"Души краса в том платье русском…" Смоленский дизайнер сшила народные костюмы 17 века для музея

Общество
"Души краса в том платье русском…"  Смоленский дизайнер сшила народные костюмы 17 века для музея
Одежда – это своеобразный исторический документ, по которому мы можем узнать о прошлом наших предков.

Русский народный костюм – один из многих старинных предметов, навсегда исчезающих из нашей повседневной жизни. Но без его сохранения, пусть не в быту, а в искусстве, невозможно оценить красоту национальной культуры.
Немного найдется мастеров, которые могли бы воплотить в жизнь богатство и сложность нарядов далеких времен, владели искусством их украшения. Дизайнер Алиса Холод, соорганизатор благотворительного проекта «Рабочего пути» «В гостях у сказки», создает одежду, которая удивительным образом сочетает в себе красоту, смысл, многовековую историю и сам жизнеутверждающий дух народа. Любуясь несказанной красотой двух костюмов, которые она недавно сделала для государственного музея «Смоленская крепость», испытываешь искреннюю благодарность.

Выпрямляется спинка, поднимается подбородочек…
- Алиса, наряды того времени были невероятно красивы, изящны, гармоничны и преисполнены богатства и шикарного вкуса. Какая, на твой взгляд, информация заложена в русском костюме?
- Раньше костюмы несли смысловую нагрузку - рисунки, узоры, переплетения цветов рассказывали о жизни людей. Они, словно тайнопись или иероглифы, хранили в себе зашифрованную информацию: что за человек, откуда он, какому сословию принадлежит, чем занимается…
Кроме того, эти наряды могут, без преувеличения, изменить человека их надевающего. И не только внешне, но и внутренне. Так, когда мы работали над фотосъемкой, показывающей всю красоту костюмов, я ощутила себя настоящей боярыней 17 века – «круглолицей-чернобровой». Выпрямив спинку, подняв подбородочек, почувствовала, что стала более женственной и величавой.

Максимально исторично
- Тебе не впервой создавать русские костюмы. Скажи, чем отличалась эта работа?
- Тема боярского костюма заинтересовала меня давно. Я просматривала много исторических фильмов, читала книги, знакомилась с современными интерпретациями этих нарядов. Но, надо сказать, что в прежних работах собирала больше визуальный образ, внешне и по настроению соответствующий эпохе. При создании костюмов для музея было необходимо соблюсти больше правил. Прежде всего, наряды должны были быть максимально историчны. Тут мне помогли не только книги, но и картины 17 века, а также подборка фоторабот костюмов той поры, созданная в начале 20 века (на сайте kulturologia-ru). Я изучала вопросы кроя, работы с украшениями, соответствия их определенным сословиям. В итоге костюмы боярыни и горожанки были сшиты примерно за месяц.

СПРАВКА «РП»
Больше 15 лет Алиса занимается исторической реконструкцией, интересуется жизнью, бытом и культурой Древней Руси. Также она обучалась в Смоленском государственном институте искусств по специальности «Музеология и культурология».

Расшивка и ткачество
- Из чего состоят оба костюма? Использовала ли ты какие-то прикладные искусства и ремесла?
- Самым сложным в этой работе был подбор материалов, похожих на оригинальные, как внешне, так и по составу, и по способу изготовления. Конечно, сейчас мы точных копий не найдем, они не выпускаются.
Оба наши комплекта – многослойные (как и положено было на Руси) – в них входят нижнее и верхнее платья, однорядка, манжеты, платок, головные уборы (кика). Для образа боярыни потребовалось много кропотливой работы - расшивки бисером, бусинами, камнями. А для костюма горожанки мы самостоятельно соткали пояс на бердышке.
Отметим, Алиса Холод не первый раз сотрудничает с музеями. Ряд изготовленных ею вещей можно увидеть в экспозиции исторического музея в зале, посвященном эпохе раннего средневековья. Новые костюмы будут представлены в музее «Смоленская крепость». Наряд боярыни установят в стационарной экспозиции, а костюм стрелецкой жены (горожанки) будет «живым». Его предполагается использовать для проведения экскурсий.

Про лунницу на шее и платок вместо шарфа
В Индии легко встретить женщину в сари, но вряд ли мы когда-нибудь увидим в центре Смоленска мужчину в косоворотке или девушку в кокошнике. Национальный костюм в повседневной жизни выглядит, как минимум, экстравагантно.
- Алиса, а как ты считаешь: традиции могут быть модными? Уместно ли, к примеру, в офис носить элементы русского костюма?
- Разумеется, мы сейчас не будем ходить в лаптях и расшитых жемчугом однорядках, но традиционные элементы русского костюма должны быть модными. И их важно сохранять в современном наряде, ведь они возвращают к корням, женственности и мудрости, накопленной нашими бабушками и прабабушками веками. О чем я веду речь? Об узорах, тесьме, вышивке на одежде, сумке и т.д. Также образ можно дополнить народными украшениями. К примеру, я очень рада видеть на шее многих женщин подвески в виде старинной лунницы (славянский женский оберег, относящийся к Богини Макошь – прим. автора). При этом сама вместо шарфа ношу платок с кистями, ощущая себя практически лебедушкой (улыбается).

ЦИТАТА
Алиса Холод:
- После изучения собирательного образа русской женщины я хочу перейти к сбору информации непосредственно о смоленском костюме. Надеюсь, получится создать наряд смолянок разных сословий, понять, что их отличало от других славянских народов.

На фото: дизайнер Алиса Холод и научный сотрудник музея «Смоленская крепость» Ирина Романова.

Беседовала Ольга Градова.
Фото Натальи Егоренковой.



Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
23 минуты назад
Работы выполнялись в рамках реализации программы «Развитие д...
52 минуты назад
В регионе в очередной раз побит рекорд по приросту инфициров...
сегодня, 11:03
сегодня, 10:36
Недавно Верховный суд России вынес принципиально важное реше...

Опрос

Если вы заболели, то…


   Ответили: 495