Как правильно ездить с 1 июля? Обо всех нововведениях «РП» рассказал начальник УГИБДД Смоленской области

Общество
Как правильно ездить с 1 июля? Обо всех нововведениях «РП» рассказал начальник УГИБДД Смоленской области

2021 год внес в жизнь российских автомобилистов серьезные законодательные коррективы.

Спрос с человека за рулем стал выше, соответственно, ужесточились требования к подготовке водителей. Кроме того, на дорогах появляются новые знаки, на улицах областного центра меняются привычные схемы движения, а в транспортные потоки вклиниваются люди на электросамокатах, ставших супертрендом забитых пробками городских улиц и головной болью как для водителей, так и для сотрудников ГИБДД. Новшеств накопилось много. Рассказать читателям «РП» о главных из них согласился начальник УГИБДД УМВД по Смоленской области полковник полиции Алексей ТОРГАЧЕВ.

Учимся по-старому, экзаменуемся по-новому

- Алексей Викторович, давайте начнем с самых главных законодательных нововведений. Какие из них в наибольшей степени коснутся смолян?

- Это, конечно же, касается подготовки новых водителей. Всем памятны времена, когда к экзамену на получение водительского удостоверения можно было подготовиться не на курсах, а самостоятельно. Потом сдавали теоретические экзамены и вождение, в том числе на той же закрытой площадке. То есть после экзамена на знание ПДД инспектор с кандидатом в водители шли на закрытую площадку на территории подразделения, и там проверялись навыки вождения, такие как разные виды парковок и маневрирования.

С 2014 года самоподготовка упразднена, но закрытая площадка осталась. С 1 апреля 2021 года и этот экзамен отменен. Навыки кандидата в водители проверяются в движении по городским улицам в режиме реального времени.

Но законодатели понимали, что новичок на дороге в определенные моменты может мешать другим участникам движения, и предусмотрели, что такие навыки, как параллельная и другие виды парковок, еще некоторые элементы вождения можно проверять только на тупиковых участках дорог или на какой-то закрытой территории.

- Может ли инспектор во время проведения экзамена произвольно изменить маршрут движения?

- До 1 апреля текущего года у нас существовали утвержденные маршруты для сдачи экзаменов, которых было не менее трех, и по каждому закреплялись определенные улицы. Сейчас такого нет, есть только список улиц населенного пункта, в котором проводится экзамен, где и проводится сдача экзамена.

- После отмены закрытой площадки количество обучаемых, сдающих вождение с первого раза, возросло?

- В связи с тем, что изменился порядок проведения практического экзамена, непосредственно после изменения результаты сдачи практического экзамена ухудшились, так как кандидатов готовили по старым требованиям. Постепенно результаты улучшаются.

- По городу ходят слухи о том, что для успешной сдачи экзаменов надо заплатить порядка 15 - 20 тысяч рублей. Насколько это может соответствовать действительности?

- Сдача экзамена по закону бесплатная. Другое дело, что если с первого раза это не получилось, то во второй раз попытать счастья можно не ранее чем через неделю, а потом каждый следующий раз - через месяц. Что касается слухов об озвученных вами суммах, то они циркулировали всегда, независимо от того, есть такое или нет. В обозримом прошлом коррупционных скандалов с участием наших сотрудников не происходило.

Если есть конкретная информация о чем-то подобном, то поделитесь, мы ее обязательно досконально проверим. Много жалоб на действия сотрудников поступало до новогодних праздников, потому что масса людей стремились сдать «на права» до вступления в законную силу изменений, о которых мы говорили.

Сейчас уже этого нет. Если человек считает, что не может преодолеть экзамен из-за предвзятого отношения к нему экзаменатора, то он может обжаловать его действия. В этом случае назначаем комиссию, которая оценит действия экзаменующегося, а также мы можем просмотреть все его действия в записи видеорегистратора и показать допущенные им ошибки. И тогда обжалование, как правило, прекращается. Люди начинают серьезнее готовиться и, как правило, успешно сдают.

Из нового надо отметить то, что при экзаменационной поездке за дублирующими педалями теперь находится не инструктор, производивший обучение, а инспектор. А мастер-наставник наблюдает за ходом испытаний с заднего сиденья, не вмешиваясь в процесс.

Также расширен список ошибок, после которых экзамен сразу же прекращается. Например, не пристегнутый перед началом движения ремень безопасности или пользование сотовым телефоном в ручном режиме.

Госномер каждому свой!

- Нынче в Международный день смеха стало не до смеха тем, кто нарушает правила и сроки регистрации автомобилей. Что нового появилось в этой сфере?

- До этого года возникало много коллизий из-за того, что человек, продавший автомобиль по договору купли-продажи, попадал в неприятности по вине, казалось бы, добросовестного покупателя.

Вроде бы все нормально, машина передана, деньги получены, но… новый владелец авто не спешит ставить его на учет и катается с прежними номерами и данными бывшего владельца. Он попадает в ДТП - и претензии предъявляются человеку, который машину продал.

Так вот, чтобы такого не случалось, необходимо подать заявление на прекращение регистрации транспортного средства в ГИБДД; также возможно прекратить регистрацию авто без обращения в регистрационные подразделения, подав заявление на портале Госуслуги.

Для этого продавцу после совершения сделки в течение 10 дней надо подать заявление, прикрепить к нему копию договора купли-продажи, и на следующий рабочий день машина с него будет списана.

После этого автомобиль является незарегистрированным, и управлять им нельзя. Он по-прежнему останется в базе ГИБДД, и за все, что случится дальше, ответит тот, кто его купил. А если этот человек нарушит 10-дневный срок регистрации транспорта, так он еще и штраф заплатит.

- Есть ли нововведения по замене двигателя?

- Да, теперь без проблем можно поменять только силовой агрегат на полностью соответствующий по модели и характеристикам тому, который был ранее установлен на данный автомобиль.

В данном случае сотрудник лишь вносит его номер в реестр транспортных средств. Если же отличия есть, тогда надо обратиться в специализированную организацию, занимающуюся вопросами переоборудования транспортных средств, и получить ее заключение о возможности использования данного двигателя на этом автомобиле.

- Очень часто читатели задают вопросы о регистрационных знаках. Тем более что на Смоленщине можно увидеть машины с номерами чуть ли не половины российских регионов. Это означает, что именно в них эти автомобили были приобретены?

- Любой человек может купить себе машину в той области страны, где захочет. Там же он вправе обратиться за постановкой ее на учет. Но номер выдадут с цифрами того региона, где его владелец зарегистрирован по месту жительства. Это целесообразно для облегчения борьбы с преступностью и пресечения административных правонарушений.

Интересно и то, что теперь нельзя купить машину лицу, не достигшему 16-летнего возраста. Раньше были родители, которые регистрировали машины на малолетних детей и с помощью такого нехитрого трюка уходили от ответственности за ряд нарушений.

Сейчас регистрировать транспортное средство можно человеку, достигшему 16 лет, и вся ответственность за использование автомобиля ложится на него. Если собственник транспортного средства - лицо, не достигшее 16 лет, то транспортное средство регистрируется на одного из родителей (усыновителей, опекунов), и вся ответственность ложится на них.

Пьяный за рулем - убийца!

- Алексей Викторович, в редакцию чуть ли не ежедневно приходят сообщения из ГИБДД о том, сколько было задержано нетрезвых водителей за сутки. Счет идет на десятки, и это несмотря на очень жесткие меры, предпринятые законодателями против пьяных за рулем. Почему так происходит?

- Некоторый спад в употреблении алкоголя водителями был отмечен тогда, когда была введена уголовная ответственность за повторное нахождение за рулем в нетрезвом состоянии. Сейчас люди попривыкли к этому, каждый считает, что его пронесет мимо жезла.

Пьяной езде способствует и большое количество многодневных праздников. В районах, граничащих с Московской областью, с мая по октябрь население за счет столичных жителей, приезжающих на отдых, возрастает в несколько раз. Вот эти отдыхающие как раз часто не брезгуют алкоголем за рулем.

Я сам выезжаю в рейды, разговариваю с людьми и могу отметить, что гражданская позиция в обществе по отношению к водителям-пьяницам очень ужесточилась. Люди охотно становятся понятыми при оформлении нетрезвых рулевых, поступает много звонков о пьяных, которые отъезжают от кафе, ресторанов и т. д. По имеющимся видеокамерам мы можем установить, откуда такой водитель выехал, где он сейчас или куда приехал. Сами люди это объясняют тем, что нетрезвый за рулем может кого-нибудь убить, и не факт, что его жертвой не станут их же родные или дети.

Граждане вполне обоснованно опасаются за жизнь свою и близких. Например, в позапрошлую пятницу в Десногорске за два часа дежурства выявили трех пьяных водителей. Кстати, в этом небольшом городе есть много злостных должников по штрафам, которые составляют 121 тыс. руб., 77 тыс., 55 тыс., 30 тыс. руб. Их мы привлекаем к ответственности, в том числе и с поддержкой судебных приставов.

Хочу отметить, что ужесточена ответственность водителей за нарушение проезда железнодорожных переездов. Если раньше было оговорено, что пересекать рельсы нельзя при закрытом шлагбауме или запрещающем сигнале светофора, то теперь добавилась фраза «при приближающемся поезде». И если раньше штраф за такое нарушение составлял 1 тыс. руб., а прав лишали на 3 месяца, то теперь штрафные санкции поднялись до 5 тыс. руб., а водительского удостоверения можно не увидеть целый год.

- Среди водителей ходят разговоры о том, что с 1 июля 2021 года инспекторы ГИБДД при остановке авто будут проводить чуть ли не ускоренный техосмотр на предмет выявления «неправильной резины», трещин на лобовом стекле… Так ли это?

- Почему именно с 1 июля? Полномочия по выявлению на дорогах технически неисправного транспорта у ГИБДД были всегда.

В связи с этим хочу напомнить, что на территории Смоленской области запрещено использование автомобиля, не оснащенного зимней резиной в декабре, январе, феврале. Летний период, когда «шипы», «липучки» должны быть заменены летними шинами, начинается с мая и заканчивается последним днем ноября.

Что же касается трещин на лобовом стекле и всего прочего, то каждый водитель, изучая ПДД, проходил раздел, в котором перечислены все неисправности, при которых использование транспорта запрещено, и должен их знать без напоминания со стороны инспектора.

Поедем по новым схемам?

- Город находится на пороге принятия решения относительно улиц Маяковского и Герцена. Первая - может в ближайшее время стать пешеходной, а по второй - откроется двухстороннее движение. Каково ваше мнение по этому поводу?

- Пока что УГИБДД не получило по этому поводу никаких официальных документов. В качестве предложения оба варианта рассматривались на городской комиссии по организации дорожного движения.

В принципе, мы не против того, чтобы улица Маяковского была полностью предоставлена в распоряжение пешеходов, но, повторяю, конкретнее мы вернемся к этому вопросу только тогда, когда какое-либо решение будет закреплено документально.

Что касается улицы Герцена, то, наверное, целесообразно разрешить там двухстороннее движение с выездом на улицу Тенишевой.

Рассматривались и предложения по изменению схем движения по площадям Колхозная и Желябова.

Если говорить в целом, то по России идет тенденция по внедрению в перегруженных транспортом городах двухстороннего движения, как наиболее оптимального для упорядочения транспортных потоков. В разумных рамках этого направления будем придерживаться и мы.

- Около 10 лет назад в Смоленске начали запрещать левые повороты. Автомобилисты очень недовольны тем, что теперь развернуться можно только на перекрестках, а не через трамвайные пути, как раньше. Очень много нареканий на перекресток проспект Гагарина - проезд Маршала Конева из-за «короткой» зеленой стрелки светофора, позволяющей разворот. Возможно ли изменение ситуации в ближайшем будущем?

- Да, УГИБДД рекомендовало закрыть левые повороты, особенно на улице Большая Советская, Рославльском шоссе и др., потому что из-за них тормозилось движение в центре Смоленска. Это сделали, и особых проблем не возникло.

Гораздо большую обеспокоенность вызывает безопасность пешеходов, особенно там, где есть социальные объекты: детские сады, школы, поликлиники… Много нареканий на пешеходный переход в Колодне, по которому идут дети в школу №13. Он устроен так, что водители, пропускающие учеников, вынуждены останавливаться на железнодорожных путях. А это может стать причиной трагических событий.

Администрацией г. Смоленска рассматривается вопрос об изменении организации дорожного движения по улицам Маяковского и Глинки путем запрещения движения транспортных средств по улице Маяковского и перевода ее в статус пешеходной, чтобы одновременно организовать по улице Глинки двухстороннее движение.

В адрес УГИБДД проектная документация по организации дорожного движения (с внесенными изменениями) по улицам Маяковского и Глинки Смоленска до настоящего времени не поступала.

После того как поступят схемы организации дорожного движения с дислокацией дорожных знаков и разметки по указанным улицам, будут рассмотрены в установленном порядке и в случае необходимости внесены предложения для повышения безопасности дорожного движения на указанных участках дорог.

- Можно ли с помощью УГИБДД решить вопрос о ремонте проезжей части улицы Кашена, Досуговского шоссе?

- Мы постоянно выносим предписания по ремонту дорожного полотна и городу, и балансодержателям автодорог. К сожалению, далеко не все они исполняются. Видя такое положение, мы совместно с прокуратурой отрабатываем меры воздействия на владельцев дорог. Досуговское шоссе находится в таком плачевном состоянии, потому что не состоит ни на чьем балансе. Дорога бесхозная, ее в ближайшее время примет город Смоленск, и только тогда можно рассчитывать на выделение средств для ее ремонта.

- Как вы оцениваете состояние дорог в Смоленске и по области?

- На отдельных участках качество ниже среднего. Поэтому радует то, что автодорогу от Ольши до границы с Псковской областью намечено передать в федеральное подчинение, как и участок от Калуги до Вязьмы, где до 2025 года планируется организовать четырехполосное движение.

- Многие смоляне жалуются, что асфальт в их дворах разбивают большегрузы торговых сетей - «Магнита», «Пятерочки» и др. Что вы можете сказать о запрете движения «тяжеловозов» по улицам областного центра?

- Такие ограничения вряд ли оправданны, поскольку большая часть сетевых магазинов расположена на магистральных улицах города.

 - Сколько камер автоматической фиксации правонарушений сегодня следят за смоленскими водителями?

- 91 стационарная камера и 40 передвижных. Ими оборудованы все наиболее значимые улицы и перекрестки в областном центре. За 5 месяцев 2021 года по данным камер было вынесено 71 884 административных постановления и наложено на участников дорожного движения 54 млн руб. штрафов. Взыскано 25 млн руб.

- Помогают ли эти камеры в раскрытии или предотвращении преступлений?

- Безусловно, потому что с них мы получаем качественные цветные фото, на которых вполне можно рассмотреть и номера машин, и лица людей. Так что того, кто был за рулем во время аварии, установим точно. Даже в течение двух-трех дней находим транзитных водителей, которые, совершив ДТП, уезжают в другие регионы страны. Хорошее качество съемки, длительный срок хранения информации (до года) - вот преимущества камер.

- Какие нормы ПДД смоляне нарушают чаще всего?

- Как всегда, это превышение скорости на 20 - 40 км в час. Далее - пьянство. Это главные беды наших водителей. 

- Спасет ли положение внедрение предложения ограничить скорость движения в городской черте 40 или даже 30 км в час? Такой эксперимент уже проведен на Рославльском шоссе, что вызвало очень негативную реакцию со стороны водителей.

- Инициатор ограничения скорости на Рославльском шоссе и в Красном Бору - управление автодороги Москва - Бобруйск, которое сделало это на основе изучения опыта западных стран. Там на въезде в город скорость повсюду ограничивается. Это благоприятно влияет на безопасность дорожного движения.

- В 2021 году участились случаи дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями с участием мотоциклистов. При этом в авариях чаще всего бывают виноваты водители автомобилей. Так ли это и насколько обе стороны конфликта при выяснении обстоятельств оказываются «белыми и пушистыми»?

- Если автомобиль является средством повышенной опасности, то про мотоцикл даже и говорить страшно! Проблема с мотоциклистами и их взаимоотношениями с другими водителями существует. В сутки наши наряды ДПС могут проверить до 20 - 30 водителей мототранспорта. Самые главные нарушения «всадников двухколесных коней» - отсутствие шлемов и регзнаков.

По разным причинам в течение этого года в Смоленске и области произошло 31 ДТП, участниками которых стали мотоциклисты.

В 16 случаях дело закончилось их гибелью. Большинство аварий (12) случилось в Смоленске.

При этом надо отметить, что мотоциклами чаще всего управляют вполне зрелые люди от 25 до 40 лет. Конечно, ко многим из них есть вопросы по технике вождения, опыту, тем более что мотоциклы сейчас мощные, скорость до 100 км в час развивают за 2 - 3 сек. Но надо отдать должное, большинство мотоциклистов хорошо владеют управлением, соблюдают ПДД. Многие состоят в клубе байкеров, открыто идут с нами на контакт, даже участвуют в проводимых по области профилактических мероприятиях, учат молодежь, предостерегают от опрометчивых поступков за рулем.

- Сегодня есть еще одна проблема - электросамокаты. Их владельцы часто нарушает все возможные правила, ездят там, где им вздумается, сбивают пешеходов и травмируются сами. В Санкт-Петербурге уже закрыты пункты проката этой техники. Можно ли упорядочить использование электросамокатов?

- Могу сказать точно: в Смоленске проблем с самокатчиками нет.

А вот велосипедисты нас очень тревожат. Велосипед стал очень популярен как средство транспорта, а вот ездить в Смоленске на нем затруднительно. Нет велодорожек, проезжая часть такого качества, что катить в метре от обочины у велосипедиста не получается.

В соседних областных центрах пошли по пути создания для велодвижения специальной инфраструктуры. Там пешеходные зоны поделены между пешеходами и велосипедистами. Да, в первый месяц были проблемы, но потом все друг к другу привыкли, и теперь никто никому не мешает.

И у нас надо внедрять такой опыт, хотя бы на магистральных улицах с широкими пешеходными зонами. Мы на заседании областной комиссии в мае текущего года рекомендовали сделать это вдоль магистральных улиц областного центра, таких как проспект Гагарина, улица Кирова, а также в районе Медгородка.

- Многие водители жалуются на попрошаек, которые на инвалидных колясках ездят между рядами машин, когда те останавливаются на светофорах, и просят милостыню. Говорят, что их уже сбивали, да и сами они иногда чуть ли не падают под колеса.

- Нахождение пешехода на проезжей части дороги (улицы) без цели ее перехода (в т. ч. перемещение между полосами движения транспортных средств) является нарушением требований пункта 4.1 Правил дорожного движения Российской Федерации и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ. За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 500 рублей.

При обнаружении таких фактов необходимо информировать полицию. Это можно сделать при непосредственном обращении к сотрудникам полиции либо сообщив по телефону 8 (4812) 77-66-97.

За 2020 год граждан данной социальной категории (инвалиды) по ст. 12.29 КоАП РФ привлечено 32 человека, за 2021 год -18 человек (административный штраф в размере 500 руб., предупреждения не выносились).

- Жильцы домов, расположенных возле торгово-развлекательного центра «Макси», очень недовольны дрифтерами, которые по ночам устраивают автогонки на стоянке около ТРЦ. Может ли ГИБДД им как-то помочь?

- Мы можем подъехать по вызову, на какое-то время навести порядок, но… Решить вопрос можно - только установив на парковке различные элементы, препятствующие такому вождению. Сделать это должен собственник участка, то есть «Макси». Так уже было сделано у большого «Магнита» на Поповке, и езда сразу прекратилась.

- Алексей Викторович, спасибо за интересную, содержательную беседу.

Фото: Никита Ионов


Автор: Андрей Завьялов


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:14
На вопросы жителей ответили исполняющая обязанности начальни...
вчера, 21:43
В день юбилея Екатерину Константиновну поздравили представил...
вчера, 21:17
В центре города продолжается масштабный ремонт дорог.
вчера, 20:46

Опрос

Вас беспокоит рост цен на стройматериалы?


   Ответили: 297