От Орши до рейхстага

Общество

Постоянный читатель «Рабочего пути» рассказал о боевом пути своего отца – орденоносца.

Свой боевой путь Аркадий Васильевич Дружинин начал в 1943 году. Был награжден орденом Славы III степени, медалями «За отвагу», «За взятие Варшавы», а также грамотами от имени генералиссимуса И. В. Сталина за прорыв обороны немцев на берлинском направлении и от имени маршала Г. К. Жукова - за штурм рейхстага. Оригиналы этих грамот сейчас хранятся в музее поселка Красный.

…Когда началась война, отца в родной деревне Шилковичи не было, однако, получив повестки в армию, призывники сразу же отправились в Красный. Но опоздали - там уже не было ни военкомата, ни представителей администрации, успели эвакуироваться. И тогда несостоявшимся защитникам родных рубежей пришлось вернуться в родную деревню. А вскоре жители Шилковичей собрались около сельского магазина, решили взломать дверь и забрать все, что в нем находилось, дабы не досталось немцам. Но все не решались это сделать. И лишь когда на улице появились бронемашины фашистов, начали быстро действовать.

В 1943 году, после освобождения Краснинского района, вновь начался призыв в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. И призывников 1941-го обвинили в том, что они специально уклонились от мобилизации. Их объяснения во внимание не принимались. Однако фронт требовал пополнения: миллионы погибших и раненых, пленных и окруженцев… Поэтому большинство из них, без всякой подготовки, стали участниками кровавой Оршанской наступательной операции. По прибытии на фронт их представили как штрафников, бросали в самое пекло, заставляя буквально вклиниваться шаг за шагом в яростно сопротивлявшуюся немецкую оборону…

В итоге все они погибли.

Но 20-летнему Аркадию повезло, его с небольшой группой ребят отправили в Смоленск - разгружать вагоны с боеприпасами. Работали и днем и ночью, с короткими, минутными передышками. Но кормили очень плохо, постоянно хотелось есть. И тогда солдаты написали рапорт с просьбой отправить их на фронт. И были услышаны. Они попали в роту, которая при первом же штурме немецкого опорного пункта потеряла 2/3 своего состава, но так и не смогла его взять.

На другой день оставшиеся в живых вновь пошли на штурм высотки, практически на верную смерть - под плотным ураганным огнем фашистов. А пополнение, еще не нюхавшее пороха, пыталось прятаться в воронках от снарядов… Рота в тот день несколько раз поднималась в атаку, но все безрезультатно. Между тем ротный всегда старался оказаться позади наступающих и был явно не трезв. Одним словом, всячески себя берег. В то же время это не помешало ему вечером обвинить новобранцев в трусости.

После этой обидной выволочки Аркадий обсудил положение дел с земляками, мол, почему нет поддержки артиллерии, зачем атаковать в лоб, идти на верную гибель? И решили всем миром, что командир им достался совсем паршивенький, поэтому завтра во время атаки им нужно рассредоточиться, а если кто-то окажется в это время рядом с командиром, пустить того в расход.

Когда рота вновь пошла на штурм, а неприятель встретил атакующих сильным огнем, то прозвучала автоматная очередь, сразившая ротного насмерть.

Тогда на штурм всех повел командир взвода, а когда атака вновь захлебнулась, он попросил командование для поддержки хотя бы самоходное орудие для подавления немецких огневых точек. Без этого высоту не взять!

На следующий день задача была выполнена, причем с минимальными потерями для личного состава. С этим толковым командиром, до войны трудившимся на заводе, Аркадий Васильевич воевал до конца войны, и бойцы всегда старались беречь своего ротного.

А впереди были и освобождение Белоруссии, и штурм Варшавы…

Когда советские войска подошли к границе Германии, то их рота была преобразована в отдельную штурмовую роту резерва.

Но ее первое задание было не боевое, а карательное. Им было приказано сжигать дотла безлюдные деревни на территории врага. Но однажды Аркадий Васильевич, зайдя для проверки в очередной дом, обнаружил там старика и старуху. Он предложил им покинуть жилище, однако те даже не сдвинулись с места. Пришлось доложить командиру об этом инциденте.

И тот решил так: стариков не трогать, их дом не сжигать! Вскоре приказ об уничтожении немецких деревень был отменен.

Самые тяжелые бои, по воспоминаниям Аркадия Васильевича, были при форсировании реки Одер. За проявленную доблесть и отвагу он был награжден орденом Славы III степени. Тяжелейшие бои ждали красноармейцев и в главном фашистском логове - в Берлине. Когда произошла заминка при штурме рейхстага, роту для подкрепления перебросили туда. Перед атакой командир привычно ввел их в курс дела: фашисты находятся в подвалах и на верхних этажах… А потом командование фронта сообщило в Москву, что рейхстаг покорен, приказ выполнен. Все солдаты, участвовавшие в этом эпохальном событии, получили грамоты от имени маршала Г. К. Жукова.

После окончания боев за Берлин отца отправили в штаб с донесением, где он нежданно-негаданно встретил своего родного брата Алексея. Тот в июне 1941-го, после прохождения срочной службы в автомобильных войсках, должен был демобилизоваться. Но все карты спутала начавшаяся Великая

Отечественная война, их часть попала в окружение. Тогда они подожгли свои машины и вышли к своим пешком. Теперь Алексей стал служить водителем в штабе. По такому случаю братьям выписали увольнительные и разрешили взять машину для поездки в медсанбат. Там служила любимая девушка брата, которая, чтобы попасть на фронт, прошла ускоренные курсы медсестер, а потом участвовала в боях, перевязывала и вытаскивала с поля боя раненых… После войны они поженились и прожили всю жизнь в краснинской деревне Маньково.

Демобилизовался Аркадий Васильевич Дружинин только в 1947-м, успев повоевать с бандеровцами на Украине.

В. А. Дружинин, постоянный читатель «Рабочего пути».








Загрузка комментариев...
Читайте также
50 минут назад
Анастасия Корнеева из города Рославля рассказала свою истори...
сегодня, 19:16
Смоленская областная Дума по просьбе жителей населенных пунк...
сегодня, 18:41
Они утверждены Смоленской областной Думой 24 апреля. Обследо...
Новости партнеров