Смоленской прокуратуре - 300 лет. "Когда уполномоченный обвинять... защищает"

Общество

Помните, каким изобразил прокурора Гоголь в «Мертвых душах»?  Прокурор, которого живописует язвительный Николай Васильевич в своей поэме, производит впечатление респектабельного, важного, ценящего свое слово человека. А вместе с тем… ленивого законника, склонного к праздному образу жизни. И до сих пор находятся люди, которые почему-то считают, что спустя почти 200 лет в сфере надзора за соблюдением законов ничего не изменилось. Глубокое заблуждение! Прокурор - это не только почет и полномочия, но  еще и огромная ответственность.
Работа нашего современника, сотрудника прокуратуры, сложная, многовекторная, отнимающая массу времени и требующая высочайшей юридической подготовки, ответственности, дисциплинированности и быстрого реагирования в рамках действующего законодательства. Важная миссия, возложенная на прокурора, требует быть всегда готовым встать на путь защиты законности и не сойти с этого пути. Эта сфера не приемлет забывчивости, лени, рассеянности.
Несмотря на то, что деятельность прокуратуры связана в основном с бумажной работой, эта профессия считается одной из самых опасных.

Павел Самылов трудится в органах прокуратуры с 2015 года. Помимо основной деятельности, Павлу Павловичу приходится как минимум четыре часа в неделю вести прием граждан и рассматривать жалобы. «Бывает, приходит один – два человека. Раз на раз не приходится! Могут и десять, а то и больше человек на прием записаться, - говорит помощник прокурора Ленинского района г. Смоленска Самылов. -- Зачастую люди, столкнувшись с бездействием должностных лиц или полиции, с несоблюдением руководством предприятия трудового законодательства, вопрошают: что делать и куда обращаться? Как показывает практика, одним из наиболее эффективных методов защиты нарушенных прав является подача жалобы или заявления в прокуратуру. Прокуратура наделена широким спектром полномочий для контроля и проверки соблюдения требований действующего законодательства».

- Работа с обращениями - одно из приоритетных направлений прокурорской деятельности. Ее основная цель - объективное и окончательное разрешение каждой жалобы, ходатайства или предложения, а также реальное устранение нарушений закона и привлечения к ответственности лиц, которые их допустили.

За год к нам поступает около 2 тыс. 200 обращений. Из них около 60 процентов находят разрешение в органах прокуратуры, остальные 40 процентов мы направляем в контролирующие органы, в компетенцию которых входит рассмотрение обращений. Нужно иметь в виду, что из общего числа разрешенных обращений в год признаются обоснованными лишь 10 процентов.

С 2020 года руководителями органов прокуратуры практикуется личный прием граждан, которые могут получить разъяснения требований законодательства, а также оснований и мотивов решения, принятого по жалобе.

- С какими проблемами смоляне чаще всего обращаются в прокуратуру?

- В основном, это вопросы исполнения законодательства в сфере ЖКХ, защиты прав несовершеннолетних, исполнительного производства, земельного, трудового и уголовно-процессуального законодательства. Районная прокуратура ежедневно проводит личный прием граждан, а также выездные приемы в организациях, которые расположены на поднадзорной территории.

Нередко обращения имеют вид предложения, когда заявитель рекомендует усовершенствовать законы, деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, развитие общественных отношений или предлагает внести коррективы в деятельность государства и общества в социально-экономической и других сферах.

Можно оформить обращение как заявление, попросив прокуратуру помочь в реализации прав и свобод – своих, или другого человека. Также это может быть сообщение о нарушении законов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, или их критика. Наиболее часто к нам поступают жалобы, в которых заявители просят о восстановлении или защите нарушенных прав или законных интересов.

Встречаются и обращения, изложенные в форме ходатайства -  просьбы о признании определенного статуса, прав и свобод, установленных российским законодательством.

Обращение в прокуратуру бывает индивидуальным или коллективным. В этом году в прокуратуру района обратились сотрудники одного из предприятий Смоленска. Прокурорская проверка показала: администрация общества с ограниченной ответственностью пренебрегла ч. 6 ст. 136 Трудового Кодекса РФ и выплачивала зарплату своим работникам в январе - мае с нарушением установленного срока.

Обращение возымело результат: выявленные нарушения устранены, задолженность по заработной плате погашена, а также выплачена компенсация за задержку зарплаты. Генеральному директору вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Особое внимание прокуратура уделяет обращениям социально - незащищенных граждан. Если факт нарушения их прав находит подтверждение, прокуратура направляет исковые заявления в суд (ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Не так давно к нам обратился законный представитель несовершеннолетнего ребенка-инвалида. Еще в 2010 году его ребенку был поставлен тяжелейший диагноз - «Сахарный диабет 1 типа». Смолянин написал в заявлении, что его мальчика не обеспечили системой непрерывного мониторирования уровня глюкозы в крови, а также ланцетами (наконечниками к ручке-скарификатору). Реакция районной прокуратуры была незамедлительной. Мы направили исковое заявление в суд к департаменту Смоленской области по здравоохранению.. Благодаря вмешательству прокуратуры ребенок получил все необходимые медицинские изделия, в которых остро нуждался.

- Как правильно и грамотно написать жалобу, чтобы ее рассмотрели?

- Как правило, утвержденной формы обращения в органы прокуратуры нет. Оно может быть составлено в произвольной форме. Жалобу подают любым удобным для человека способом: письменно, устно, а также в электронном формате – для этого на сайте прокуратуры имеется специальная форма для обращений. Мы принимаем телефонные звонки и сообщения. При составлении письменного обращения в прокуратуру нужно соблюдать общие требования: деловой стиль; четкое изложение обстоятельств случившегося; просьбу провести проверку и привлечь нарушителей к ответственности. Не стоит излагать ситуацию в излишних подробностях и на эмоциях.

В обращении нужно обязательно указать фамилию, имя, отчество заявителя; почтовый адрес; изложить суть вопроса. При наличии подтверждающих содержание обращения документов заявитель вправе приложить их копии.

Очень важно, чтобы письменное обращение в органы прокуратуры было написано разборчивым почерком. В противном случае, мы не сможем на него ответить и отреагировать. Фамилия и адрес все же поддаются прочтению? Тогда сотрудник прокуратуры сообщит заявителю о возникшей проблеме в течение семи дней со дня регистрации, а также разъяснит ему право на повторное обращение.

Если в обращении отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, его вернут заявителю в течение семи дней со дня регистрации с предложением восполнить недостающие данные. При необходимости сотрудник прокуратуры обязан доходчиво объяснить, куда человеку необходимо обратиться.

- В каких случаях обращение не будет рассмотрено?

- Если в письменном обращении отсутствует адрес и подпись заявителя, недостаточно сведений о нарушителе (или его действиях); ситуация изложена сумбурно или присутствует ненормативная лексика и оскорбительные эпитеты; правонарушения, как такового, не было. Имейте в виду, что проверка по «анонимке» проводится только в случаях, если речь идет о социально значимом вопросе или о государственной безопасности.

- А если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы?

- Оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, о чем мы обязательно сообщим заявителю в течение семи дней со дня регистрации.

- Сколько длится рассмотрение заявления?

- Обращение регистрируется в течение трех дней с даты поступления в прокуратуру и передается сотруднику, который и будет осуществлять проверку.

В ходе проведения проверки, прокурор обязан будет выявить нарушение либо его отсутствие. Если данные о нарушении найдут подтверждение, прокурор выносит представление в адрес нарушителя или его непосредственного руководителя, с требованием устранить выявленное нарушение в определенный срок. А в ряде случаев подготавливает документы для возбуждения уголовного или административного дела.

Максимальный срок проведения проверки не должен превышать 30-ти суток с даты регистрации обращения гражданина.

По итогам проверки заявителю направляется письменное уведомление, с описанием проведенных прокурором мероприятий и принятых мер для устранения нарушения.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
вчера, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров