«Из 12 моих родных с войны не вернулось 7…»

Общество

Письмо в редакцию.

В эти дни мы с особым благоговением вспоминаем воинов – участников Великой Отечественной войны.

У каждого из нас – свой соучастник Победы из числа наших родных. Из 12 моих близких родственников военной поры домой не вернулось 7.

На смоленской земле, в битве за Москву, воевал мой отец - связист Василий Елизарович, сержант. Его отделение весной 1941 года было отлично подготовлено «к грядущим боям» - так он писал в своем письме. Командующий 19 армией генерал-лейтенант Конев обоснованно верил в надежную подготовку 48 отдельного полка связи. И когда армия была передислоцирована с Киевского укрепрайона под Смоленск на угрожаемое московское направление, к связистам по обеспечению связи претензий не было. В октябре, оказавшись в окружении, разделенный на две части полк погиб вместе со штабом армии и полком Московских ополченцев из 2-й дивизии народного ополчения. Из 800 человек трое оказались в плену. Остальные, в их числе мой отец, погибли безвестно…

В это же время на территории Витебского района, а затем Смоленщины, сражался мой старший двоюродный брат - танкист Валентин Данилович в составе 27 танкового полка 14-й танковой дивизии. Полк пробился из окружений под Лиозно и под Ярцево. В августе дивизию расформировали, и брат попал в танковую бригаду группы генерала Болдина. 2- 5 октября он участвовал в боях по задержке врага в северной части кольца окружения; 8 октября – в неудачной попытке прорыва танковой атакой. Потом прорывались уже группами. Удалось.

Последний свой бой башенный стрелок Валентин провел 29 января 1942 года при захвате деревни Костино. Воинские захоронения позже были перенесены на три мемориала в калужском Юхнове.

Мой дядя – начальник штаба танкового полка капитан Борис Иовлевич Вольтовский – победно, по бездорожью, через реки и перелески пробивался летом 1943-го на запад по югу Ельнинского района. За бои по освобождению Смоленщины капитан Вольтовский награжден орденом Красной звезды. После войны высокая ответственность и настойчивость помогли ему успешно продвигаться по партийной и государственной лестнице.

Смоленская земля стала мне родной, и я часто работаю в ваших архивах, посещаю Вязьму, Ярцево, Рудню. Мне нравится побережье Днепра у Холм-Жирковского, в Дорогобуже и Смоленске.

А на Брянском фронте воевал родной младший брат танкиста Валентина - артиллерист Константин. Несколько лет назад я инициировал увековечивание его памяти. Младший лейтенант Константина Беспояско, командир огневого взвода, погиб на третий день непрерывных боев под Ливнами на Орловщине 1 июля 1942 года. Монумент воинам 13 Армии высится у урочища Жерновка. Он тщательно ухожен, хотя поблизости нет населенных пунктов. Урочище находится в 15 км от города, но Ливнам присвоено региональное почетное звание «Город воинской доблести». Не «славы», а «доблести». Это Ельня, Вязьма – города воинской славы. С 2012 года на федеральном уровне прекращено присвоение этих почетных званий. С тех пор в западных областях России на областном уровне законодатели договорились принимать законы о почетных региональных званиях «Город, населенный пункт, рубеж воинской доблести», согласно которым места жестоких боев, рубежей и решающих сражений отмечаются почетными званиями.

Я бы хотел сказать, что судьбы жителей Смоленщины той поры также трагичны, как и воинов Красной армии со всех уголков страны.

Население на оккупированной территории – заложники. Участь большинства национальностей фашисты решили еще до развязывания войны. Куда делись колхозники из 25 довоенных цыганских колхозов? Чем провинились смоленские труженики-евреи?

Несмотря на террор и геноцид, претерпевая зверства и злодеяния, жители Смоленщины не смирились, а, наоборот, содействовали борьбе с врагом. Они срывали объявленные оккупационными властями поставки, противодействуя «новому порядку» и помогая «окруженцам», партизанам, рейдирующим соединениям и частям Красной армии. Они организовывали подпольные госпитали и лазареты, прятали молодежь от угона в Германию. Они тайком участвовали в сборе госзайма и средств на строительство танковой колонны «Смоленский партизан».

Ни одно партизанское движение не может длительно и успешно действовать, не имея поддержки местного населения. И жители Смоленщины активно его поддерживали.

На вашей территории во вражеском тылу были образованы партизанские края. А еще – временно восстановлены советские органы власти в 26 районах и в 319 сельсоветах!

На Смоленщине до войны было 2 млн жителей, после освобождения, на октябрь 1943 года, – около 1,3 млн. Сейчас – меньше миллиона.

Совершенно заслуженно на федеральном уровне три города – Смоленск, Вязьма, Ельня отмечены почетными званиями. Но почему на региональном уровне на Смоленщине не присвоено ни единого почетного звания ни городам, ни населенным пунктам, ни рубежам?

Я работал в архивах Брянской области, там партизанское движение проводилось так же активно, как и на Смоленщине. На федеральном уровне почетное звание «Город партизанской славы» не устанавливалось. Администрацию и законодательный орган Брянской области это не смутило.

Законом местных парламентариев, подписанным губернатором области, установлено почетное региональное звание «Город, населенный пункт партизанской славы»! Вдумчиво, уверенно, с любовью к жителям славных партизанских мест и боевых операций, рассматривает руководство области по два кандидата на присвоение почетных званий в год. В Брянской области за 10 лет почетные звания присвоены 19 населенным пунктам.

В Тверской области «Городами воинской доблести» признаны Белый и Зубцов, в Московской и Рязанской области – по три города, а в Тульской – и вовсе 14 населенных пунктов: городов, поселков, сел, деревень. И даже в Липецкой области, которую едва коснулась война, почетное звание присвоено Воловскому рубежу воинской доблести.

В соседней молодой Калужской области городами воинской доблести признаны Сухиничи, Юхнов, Людиново, Боровск, Жиздра, Киров, Жуков.

Считаю, что образцы законов о региональных почетных званиях хороши: по воинской доблести – в Тульской области, а по партизанской славе – в Брянской.

Помните своих предков: живущих, ушедших и погибших. Ведь они, жители населенных пунктов, с оружием в руках или без, противостояли захватчикам, и к ним полностью относится характеристика: «сильные духом – верные Родине».

Жителям Смоленщины – почет!

Вадим Васильевич Беспояско, полковник в отставке, исследователь, сын и брат участников Вяземской оборонительной операции 1941 г.

 


Автор: Мария Демочкина







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
вчера, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
вчера, 21:12
вчера, 22:15
Автомобиль с нелегальным грузом двигался со стороны Республики...
Новости партнеров