Ручная работа. Как смолянин Сергей Ветитнев стал кузнецом своего счастья

Общество

«РП» продолжает знакомить читателей с умельцами.

Куй, пока горячо!

По дороге в хиславичскую деревушку Иозефовка я представляла, что через час-другой увижу мощного детину-кузнеца, повелителя огня и металла, с густой окладистой бородой и в засаленном фартуке. Серьезного и немногословного. Но Сергей Ветитнев сломал все мои стереотипы. Кроме, пожалуй, одного: слов на ветер Сергей Анатольевич не бросает, и на вопросы приставучей, как банный лист, смоленской журналистки он отвечал довольно односложно.

Но мне на помощь пришла его жена Наталья, веселая, улыбчивая и говорливая:

- Муж знаете какой у меня увлеченный! И кузнец, и пчеловод, и охотник, и рыболов. А какие он изумительные чучела животных и птиц делал! Там и совы были, и ястребы, а еще орел и кабанчик! Показать не могу - все раздарил. Наш удивительный «драндулет» во дворе вы сами видели. Но Сергей ругается, когда я его «охотницкую» машину так называю, говорит, что после таких слов она ехать не желает! Любовь к машинам он и нашему сыну смог привить. Теперь мальчик в автотранспортном колледже учится. А я человек совсем не увлеченный, разве что кулинарией (задорно смеется)».

Потом задумывается и продолжает:

- Я женой работаю, с четырехлетней внучкой Оленькой люблю заниматься, мы с ней гуляем, синиц кормим, окружающий мир познаем. Видели бы вы, какие они с мамой в прошлом году роскошные, просто огромные боровики прямо около дороги нашли, а я в это время по лесу ходила, так с пустыми руками вернулась! А вот посмотрите (берет в руки свой смартфон, чтобы показать фотографии), какую Сергей чудо-щуку в прошлом году поймал на спиннинг в нашем деревенском озере. Как взвесили этого гиганта, так и обомлели - 11 кг 300 г! А еще мой суженый трофейного 8-килограммового карпа из воды вытащил!

Про Ветитневскую аллею грецких орехов

- Пойдемте, я вам наш сад покажу, - предлагает Наталья.

И вот мы уже за домом, любуемся на деревца, утопающие в снегу. Здесь высажены не только традиционные яблони-груши, но и четырехлетние персики-абрикосы, а по соседству - виноград Изабелла. И тут я с удивлением замечаю два дерева грецких орехов и сразу, под стать Наталье, восторженно ахаю. Заражаюсь ее оптимизмом.

- Да, это орехи. Нам плоды родственники из Волгограда когда-то привезли, а мы часть из них, на свой страх и риск, взяли и высадили. Вот эти деревья в сад Сергей переселил. Видимо, смена места обитания им не очень понравилась, они даже расти перестали, но ничего, очухаются! А тот 15-летний орех, который остался за кузней, в позапрошлом году порадовал 10 орехами, а в 2021-м мы уже собрали уже большущий «магнитовский» пакет. Но высушили и съели не все плоды, несколько десятков коричневых кругляшей муж посадил в землю. У него мечта, чтобы у нас здесь ореховая аллея появилась из 30 деревьев-долгожителей. Он сказал так: «Я умру, а люди сюда будут приезжать и говорить, что это Ветитневская аллея грецких орехов!».

Наталья рассказывала все это под дружный лай-аккомпанемент двух гончих, одна из которых по кличке Рыдай громогласно «рыдала», показывая, как сильно ей хочется из надоевшего вольера на свободу - отправиться с хозяином на разлюбимейшую охоту.

А потом хозяйка предложила согреться - немного покофейничать-почаевничать в доме. Где я и продолжила свой «допрос с пристрастием», сидя на кухне за кованым столом да на кованом стуле. Красота!

- Сергей, сколько лет вы занимаетесь ковкой?

- Шесть лет назад, когда умер мой старший брат Виталий, я впервые смастерил ограду. Мама хотела ее заказывать, а я сказал, что сам справлюсь. Попробовал - понравилось. С той поры все и пошло-поехало. Одному сковал-сварил козырек, другому - беседку… И закрутилось-завертелось.

Наталья, воспользовавшись паузой, тут же вставила:

- Ага, наковал, так наковал за эти шесть лет. Если все это добро попытаться разместить в нашем дворе, места не хватит! Только для своего крыльца козырек Сергею Анатольевичу сделать некогда - как сапожник без сапог! Я хочу, чтобы у нас был козырек-парус! Он уже такой мастерил - красота невероятная!

Про кайфовый бакфаст

А когда я интересуюсь пчелами, то с Сергеем Анатольевичем происходит удивительная метаморфоза - он как будто выходит из роли неразговорчивого кузнеца и становится вполне себе словоохотливым пчеловодом.

- В позапрошлом году я обзавелся классными пчелами породы бакфаст, но пока у меня только шесть «живых» ульев. Это, доложу вам, удивительные созданья! Если наши, среднерусские, когда поднимаешь крышку улья, сразу, как по команде, все поднимаются вверх, чтобы быстренько искусать-разобраться с нарушителем их покоя, то эти «желтопопые» трудяги, наоборот, миролюбиво спускаются вниз. Мол, бери, хозяин, все, что пожелаешь! И ни одна к тебе даже не подлетит! Пчелки продолжают исправно хлопотать - прилежно заниматься своими делами. Никакой агрессии нет и в помине! Причем мед они носят в любую погоду: чуть что-то где-то зацвело, так они сразу же всем гуртом мчатся туда за взятком! Очень классно работают! Весна приходит, так они сразу же начинают обножку носить, возвращаются в улей - из-за пыльцы все желтые с ног до головы. Разгрузятся и быстренько снова в бой - за новой лакомой порцией. Пчеловождением занимаюсь уже 12 лет. Было у меня 27 ульев, но три года назад, когда у многих пчеловодов подавляющее большинство этих тружениц погибло, и в мой сад заглянула такая беда. Решил заняться бакфастом и теперь просто кайфую. Их единственный минус: размножаются не столь успешно, как другие сестры.

Про сундук Кощея Бессмертного

Наработка мастерства длилась шесть лет, и хотя кузнечный стаж у Сергея Ветитнева еще небольшой, однако спектр его работ впечатляет. Этот кузнец-молодец может смастерить практически все: от вечной корзинки из металла, брутальной кованой мебели, которую даже с места сдвинуть довольно проблематично, до уличной коптильни с печкой-буржуйкой или огромной 18-метровой резной беседки. И я подумала, что если кто-нибудь захочет обзавестись сундуком Кощея Бессмертного с различными резными загогулинами, то мастер кузнечного дела наверняка и его с удовольствием смастерит. Одна проблема - металл в последнее время довольно сильно подорожал, за два года как минимум в два раза, поэтому людям сейчас не до жиру, быть бы живу, заказывают лишь самое необходимое. Чтобы было удобно, практично и глазу прилично. Но, может, когда-нибудь и до Кощеева сундука дело дойдет.

Про мастерскую ковки и сварки

Рядом с домом святая святых мастера - мастерская, где и рождаются все эти кованые чудеса.

Сергей Анатольевич любезно согласился провести для меня мини-экскурсию.

- Вот горн. Сам сварил, он на газу, поэтому большой плюс - что дыма от него практически никакого. Это наковальня, рядом молот. Нарезаешь заготовки, отправляешь их в жерло раскаленного горна, а потом долбаешь. А чтобы все это изгибать-заворачивать, у меня сварены разнообразные матрицы. Вот это маска для лица, ведь в горне температура и выше 1100 градусов может подниматься. Горячевато бывает, как в мартеновском цеху! Это тиски, отвертки, боковая болгарка, целый ассортимент разнокалиберных молотков и молоточков… Знаете, что такое плазморез? Отвечу так, это агрегат наподобие сварочного аппарата, устройство, позволяющее вырезать как тонкие, так и толстые линии. С его помощью я, кстати, и свои ворота смастерил. Заказал у художника большой трафарет, потом обозначил краской места, которые нужно вырезать, и через две недели ворота уже украшали вход на участок.

Про «охотницкий» вездеход - двухместный кабриолет

Я решила расспросить Сергея и про стоящую во дворе автодиковину, которую он смастерил для себя три года назад.

Выяснилось, что это как конструктор: половина кабины взята от «Иж-Оды», «нутрянка» - от «Нивы», кресла - от «Хёндая», сзади установлена сварная конура для собак, колеса-ободрыши - от «Урала». Благодаря вот таким «ногам» низкого давления эта 700-килограммовая махина легко, а порой просто играючи преодолевает не только грязь по колено и высоченные снежные сугробы, но и болота, а небольшие речушки и вовсе «не замечает». И все это при расходе бензина 10 литров на 100 км. Просто фантастика!

У вас много знакомых кузнецов? У меня пока один, но благодаря Сергею Ветитневу стало понятно: кузнечное дело - это не далекие страницы прошлого, а вполне живое ремесло. И настолько живое и захватывающее, что после посещения его кузни я решила: летом непременно попробую расковать старинный гвоздь, соорудив из него вечную вешалку для своего деревенского дома.

А еще на память пришла легенда про строительство грандиозного храма царя Соломона, который во время пира спросил у строителей, кто, по их мнению, среди них самый главный. Понятно, что все тут же начали заниматься «самопрезентацией»: сначала каменщики, потом плотники и землекопы.

Но царь Соломон прервал всю эту многоголосую «саморекламу» и спросил у каменщика:

- Кто сделал твой инструмент?

- Конечно, кузнец, - ответил удивленный каменщик.

- А твой? - обратился царь к плотнику.

- Кузнец, - не раздумывая сказал тот.

- Ну а твои лопату и кирку? - поинтересовался Соломон у землекопа.

- Ты же сам знаешь, царь, что кузнец.

Тогда царь Соломон подошел к человеку, скромно стоявшему в углу, это был кузнец. Вывел его на середину зала и воскликнул:

- Вот кто главный строитель храма!

И, согласитесь, до сих пор инструменты с помощью живой «горячей» ковки «для себя и под себя» все равно самые лучшие.

А если сковать для себя любимого подкову на счастье, то оно непременно заглянет в ваш дом. Ручная работа высоко ценилась и раньше, и теперь. Тем более такая, когда сливаются воедино три стихии: магия огня, металла и воды. В этом плане не изменилось ровным счетом ничего.


Автор: Татьяна Марченкова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров