Если жизнь прижала к стенке, открывайте магазин!

Общество

На первый взгляд, здесь ничего не изменилось. Все так же, как и несколько лет назад. Родительский дом, сараи для птицы, сетчатые загоны, в которых с весны до осени пасутся стада цесарок, кур, уток… Чуть поодаль от дома - пасека с добротными ульями
и апидомиком. Это хозяйство Елены Торочкиной. Только из личного подсобного оно превратилось в крестьянско-фермерское.

Чем чище, тем… дороже

Хотя все должно быть с точностью «до наоборот». Ведь яйцо, сало, мясо курицы, утки и даже молоко, выращенные на своем подворье, не требуют дорогих технологий, многочисленного обслуживающего персонала…

А вот поди ж ты, по себестоимости они получаются чуть ли не втрое дороже промышленных продуктов. Впрочем, людей, которые все еще считают землю кормилицей и держат свое хозяйство, этим не удивишь. Но с каждым годом таких становится все меньше. И самое интересное, что самыми живучими среди них оказываются не мастера высоких урожаев и надоев, а те, кто сумел открыть магазинчик или ларек и самостоятельно наладить сбыт своих продуктов. Вот и хозяйка новоявленного КФХ пошла по этому проторенному пути.

Вместе, не спеша обходим помещения, в которых обжились породистые куры.

- Яичных кроссов, которые на птицефабриках, стараюсь не держать. Они несутся каждый день, яйцо не вызревает, вкус у него не тот. Да и мясо от них не очень хорошее. Доминант куропатчатого окраса - то, что нужно для небольшого хозяйства, видите, рябенькие такие, крупные. И яйцо у них по размеру не сравнить с хайсексами. Вон и московские черные гуляют. Ничего особенного в них нет, обычная яйценоскость, но мясо хорошее. Вообще, курица - самая неприхотливая птица на подворье. Минусовые температуры хорошо выносит, хотя все равно в сильные морозы отопление нужно. Здесь сарай у меня бревенчатый, сам по себе теплый. Для дополнительного обогрева использую обычную красную лампу ИК на 250 ватт. Низко ее не опускаю, чтобы не разбили, - делится опытом Елена.

Сарай не «молодой», но еще крепкий. Потемневшие бревна сруба подогнаны на совесть. Внутри - чистота и запах хвойных опилок. В гнездах из ящиков белеют яйца.

А вот у другого яйценоского стада жизнь посуровее. Эти курочки со своим главой семейства петухом всю нынешнюю зиму прожили в теплице. И ничего, живы-здоровы, чистят перышки на весеннем солнышке. По продуктивности не уступают тем, которые зимовали в сарае, полные гнезда яиц. А хозяйка, видя, что я не верю, что куры в теплице из поликарбоната пережили нынешние морозы, только разводит руками и показывает мне керамическую тепловую лампу, подвешенную рядом с красной. Какой-никакой - источник дополнительного тепла. А куры тем временем подклевывают зерно в кормушке и роются в незамерзшей земле, выискивая жирненьких червячков. Живут без комбикорма даже в самые лютые холода. Тут и вопрос возникает: какое яйцо считать диетическим? Крупное, хорошо отмытое с птицефабрики или вот такое, домашнее, полученное на зерне да червяках и под солнечным светом?

И, наконец, вот она - гордость хозяйки, стадо цесарок. Африканская курица, так толком и не одомашненная, крикливая, боязливая, но уж-жасно вкусная! Особенно если выросла вот в этом сарае, в хозяйстве Торочкиной. Тут-то точно ни цесарок, ни кур, ни уток и даже бройлеров никакой «химией» не накормят ни разу, за весь их жизненный путь от инкубатора до прилавка. И это несмотря на то, что любая птица, а особенно бройлеры, проигрывает собратьям промышленного откорма в наборе массы, если вместо комбикорма начинает получать обычное зерно с вареной картошкой. Да выращивать их приходится в два раза (как минимум) дольше, чем на птицефабрике. И мясо получается жестче, варить надо по-взрослому, но зато и намного вкуснее. И если уж тушка куплена у Торочкиной, то можно забыть про слив первой воды при варке бульона. Все равно никаких антибиотиков и стимуляторов роста в птице нет. Только вот покупателей на эти продукты с каждым годом становится все меньше, притом что цена на них практически не растет. Например, в ту, допандемическую зиму стоимость домашнего яйца на фермерском рынке доходила до 150 руб. за десяток, и его с удовольствием разбирали, а нынче продукт даже подешевел рублей на 20, и не берут. Постоят покупатели, повздыхают на дороговизну и отправляются в ближайший сетевой магазин за дешевой едой. Так и со всеми другими товарами. Вот и получается, что прав был человек, однажды сказавший, что экологически чистые продукты будут есть только бедные и богатые. Одни в силу того, что сами же их и производят, а вторые - еще могут их купить. У остальных все просто - денег нет, и сами ничего не могут, да и не хотят.

Магазин? Для души…

И вот оно - главное! Идем на пасеку! Торочкина сбрасывает с крышек ульев оледенелый наст. Надо посмотреть, живы ли пчелы? Тем более что погода располагает, в атмосфере - плюс, на улице - слякоть. Ненамного приподнимает крышку, отворачивает холстики, и вот она - жизнь пчелиной семьи во всей красе, шевелится темным живым клубом, да и в «улочках» между рамками движуха идет. Во втором улье - примерно такая же картина. По колено в мокром снегу лазим по пасеке, заодно осматривая домики. Вроде бы все в порядке, и это радует!

- Ко мне приходили торговые сети, предлагали работать с ними, но называли такие цены, что если б я согласилась, то давно бы по миру пошла с протянутой рукой, - рассказывает Елена. - Думаете, свой магазин меда в Печерске открыла от хорошей жизни? Нет, от отчаяния, когда поняла, что, кроме меня, мою продукцию никто не реализует. Вот и приходится заниматься не только выращиванием, но и ритейлом. Трудно, дорого. Да и электричество опять подорожало, про бензин и говорить нечего. Все это вкладывается в себестоимость конечного продукта, за который должен платить покупатель. Поэтому большинству из них качественный товар уже не по карману.

Километры от деревни Шеломец до Печерска пролетели быстро. А магазинчик вот он, прямо у дороги: небольшой торговый зал, на полках липовые кадушки с медом и пустые. Прямо на прилавке - фигурные восковые свечки в виде ангелов.

- Это мы загодя к Пасхе готовимся, - пояснила Елена. - Здесь у нас можно не только что-то купить, но и многое узнать о меде, о медолечении. Я с удовольствием расскажу любому интересующемуся человеку, какие продукты из улья ему могут помочь. Кстати, их можно купить тут же. Есть пчелиный подмор, настойка огневки, мази из прополиса, которые прекрасно заживляют любые раны и ушибы. Все расфасовано по баночкам, приходи и бери. Даже попробовать все можно. Попутно предлагаем домашнее сало, выращенное в своем сарае на вареной картошке, зерне, без капли комбикорма. Тут же своя «молочка», держим с сестрой четыре коровы. Сметану, творог вручную готовим. Люди приходят, кто-то купит, другие просто поговорить, расспросить о продуктах. Тут, что касается меда и всего того, что ему сопутствует, даже сложился некий клуб по интересам. Для меня самой магазин, общение с людьми - отдушина. Да и люди должны питаться продуктами, которые выращены в той местности, где они живут. Особенно если это мед. Риска нарваться на подделку здесь нет. Купил и будь уверен, что в банке настоящие мед, прополис, пыльца, огневка… Часто варим специальные мази из медопродуктов, которые хорошо помогают при болях в суставах. Те, кто попробовал, теперь только их и покупают.

Прощаемся с Еленой Торочкиной у порога магазина. В зале - немолодая женщина покупает баночку меда с прополисом, говорит, что ей он хорошо помогает от простуды и бессонницы. Ей не только продают товар, но и объясняют, как им пользоваться. Покупательница уходит довольная, с улыбкой и пожеланиями всего самого лучшего продавцу и хозяйке. И их есть за что благодарить!


Фото автора.

Автор: Андрей Завьялов







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров