Марина Крупенькина: «Хочется, чтобы все совершенствовались»

Общество
Марина Крупенькина: «Хочется, чтобы все совершенствовались»
Как бы грустно это для кого-то ни звучало, а большую часть жизни мы проводим не где-нибудь – а, да, на работе. Поэтому счастлив тот коллектив, в котором есть люди – «лучики света», способные дарить окружающим хорошее настроение, заражать позитивными эмоциями, подставлять надежное товарищеское плечо, поддерживать словом и делом.

Марина Крупенькина несет службу в уголовно-исполнительной системе уже десять лет. И все это время она, как солнышко, освещает пространство здесь вокруг себя. Тем более, что и профессия у девушки самая что ни на есть к добру располагающая. Марина – психолог. Этой наукой она занимается в целом более двух десятилетий, сложив свой богатый опыт из работы с кардинально разными категориями людей: школьниками и их родителями; педагогами; лицами, содержащимися в местах лишения свободы; сотрудниками правоохранительного ведомства.

Как тесты в журналах судьбу определили
По примеру своей бабушки школьница Марина всегда хотела стать учителем начальных классов. Однако, это решение позднее изменилось. В 90-е годы в газетах и журналах стало появляться множество развлекательных тестов и публикаций о характере, темпераменте, способностях, внутреннем мире человека. Все это оказалось настолько заманчивым, интересным и неизведанным для подростка, что увлекло буквально сразу же. А в школе такого не преподавали, поэтому пришлось вникать самостоятельно.
Только вот психологии тогда еще не учили в Смоленском педагогическом университете. Поэтому поступила Марина на факультет начальных классов. Но мечтам девушки о любимом увлечении удалось сбыться. В то время, как она постигала азы педагогики, в университете был открыт факультет дополнительного образования по направлению «Психология».
- Я очень благодарна родителям, что поддержали меня, нашли средства, чтобы обучить этой специальности, потому что второе высшее было платным, - рассказывает Марина. - Хотя сами они не совсем понимали, что это за наука, но и меня отговаривать не стали.
Окончив вуз в 2000 году одновременно по двум направлениям, работу выпускница также искала по полученным специальностям, где будет место. И в той школе, куда пришла Марина, как раз оказалась вакантна должность психолога.
- Так я и начала карьеру сразу с любимого направления, - улыбается наша собеседница.

Путь от школы до тюрьмы
Девять лет педагог-психолог проработала в средней школе №39. Здесь она обрела обширный опыт общения с детьми и подростками, их родителями, педагогическим коллективом. В этот же период девушке была присвоена высшая квалификационная категория педагога-психолога. Параллельно работала в физико-математической школе при СмолГУ с одаренными старшеклассниками.
Следующим жизненным этапом стал Центр диагностики и консультирования, предназначенный для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. За время работы здесь присвоена высшая квалификационная категория методиста.
А в 2012 году судьба нашей героини делает интересный для нее поворот: от знакомых Марина узнает, что в уголовно-исполнительную систему требуется психолог.
- Я всегда хотела носить форму и мечтала быть военной. И жизнь вывела меня на эту дорогу, - радуется майор внутренней службы Крупенькина. – Тем более, что у меня есть, с кого брать пример. Оба деда служили в армии. Отец – подполковник авиации в отставке. Брат - подполковник полиции.

«Экстремальная» психология
- Каково же после «вольной» жизни работать в силовом ведомстве?
- В УФСИН я пришла после работы с детьми от полутора до трех лет. А здесь стала психологом отдела специального назначения. Взрослые, серьезные, не очень разговорчивые мужчины. Поэтому сначала было нелегко и непривычно. Они всерьез не воспринимали мой труд. Хотя формы работы что с подростками, что со взрослыми одинаковы. Просто уровни и глубина разные. Потому что взрослый человек – это личность уже сформировавшаяся. Тут установки не изменишь. Ставку я делала на сплочение коллектива, командообразование, снятие напряжения, повышение уровня доверия друг к другу. На это и была направлена моя деятельность здесь первоначально. Работа в ведомстве мне интересна тем, что она в некотором роде экстремальна, сопряженная с возможностью нештатных ситуаций. Я чувствую, что могу оказать помощь. Это очень развивает. А в школе для меня все было уже более или менее прогнозируемо и ожидаемо. Что же касается спецконтингета (пять лет я была психологом в следственном изоляторе №1) – то это самая интересная моя работа за всю жизнь. Потому что настолько много было желающих поговорить с психологом. Поток большой. Мне кажется, за время работы там я приобрела столько бесценного жизненного опыта, сколько не было за десять лет до того. Множество судеб пронеслось перед глазами. Идешь по корпусу и почти из каждой двери слышишь, что зовут психолога. Чувствовала себя здесь очень нужной. Особенно тяжело людям, впервые попавшим в места заключения. Они испытывают большую потребность в общении. Кому-то просо надо выговориться, у кого-то реальные проблемы и нужна помощь. Мне кажется, что психолог следственного изолятора дальше, при желании, сможет работать абсолютно в любом месте и с любым человеком. Я научилась все делать быстро и в сжатые сроки, потому что времени мало, а народу много. И люди говорили спасибо и записывались на повторные приемы. Значит, работа делалась не зря. Огромный интересный опыт.
- Работа с сотрудниками и с осужденными – в чем разница?
- Основная цель психологической работы с осужденными – повышение эффективности исполнения наказания. Как говорится, помочь осужденному встать на путь исправления, повернуть его на этот правильный путь. Проводим групповую и индивидуальную работу. С сотрудниками главное – это их психологическое сопровождение по разным направлениям, профилактика эмоционального выгорания и профессиональной деформации, развитие стрессоустойчивости и навыков бесконфликтного поведения. Чтобы каждый был устойчив в системе, не потерял себя и сохранил свой облик. Но, в любом случае, и сотрудник, и осужденный – это, прежде всего, человек со своими достоинствами и недостатками. Поэтому наши основные направления работы со всеми категориями остаются общими: диагностика, консультирование, коррекция, профилактика, просвещение.
- Которое из них больше всего импонирует вам?
- Мне нравится консультирование. Это самое сложное направление. Надо уметь выслушать человека и направить его в нужную сторону к решению проблемы. На первом же занятии в университете профессор нам обозначил главный принцип психологии – не навреди, не лезть туда, где не чувствуешь уверенности. Психологи ведь советы не дают, они просто подсказывают так, чтобы человек сам сделал правильный выбор. На самом деле, нет людей, у которых нет жизненных трудностей. А проблемы стоит воспринимать как задачи, которые нужно решить. Одну решил – перешел к следующей. Это и есть наш путь, дающий нам не стоять на месте.

«Не жить стереотипными шаблонами»
Общаясь с Мариной, видя ее светящиеся глаза и неподдельные добрые эмоции в тот момент, когда она с воодушевлением рассказывает о работе, понимаешь на все сто процентов, как выглядит человек «на своем месте». Если сотрудники УФСИН встречают своего психолога с кубиками, пирамидками, конструкторами, головоломками или прочим реквизитом в руках, значит, их ждет очередное неординарное занятие, наполненное не только новыми знаниями, но и безграничным позитивом. Такие понятия, как «арт-терапия», «сказкотерапия», «фильмотерапия», «метафорические карты», также хорошо известны тем, с кем работает Марина.
- Я психологию очень люблю. Еще в институте преподаватель нам говорила: любое занятие – это как ребенок. Его надо в голове зачать, потом выносить, потом родить. Так и я готовлюсь ко всем своим мероприятиям. Настраиваюсь, думаю, как сделать так, чтобы было интересно. Что-то подыскиваю, смотрю, ищу, - делится впечатлениями старший психолог УФСИН России по Смоленской области. – Мне всегда хочется информацию донести людям так, чтобы они для себя что-то поняли, что-то новое открыли, и им было полезно. И творчество приходит мне на помощь. Заинтересовываешь использованием разного оборудования, приводишь примеры из жизни. Все это придает наглядности, помогает лучше раскрыть тему, донести ее до людей, чтобы они задумались о своем внутреннем мире и захотели развиваться. Тогда и проблемы будет легче решать. Мне хочется своим стремлением к развитию заразить и всех тех, с кем я работаю. Именно таков мой основной посыл. Хочется, чтобы все совершенствовались. Это очень важно. Когда мы выполняем какие-то нестандартные задачи, в мозге формируются новые нейронные связи, это впоследствии помогает легче решать проблемы и задачи. Человек быстрее начинает на все реагировать. Для этого надо постоянно делать что-то непривычное для себя. Например, не той дорогой с работы домой пройти, почистить зубы другой рукой. Не жить стереотипными шаблонами. Нельзя грязнуть в своих проблемах. Надо понимать, что все решаемо. Жизнь дает каждому пройти свой путь. Определенные его эпизоды случаются не для того, чтобы застревать в негативе, а для того, чтобы определить, куда двигаться дальше. Главное – понять, зачем тебе дана та или иная ситуация и чему она тебя научила. Ко всему относиться, как к уроку. Осознание причин происходящего поднимает нас на более высокий уровень. Все проблемы нужно воспринимать с точки зрения мыслительного плана, а не эмоционального. Это и есть сознание взрослого, а не ребенка. И с этим легче идти по жизни. Если кто-то застревает в своих страданиях, то он не развивается. А психолог должен быть как раз той искрой, которая «зажжет» человека и поможет ему преодолеть ситуацию.

«Художка» пробудила тягу к творчеству
Как оказалось, наша героиня – человек, увлеченный не только любимой профессией, но и творчеством. За ее плечами - художественная школа, которая и пробудила тогда в школьнице таланты. Рисует девушка, сколько себя помнит. Мало того, вязание крючком, сухое валяние, изготовление предметов интерьера, открыток из фетра, сумок из джута и джинсы, лепка из глины – это тоже все про нее. Поделками украшены кабинеты психологов в исправительных учреждениях области, а еще – самодельные игрушки есть в доме у всех родственников и друзей.
- Крючок я освоила с началом пандемии. И мне очень понравилось. Вязание маленьких игрушек, зверушек, цветов – очень быстрая работа, не занимающая много времени и помогающая отвлечься от повседневных забот, - рассказывает Марина. - Рисование люблю больше всего, но на него и времени нужно много. Если взялся, то уже нужно работу доделывать сразу. Поэтому часто рисовать не получается. Как выход, открыла для себя технику скетчинга. Это быстрый рисунок. А вязать можно по частям несколько дней, и это удобно. В целом, стараюсь каждый день находить время для творчества: до или после работы либо же в обеденный перерыв.

Как стать счастливым
Если вы по каким-то причинам до сих пор относите себя к человеку, которому счастье не улыбается, то у психолога Марины Крупенькиной есть для вас несколько советов: перед самым выходом из дома возьмите за привычку обязательно улыбаться себе в зеркало. И вы заметите со временем, как это создает позитивный настрой на день и гармонизирует внутреннее состояние; цените «живое» общение. Оторвитесь от гаджетов. Уделите время людям вокруг. Обмен эмоциями, энергетикой, ощущение поддержки - в этом и есть настоящая жизнь; вместо того, чтоб злиться, обижаться или ругаться, удивляйтесь: «Ну, надо же, как интересно!» Удивление хорошо помогает преобразовать негатив в более уравновешенные эмоции; никогда не останавливайтесь на достигнутом. Пробуйте и ищите новое, двигайтесь вперед, работайте над собой, реализовывайте свои детские мечты и желания. Нет предела совершенству; в течение дня старайтесь замечать и отмечать моменты радости. Если вы придумали умную мысль, похвалите себя. Если вы пьете чай или кофе, то делайте это с удовольствием. Если смотрите в окно, то ощутите любование природой. Если с кем-то общаетесь, то и в самом неприятном человеке ищите что-то приятное (может быть, голос или предмет гардероба). Чем больше вы будете замечать таких вещей в быту и обыденной жизни, тем счастливее начнете себя чувствовать. Ведь счастье внутри нас. Все дело в умении его видеть!

Татьяна Макеенкова.







Загрузка комментариев...
Читайте также
16 минут назад
Победителей и лауреатов областных профессиональных конкурсов...
51 минуту назад
Президент дал соответствующее поручение на заседании президи...
сегодня, 17:32
А еще ночью местами столбики термометров опустятся до нуля.

Опрос

А вы ездите на общественном транспорте?


   Ответили: 128