Люди подают заявки, оформляют нужные документы, и мы организуем все, вплоть до сопровождения их экипажами ДПС и ограничения движения, если это необходимо в целях безопасности, на время прохождения их колонны, даже прибегаем к ручному регулированию движения. Как правило, мотопробеги бывают весной, во время открытия мотосезона. В целом, когда все организовано, то это безопасное, очень красивое и зрелищное мероприятие, своеобразная демонстрация современной мотокультуры. В последние три года такой открытийный марш начинается из центра Смоленска - от памятника Федору Коню и идет до аэродрома Южный. Считаю, что наличие таких объединений поднимает уровень культуры мотоциклистов, а это, в свою очередь, делает наши дороги менее опасными. Как правило, в подобных коллективах лихачество и нарушение правил дорожного движения не приветствуются.

- Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда мотоциклисты при остановке под светофором пробираются между рядами машин, выдвигаются вперед и потом, за пару секунд до «зеленого», резко газуют с места. Им разрешено движение между полосами?

- Нет. Мотоциклист должен двигаться в потоке, как и все остальные, расположив свое транспортное средство на выбранной им полосе. Единственная особенность - если мотоциклы без боковых и задних прицепов, то могут ехать параллельно в одной полосе.

 

Пьяный ездит быстро, но недолго

- Возникают ли сложности в общении между мотоциклистами и инспекторами ГИБДД?

- Как правило, нет. Большинство из них по первому сигналу наших сотрудников останавливаются. Предъявляют все нужные документы. Гоняться за кем-то приходится редко, хотя бывает и такое. Но говорить о том, что мотоциклисты - самые дисциплинированные люди на дорогах, к сожалению, не приходится.

С начала мотосезона проведены два оперативно-профилактических мероприятия «Мотоцикл», в ходе которых был выявлен ряд серьезных нарушений, напрямую создающих опасность на проезжей части. А в целом за полгода привлечено к ответственности 730 мотоциклистов. Из них 82 человека (порядка 10%) находились в состоянии опьянения или же отказались от освидетельствования. Это говорит о том, что многие владельцы мототранспорта позволяют себе сесть за руль в нетрезвом виде. Для сравнения скажу, что за этот период к ответственности за пьяное вождение привлечено свыше 2 000 водителей легкового и грузового транспорта.

И кто в пьяном виде опаснее - мотоциклист или автомобилист, вопрос спорный. В целом же могу сказать, что пьяных водителей за последние два года на дорогах становится все больше, несмотря на то что законодательство в этом направлении значительно ужесточено, вплоть до конфискации транспортного средства, в случае если человек попался нетрезвым за рулем вторично.

- Из-за чего байкеры гибнут чаще всего?

- Главные нарушения мотоциклистов - выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, превышение скорости, «игра в шашечки», что тоже очень опасно.

Из самых тяжелых ДТП вспоминается, когда мужчина на ИЖ «Планета-4» опрокинулся вместе с мотоциклом и погиб на месте. Счастье, что остался жив ребенок, который находился на заднем сиденье.

В связи с этим напоминаю, что детей младше 12 лет запрещено перевозить на заднем сиденье мотоцикла.

Также жесткое ДТП произошло на автодороге Смоленск - Красный. Водитель мотоцикла «Хонда» совершал обгон и столкнулся с легковой машиной, которой управляла девушка. К счастью, все остались живы, хотя и попали в больницу.            


Мотоцикл детям не игрушка

- Сейчас все чаще на дорогах и во дворах можно видеть детей на маленьких мопедах, каком-то подобии квадроциклов и прочей непонятной, но достаточно быстро движущейся техники. Разрешена ли такая езда правилами дорожного движения?

- Сегодня на рынке появилось много техники, которую нельзя отнести ни под одну категорию транспортных средств, но она может представлять опасность для ребенка, не имеющего четких навыков управления, да и в силу малого возраста не способного грамотно оценить дорожную ситуацию. Лучше, если ваши дети, если уж у них есть такие изделия, ездят на них по проселочным дорогам, где нет интенсивного движения. А задумав купить мопед, отправьте сына или дочь на обучение в автошколу, чтобы они получили права соответствующей категории. Это хоть какая-то гарантия их безопасности.

- Очень много нареканий у смолян на самокатчиков. Можно ли как-то воздействовать на них с позиции ПДД? И велосипедисты часто раздражают как водителей, так и пешеходов. С одними - не могут поделить проезжую часть, с другими - тротуары…

- На сегодняшний день все, кто передвигается на роликовых коньках и самокатах, приравниваются к пешеходам. При совершении ДТП они привлекаются к ответственности как пешеходы, с максимальным штрафом в 500 рублей. Сейчас законодатели занимаются устранением пробела, из-за которого человека на самокате, несущегося по тротуару со скоростью до 60 км/ч, нельзя считать водителем.

А вот велосипед - четко регламентированное в ПДД транспортное средство. Велосипедист может двигаться как по проезжей части автодороги, так и по велодорожке. Если таковой нет, то, независимо от возраста, он может ехать и по тротуару. Единственное, что ему запрещено, - это делать левый поворот и не спешиваясь преодолевать перекрестки и пешеходные переходы. И еще - ребенку до 14 лет нельзя ни на какой территории кататься без сопровождения взрослых.

 

Подделка не прокатит

- Часто приходится сталкиваться с возмущенными водителями автомобилей и мотоциклов, которые недовольны тем, что их остановили без видимых причин, «для проверки документов». Законно ли это?

- Да, Закон «О полиции» и приказ МВД России №664 дают нам правовые основания останавливать транспортные средства для проверки документов.

- Скоро ли настанет время, когда водителю не надо будет возить с собой документы?

- Страна стремительно идет по пути цифровых технологий. У водителя уже нет обязанности предъявлять страховой полис на бумажном носителе. Сотрудник ГИБДД через дежурную часть и по имеющимся у него ресурсам, используя анкетные данные человека и номер его автомобиля, может проверить наличие ОСАГО.

Сейчас на портале «Госуслуги Авто» начинается реализация пилотного проекта по внедрению электронного свидетельства регистрации транспортных средств. Для того чтобы принять в нем участие, надо ввести фотографии своего свидетельства, анкетные данные. Этот ресурс взаимодействует с базой ГИБДД, а у водителя на телефоне имеется персональный штрих-код, по которому инспектор на своем планшете проверит свидетельство о регистрации транспортного средства. Но пока что водитель все еще обязан возить с собой документы. В перспективе, если все пойдет успешно, мы сможем по тому же штрих-коду проверить и водительское удостоверение. Такое новшество облегчит жизнь и нам, потому что у ГИБДД появятся большие возможности для выявления поддельных прав. Нередко встречаются водительские удостоверения, которые сделаны для одного человека по анкетным данным другого. Поэтому с 2011 года мы все выданные удостоверения фотографируем и уже создали свою базу учета. Штрих-код поможет сопоставить предъявленное удостоверение с тем, которое есть в базе, сличить все данные водителя и его фотографию с той, что имеется в учетной карточке.

Фото: Никита Ионов / «Рабочий путь»


Автор: Андрей Завьялов







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:08
вчера, 22:41
Об исчезновении Никиты Новикова сегодня сообщили добровольцы....
вчера, 22:28
Сообщение о поиске опубликовал ПСО «Сальвар».
вчера, 21:56