Единственный в Смоленске и Москве!

Общество

Каждый уходящий год все дальше отдаляет нас от событий Великой Отечественной войны. Уходят живые свидетели тех страшных событий, унося с собой память. «Дети войны» - последнее поколение, которое может рассказать о трагедии, которую они видели своими глазами.
«Дети войны» - наши бабушки и дедушки. Для нынешней малышни они уже стали прадедами…
Война отняла у них радость детства, искалечила судьбы, ведь начало войны совпало для них с началом жизни. Их детство сгорело в пламени 22 июня 1941 года. Бомбежки, взрывы, пожары и расстрелы близких людей стали для них обычной картиной окружающего мира.

                           В огне войны сгорело детство...

Павел Федорович Мавренков - самый юный столичный ветеран войны. На фронт он попал в… шесть лет. Всякий раз, когда он говорил, что удостоен почетного звания, собеседники удивлялись: «Не может такого быть! Ты сражался с врагом, когда тебе стукнуло шесть?!»

Конечно же, Пашка по малолетству не воевал, потому что родился 14 июля 1935 года. Но он с ребятней из близлежащих деревень собирал для партизан сведения о фрицах, разбрасывал на дорогах под колеса немецких машин гайки.

По окончанию войны Павел Федорович Мавренков единственный (!) в Москве в столь малом возрасте был награжден медалью   «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

После войны Мавренков закончил литературный институт им. Горького и влился в ряды Союза писателей России. Его строки о войне: «Фашист мне целил, целил в спину, Но все ж не выстрелил в меня» кому-то могут показаться незатейливыми, но в них – страшная правда о пережитом. Ветеран всю свою долгую жизнь пытается стихами достучаться до своего ангела-хранителя, который много раз спасал его от верной гибели.

Роковой 1941-й Паша встретил на Смоленщине. Отец – участник Смоленского сражения - воевал на фронте, мать сражалась с врагом в партизанском отряде…

                         Детей гнали под конвоем, как скот…

Это случилось в июле 1942 года в селе Княжино Холм-Жирковского района Смоленской области. Фашисты схватили Павла, Анну и Петра Мавренковых, которых война лишила бдительного родительского присмотра. Самых маленьких, а потому - несмышленых из восьми детей этой большой семьи, по которой прокатился безжалостный военный каток. Ребятишек не успели эвакуировать, и гитлеровцы вместе с десятью жителями Княжино погнали их под конвоем из родного села в сторону Вязьмы.

Ух и натерпелись страху Паша, Аня и Петя! Они видели, как враги подожгли село. Как под бабий вой занимались хата за хатой… Любимец детей, пес Букет бесстрашно бросился на защиту родного крова, и фашисты застрелили его на глазах ребятишек. В огне сгорело все добро семьи Мавренковых, погиб и безжалостно уничтоженный скот: кормилица – корова, овцы, куры…    

…Лето выдалось знойным. Мучительно хотелось есть, но страшнее всего была жажда. Конвоиры не давали передохнуть, им было плевать на сбитые в кровь детские ноги.

Пыль и грязь только усугубляли состояние пленных, которые догадывались, что их угоняют в Германию. По дороге в соседней деревне Самыкино автоматчики присоединили к ним группу из десяти человек и повели в село Пигулино.

В Пигулино остановились возле одного из домов и затолкали в хижину, где уже находилось около 30 пленников. Их несколько суток продержали под конвоем в тесноте и духоте.

Сами немцы с комфортом расположились в церкви, откуда вели наблюдение и обстрел. Вскоре среди заключенных прошел слух: дальше их не погонят. До железнодорожной станции далеко, и все они обречены. Людей сожгут заживо!

В числе смертников в «мини-концлагере» была тетя Павла Федоровича Мавренкова, Анна Петровна. Ане не исполнилось и тридцати. На пятый день тетка нашла топор. Забралась на печку и, набравшись смелости, аккуратно вырубила небольшое отверстие в крыше. Под покровом ночи отважная женщина выбралась наружу. Пленники последовали ее примеру и тоже начали потихоньку вылезать. Терять все равно было нечего!

Люди спустились вниз, но часовые не спали. Когда Паша скатился с крыши, уже вовсю шла стрельба по живым мишеням. Спрыгнув на землю, он увидел, как один из фашистов целится в него. Паша испугался и побежал со всех ног, но часовой почему-то не выстрелил. Не решился убить кроху…

«С чего бы немцу меня жалеть? – до сих пор удивляется ветеран. - Ангел-хранитель спас. И – наши». Как раз в эту минуту фрицев атаковали партизаны и отбили своих. Тетя схватила Пашу в охапку, и вместе с братом и сестрой семейство благополучно добралось до спасительной лесной опушки.

Не иначе, чудом!

С тех пор мальчишки, попавшие в отряд, стали помогать партизанам. Воровали у фашистов продукты и боеприпасы, какие удавалось стянуть. Кормили и пытались спасти тяжелораненых, как могли. Перевязывали, вывозили на санках из леса в деревню.

А потом опять попали в плен. Маленьких партизан повели на расстрел, и тут налетела наша эскадрилья. Немцы разбежались…

Эти стихи Павел Федорович написал 9 мая 2020 года, посвятив их жителям родного Холм-Жирковского района.

Я рад, что внес в Победу вклад

Сидел в концлагере с оравой

Детей бездомных малых лет.

Бежал из лагеря по праву,

И все за мной бежали вслед. 

В окопе жил, не пряча носа,

Вредить врагам меня влекло:

Бросал им гвозди под колеса,

Болванки, битое стекло.

Фронт отступил, война осталась.

И я кормил бойцов, как мог:

Поспав, вставал с восходом, малость,

Ходил за плугом, скот стерег.

И вот пойдут колонны маршем.

Поет, гудит, гремит Парад.

На десять лет Великой старше

Я рад, что внес в Победу вклад.

На Первом стратегическом оборонительном рубеже Вязьма – Холм-Жирковский район.

С колен – в плен

Храм возвещал вечерним звоном:

Воздвигнут в знак Победы он

России над Наполеоном,

И Гитлер будет побежден!

Мой брат, сестра и я молиться

Пришли все вместе за Москву.

Мы будем пуще с немцем биться,

С французом схватка – во главу! 

Все, как один, с нелегкой долей

Мы были схвачены с колен.

Нас храм на тракте поневоле

Благословил в дорогу в плен.

Мы шли с оглядкой, с дулом в спину,

Отец не знал, не знала мать.

Враги нас гнали, как скотину,

А мы смотрели, как сбежать. 

Но на пути московском снова,

Нас, налетев со всех сторон

Отбила группа Муравьева. Считай, что немец побежден…

На снимке:  1940 год. Анна (А.Ф. Жукова, 1933 г.р.), пес Букет, Петр (П.Ф. Мавренков, 1934 г.р.), Павел (П.Ф. Мавренков, 1935 г.р.).



Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
12 минут назад
Смоленская областная Дума по просьбе жителей населенных пунк...
47 минут назад
Они утверждены Смоленской областной Думой 24 апреля. Обследо...
сегодня, 17:18
Реклама. ООО «Т2 Мобайл». 2SDnjceC5M3

Tele2 удвоил список...
23.04.2024 15:15
«У нас нет другого пути — мы или сохранимся как общество, ка...
Новости партнеров