Назад в 1440 год… «Замок на месте Коммуны?». По следам флешмоба #ЧайникМойДом в Смоленске. Часть 5

Общество
600 лет назад на Вознесенской горе могло находиться одно из древнейших учреждений Смоленска и мощное каменно-кирпичное укрепление…

В 1440 году там, возможно, был литовско-польский донжон (отдельно стоящая главная башня замка, - прим. автора). Эту версию «обновил» экскурсовод Александр Иванов. Свое предположение он подкрепляет известной французской гравюрой Георга Келлера с видом на Смоленск и книгой советского историка Даниила Павловича Маковского*.

В далеком 1440 году часть русских земель находилось в составе Великого княжества Литовского. Резиденция была и в Смоленске, располагалась она в, так называемой, башне-донжоне…
- По данным книги Даниила Павловича Маковского «Древние города Смоленщины» (издана в 1948 году), донжон существовал в то время, когда строилась Смоленская крепостная стена. Он стоял в центре города и являлся, по сути, нашим главным центральным укреплением, доставшимся от литовско-польского управления. В книге Маковского есть точная привязка к месту, где он располагался – Вознесенская гора (на момент строительства крепостной стены Вознесенский монастырь только приобретал каменные очертания, изначально он был деревянный). А под донжоном была система ходов, ведущая к Мономахову собору и к реке Днепр.
Так в книге Даниила Маковского «Древние города Смоленщины», в основе которой лежали сведения из первого тома русско-исторической библиотеки 1872 года, дословно сказано:
«Таким образом, в 1602 году было закончено сооружение сильнейшей в мире крепости, имевшей четыре оборонительные линии. В важнейших местах (перед днепровским мостом и перед Копытенскими и Молоховскими воротами) были сооружены полисады и остроги, дальше в восточной, западной и южной сторонах шел глубокий ров, наполненный водой, потом мощно возвышалась сама стена со своими могучими башнями, а за башней, как третья линия обороны, сохранилась старая крепость на литовском земляном валу. Наконец, внутри крепости имелось еще два укрепления: первое укрепление бывший литовский, княжеский дворец – «Довжон», который на гравюре Келлера показан на Вознесенской горе. Под развалинами этого замка были еще в середине XIX века обнаружены два тайных подземных хода – один к Днепру, а другой к Мономахову собору. По всей вероятности, на этом месте в раннюю эпоху находился княжеский дворец, и только при Давиде Ростиславовиче княжеская резиденция была перенесена к Свирской церкви на Смядынь».
- То есть, получается, эти подземелья, учитывая наличие большеразмерного кирпича внутри, относятся к временам строительства донжона. От башни ничего не осталось. И как раз на месте нее, в 30-е годы прошлого года, была возведена новая башня – дом-коммуна, - заключил Александр Иванов.

СПРАВКА «РП»
Даниил Павлович Маковский родился 17 декабря 1899 года в селе Заречье Мстиславльского уезда Могилевской губернии. Советский историк, краевед, педагог, доктор исторических наук, профессор Смоленского ГПИ. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн.
Выступив в 1960-е годы с тремя книгами по важнейшим проблемам истории Отечества XVI - начала ХYII вв., Д. П. Маковский по-новому поставил некоторые кардинальные вопросы истории (о начале развития капитализма в России, о характере крестьянских войн и др.), что вызвало оживлённую дискуссию в научных кругах, на страницах исторических журналов.
Умер Даниил Павлович 7 января 1970 года в Смоленске.

В ТЕМУ
«Подземелье – своими глазами»
Летом прошлого года нам довелось побывать в подземелье, (которое носит имя Екатерины Клетновой (автор работ по археологии, этнографии и истории Смоленского края Екатерина Николаевна спускалась сюда вместе с меценатом-коллекционером Марией Тенишевой и писала об этом месте в своем дневнике, - прим. автора), находящимся за «Чайником».
Спустившись туда по веревке, привязанной к дереву, мы увидели две уцелевшие подземные комнаты с огромными валунами, представлявшими собой систему укрепления.
Самое большое удивление - проводка. Оказывается, после войны этот ход был электрифицирован и использован под хознужды.
Дальше – тайник засыпан. Возможно, это произошло после наводнения в 1908 году. Известно, что в одну сторону ход уходит под Вознесенский монастырь, в другую - под собор, в третью - к Днепру.
«Выход отсюда шел по трубе в районе набережной, но после ее реконструкции он оказался закрыт, - говорит Александр Иванов. - Из воспоминаний Екатерины Клетновой, кстати, становится ясно, что здесь находились захоронения в дубовых колодах. Но надписи на могильных камнях были настолько древними, что прочитать их оказалось невозможно. Вероятно, тут нашли свое последнее пристанище язычники, жившие до петровской реформы».
Доказательств этому нет, но звучит красиво…

КСТАТИ
На вопрос, существуют ли какие-то карты смоленских подземелий, Александр отвечает: «Да, но они засекречены спецорганами».

К СЛОВУ
Александр Иванов был аттестован на старшего специалиста в Российской Академии Наук. Три года отработал археологом. Также он является одним из авторов Ютуб канала "Группа Свободного поиска 67rus".

Ольга Градова.
Фото Никиты Ионова.
Продолжение следует…

Читайте также:
"Не жилой, но живой". По следам флешмоба #ЧайникМойДом в Смоленске. Часть 1
Миссия "жилых ячеек". По следам флешмоба #ЧайникМойДом в Смоленске. Часть 2
Почему дом-коммуна в Смоленске не стал гостиницей. По следам флешмоба #ЧайникМойДом в Смоленске. Часть 3
В поисках необъяснимого. По следам флешмоба #ЧайникМойДом в Смоленске. Часть 4











Загрузка комментариев...
Читайте также
4 минуты назад
Центр организации дорожного движения сообщает об отключении ...
сегодня, 07:04
По уточнённой информации в результате атак украинских БПЛА ж...
сегодня, 05:46
Губернатор Смоленской области сообщил о новых атаках украинс...
вчера, 23:07
Свеча памяти воинам Афгана совсем скоро загорится в Сафоновс...
Новости партнеров