Духовщинский район: два Поля памяти, а правда - одна

Общество

Последний летний зной и тяжелая, мертвая, как каменеющий бетон, тишина. Сюда, в эту навечно незапертую дверь, может войти любой. Но не входит никто, кроме потомков тех, кто 22 июня 1941 года пришел на нашу землю грабить, насиловать и убивать. Они, стараясь не привлекать к себе внимания, приезжают из Германии в Духовщину, чтобы скорбно еще и еще раз найти и прочитать СВОИ фамилии, выбитые готическим шрифтом на выстроившихся вдоль серой дорожки плитах. Прочитать, понять и передать юным немецким поколениям русское пророчество: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет…»

Мы незлопамятны, но память наша крепка

В 2009 году Духовщина бурлила от негодования. 30 июля районный Совет 12 голосами принял решение о проведении референдума по вопросу «Согласны ли вы с созданием сборного захоронения (кладбища) немецко-фашистским захватчикам на территории Духовщинского района с целью увековечения их памяти?».

Не успела общественность «и глазом моргнуть, как 3 августа того же года глава администрации муниципалитета выделил 5 гектаров земли под мемориальный комплекс солдат Третьего рейха. Тем, которые дотла спалили в районе 30 деревень, 10 из которых с местными жителями, не щадя ни детей, ни стариков.

В тот же день был заключен договор на выполнение межевания участка, а 4 августа подписывается акт приемки работ. Через три дня ассоциация «Военные мемориалы» получила свидетельство на право бессрочного владения земельным участком.

Протесты районной прокуратуры, мнение населения района, демарши инициативной группы и даже решение суда не в пользу кладбища действия не возымели. Вот так, за несколько дней был решен вопрос.

...По широкой бетонной дорожке спускаемся к огромному кресту в центре мемориала. Стоит солнечный день, на небе ни облачка, а на душе муторно. Не покидает ощущение, что кто-то смотрит тебе в спину и что-то здесь не так… Начинаю понимать, что и тишина-то тут какая-то мертвая… И вдруг ловлю себя на мысли, что вокруг нет ни одной птицы! Ни на территории, ни над ней. Пока ехали к мемориалу, видели на обочинах аистов, электропровода над пожелтевшими хлебами оккупировали стаи голубей, а здесь - пустота. Все 5 гектаров аккуратно выкошены, во всем - немецкий порядок, и никаких признаков жизни.

Сегодня трудно себе представить масштаб разыгравшейся здесь с 1941 по 1943 год трагедии. Бои шли страшные и между регулярными частями вермахта и РККА, и, чуть позже, гитлеровцев с партизанами.

Об активности, с которой действовали партизаны, говорят рассекреченные данные архивов.

Вот, например, результативность партизанского отряда «На врага».

Командир партизанского отряда - помощник опреруполномоченного 4-го отдела УНКВД Смоленской области младший лейтенант госбезопасности Подрезов Николай Васильевич.

Подрезов Николай Васильевич, 1916 года рождения, адрес семьи: д. Белоусово Андреевского района Смоленской области, занимаемая должность до войны - надзиратель тюрьмы №3 г. Вязьма. Был командиром партизанского отряда «На врага» Холм-Жирковского района Смоленской области с 1 сентября 1941 года по 17 марта 1943 года.

Комиссар партизанского отряда - начальник аварийной команды 1-й воздушной армии - младший воентехник Тюльков Михаил Анатольевич.

Партизанский отряд действовал в тылу врага с 1 сентября 1941 года по 20 марта 1943 года.

Районы действия партизанского отряда:

Ильинский, Нелидовский (Калининская область), Сычевский, Андреевский, Новодугинский, Холм-Жирковский, Вяземский, Издешковский.

За период деятельности отряда уничтожено:

немецких солдат и офицеров - 917 человек;

ранено - 671 человек;

взято в плен - 29 человек.

Уничтожено изменников и предателей Родины:

полицейских и старост - 99 человек;

поймано и расстреляно немецких шпионов - 8 человек;

расстреляно бургомистров - 2 человека.

Взорвано паровозов - 4 шт.;

уничтожено ж/д вагонов, платформ с живой силой и грузом противника - 88 шт.

Сбит и уничтожен транспортный самолет - 1 шт.

Взорвана ж/д дрезина - 1 шт.;

взорвано бронемашин - 2 шт.;

взорвано автомашин с живой силой и грузом противника - 46 шт.;

уничтожено велосипедов - 120 шт.;

уничтожено немецких кухонь - 1 шт.;

взорвано автоцистерн с горючим - 2 шт.;

уничтожено самоходных пушек - 1 шт.;

взорвано средних танков - 1 шт.; уничтожено повозок с живой силой и грузом противника - 86 шт.;

уничтожено штабных машин - 1 шт.;

уничтожено телефонических аппаратов и радиостанций - 6 шт.;

уничтожено крытых фургонов - 6 шт.;

уничтожено лошадей - 45 голов;

уничтожено минометов - 5 шт.;

уничтожено орудий разных калибров - 4 шт.;

уничтожено мотоциклов с водителями - 13 шт.;

взорвано мостов на автомагистрали - 3 шт.; взорвано мостов на шоссейных и грунтовых дорогах - 13 шт.;

взорвано ж/д мостов - 3 шт.;

взорвано ж/д полотна на действующих дорогах - 2000 метров;

уничтожено немецких складов - 2 шт.;

уничтожено молокозаводов - 1 шт.;

обрезано и уничтожено телефонных проводов - 5000 метров;

взорвано зданий - 1 шт.;

уничтожено крупнокалиберных

пулеметов - 4 шт.;

уничтожено станковых пулеметов - 5 шт.;

уничтожено ручных пулеметов - 6 шт.;

спасено населения от угона в немецкое рабство - 3000 человек.

Численность партизанского отряда «На врага» - 90 - 160 человек, из них сотрудников НКВД и милиции - 4 человека. И это только один отряд из многих.

Непосредственно под Духовщиной успешно действовал отряд «Буревестник», командирами которого были мл. лейтенант госбезопасности Семенков, после его гибели - Петр Федорович Цуранов и комиссар Сергей Васильевич Филипов, который после войны работал в Духовщине директором «Сельхозтехники».

Разве могли оккупанты с этим мириться? Поэтому шла война на уничтожение, и в Духовщинском районе была применена «тактика выжженной земли». Убивали население, казнили ближних и дальних родственников партизан, просто людей, хотя бы шапочно знакомых с кем-то из народных мстителей… Может быть, поэтому, когда тут хоронили первых «героев»-эсэсовцев, вокруг всего мемориала стояло многочисленное милицейское оцепление, которому строго-настрого приказали никого из местных жителей к останкам не подпускать?

Здесь русский дух…

Этим летом около урочища Конопляники Духовщинского района работал поисковый отряд «Азимут» из города Волгореченска Костромской области.

- За свою Вахту мы подняли останки 25 бойцов РККА, двое из них офицеры. Среди них была русоволосая девушка, видимо, медсестра. Медальон нашелся только один, и он «уехал» на экспертизу в Москву. Возможно, кто-то еще узнает о боевом пути и месте захоронения своего родственника, - рассказал командир отряда Дмитрий Калинин.

Останки бойцов с почестями предали земле на местном Поле памяти, куда не зарастает народная тропа. А ведь еще ждет своих поисковиков могила у Пречистенского концлагеря, где около 100 человек были закопаны живьем... Да и без того останков советских солдат тут лежит немерено, для которых война в 1945-м не закончилась, а продолжается все 76 лет после Победы, про которую они знали только то, что она будет! Знали, верили, потому и ПОБЕДИЛИ!


Автор: Андрей Завьялов







Загрузка комментариев...
Читайте также
11 минут назад
сегодня, 12:56
Григорий Кравцов, кавалер ордена «Родительская слава», отец ...
59 минут назад
За ночь обстановка улучшилась в нескольких муниципалитетах.
33 минуты назад
Новости партнеров