Рушники тканые да скатерти браные. Как в Хиславичах возрождают старинные способы ткачества

Общество

И мечтают о создании бренда поселка и Центра традиционного народного творчества.

«Шерсть в две нити в зуб лучше не продевать - зев может плохо открываться. В одну нитку порядка 800 метров бердо 60 на сарже хорошо, пластично получается»… Вот вы понимаете, о чем идет речь? Или такая еще «небывальщина»: «Из непричесанного льна, когда прядешь, кишки лезут…»

Я - не понимаю. Поскольку в ткацком деле абсолютный профан. Чего не скажешь о Надежде Хацковой, которая владеет всеми подобными премудростями.

Надежда Алексеевна не только занимается возрождением старинных способов ткачества, но еще и преподает изобразительное и прикладное искусство в Хиславичской школе искусств, в одной из комнат которой передо мной открылся настоящий этнографический клондайк. Тут и удивительные народные костюмы, и радующие глаз своей веселой полосатостью домотканые половики и дорожки, всевозможные глиняные горлачи да крынки, и целое «собрание» прялок, удивительные «рушники тканые да скатерти браные»… Но, пожалуй, главная изюминка коллекции Надежды Хацковой - огромный ткацкий стан. Я тут же к нему подхожу, дабы прикоснуться рукой - погладить эту раритетную ткацкую «каравеллу».

 

«Инструмент - что клад. Всяк ему рад»

- Надежда Алексеевна, где вы раздобыли это ткацкое чудо-юдо и научились ли на нем работать?

- Раньше ткацкий стан, принадлежавший когда-то Людмиле Афанасьевне Сиваковой, красовался в уголке старины школы в деревне Козловка. Потом школу закрыли… А куда этого деревянного гиганта девать? Сначала хотели установить в Доме культуры, но директор подумал-подумал и отдал старичка мне. Но, признаюсь, и у меня до него руки далеко не сразу дошли, хотя в итоге все получилось просто замечательно - стан поскрипывал-покряхтывал, но исправно работал. Сейчас у меня набралось столько деталей, что при желании можно собрать еще пять таких ткацких станков.

 

Хиславичская творческая аномалия

- Но это уже будет настоящий ткацкий цех…

- Да, есть у меня такая мечта-затея. Я с этой инициативой и в администрацию уже обращалась, но, кроме того, что нет помещения и денег, пока ничего не слышала.

А было бы так здорово сделать ткачество брендом Хиславичей! Я мечтаю о создании Центра традиционного народного творчества, благодаря которому можно было бы погрузиться в прошлое - в мир наших бабушек и прабабушек. Устраивать в Центре посиделки для молодежи, разучивать, например, зажигательные народные танцы. Ведь многие до сих пор считают, что это что-то весьма и весьма примитивное... Однако, по рассказам моей мамы, в одной только кадрили насчитывается порядка десяти разных выходов и пируэтов. И ты попробуй все это повторить!

Еще можно было бы в таком «Доме ремесел» создать школу для молодых мамочек, разучивать с ними пестушки, игры, потешки… Учиться делать своими руками обережных куколок, лепить из глины, строгать из дерева. Ведь наши предки были мастерами на все руки!

- Понятно. Как говорится, «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Мы, когда немного поколесили по Хиславичам, видели красивое заброшенное двухэтажное здание: внизу - кирпичное, вверху - деревянное… И я подумала, что если бы его восстановить и там разместить Центр традиционного народного творчества, то это было бы просто здорово…

- Согласна, в этом здании раньше располагалась типография, а сейчас оно, хотя таких больше в нашем районе вообще нет, едва ли способно порадовать чей-то глаз…

 

Град Китеж какой-то…

- А какими мастерами еще славилась хиславичская земля?

- Этот вопрос лучше было бы задать нашему краеведу Людмиле Антощенковой, которая как раз и занимается сбором и систематизацией довольно скудных материалов о прошлом Хиславичей.

Дело в том, что эти земли довольно долго относились к Мстиславскому уезду Могилевской губернии и все архивы остались там. Поэтому информацию приходится добывать буквально по крупицам - мы часто с Людмилой шутим - не Хиславичи, а град Китеж какой-то! Про наших соседей - Ершичи, Монастырщину - материалов, в том числе и про народные костюмы, предостаточно, а про наши - полная тишина! И белорусы, когда рассказывают о своих этнографических находках, про Хиславичи тоже молчок, поскольку теперь мы к ним уже не относимся.

Известно, однако, что Хиславичи раньше славились своими мастерами-керамистами - в 1881 году здесь насчитывалось 32 двора, хозяева которых занимались кустарным производством глиняной посуды.

Более того, в Хиславичах был и небольшой гончарный завод. А в имении представителей высшего российского общества - Энгельгардтов - функционировал свой керамический завод. И еще винокуренный, кожевенный, конный, сыроварня, экипажная мастерская, выпускавшая коляски, брички и кареты… Поэтому до сих пор на берегу и на дне реки Сож находят довольно любопытные глиняные черепки, в том числе и от печных изразцов (кафли). Вот, например, на этом изображены - капля, латинские буквы и лев (показывает мне. - Прим. авт.).

Еще один любопытный факт, о котором мало кто знает, - к нам приезжал Михаил Иванович Глинка со своей сестрой. Они останавливались в имении Салтыковых (теперь в нем Дом культуры), чтобы выбрать на нашей знаменитой Успенской ярмарке подарки к ее свадьбе.

 

Церковный клад не нашли до сих пор

- Надежда Алексеевна, а есть ли какие-то легенды, например о хиславичских кладах?

- Есть! Старожилы рассказывали, что аккурат перед приходом в Хиславичи фашистов один убогий паренек, служивший в храме, собрал всю самую ценную церковную утварь, старинные книги и закопал где-то в одном из рвов у Сожа. Знакомый рассказывал, что он, будучи мальчишкой, очень упорно искал этот клад, но, увы, фортуна ему так и не улыбнулась. А теперь, спустя столько десятилетий, эти рвы, конечно, «затянуты» деревьями. Но как знать, может быть, кому-то еще и повезет…

Еще один интересный факт: в 1787 году состоялось уникальное - по масштабам, по числу участников, стоимости и времени в пути - путешествие Екатерины II в Крым.

Поездка царицы в южные пределы империи, предпринятая в ознаменование присоединения Крыма к России, стала, пожалуй, наиболее значимым, выдающимся, самым пышным путешествием, совершенным в Крым кем-либо и когда-либо. С Екатериной ехал весь двор - около 3 тысяч человек! Императорский кортеж состоял из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Во время этого путешествия Екатерина посетила более 36 городов и небольших населенных пунктов, в том числе Смоленск и наши Хиславичи.

В газетах тогда писали, что «18 января 1787 года в четверть третьего часа пополудни Екатерина II прибыть изволила в Хиславичи, в дом господина камергера графа Алексея Владимировича Салтыкова». В честь столь знаменательного события вдоль дороги были высажены березы -

и эта алея долгое время называлась потом Екатерининской. До нашего времени дожили лишь отдельные деревья, да и то в основном на территории Беларуси.

 

Экономка Энгельгардтов

- Судя по тому, что вы так хорошо осведомлены об интересных моментах истории, вы коренная хиславичанка? Угадала?

- Моя мама, Диана Константиновна, родом из деревни Печерская Буда, а рядом, в Зареве, была усадьба Энгельгардта. Это в 13 километрах от райцентра. А моя прапрабабушка Анна Логиновна служила в доме Энгельгардтов экономкой. Ее туда взяли еще ребенком, и потом она дослужилась до столь высокого статуса. Она рассказывала, что ее хозяйка - немка Клавдия Карловна Шейдеман (Энгельгардт) - была женщиной вспыльчивой, но отходчивой. Бывало, сначала вспылит-накричит, а потом в знак примирения чем-нибудь одарит. Что касается будущего мужа Анны Логиновны, то, по нашим семейным преданиям, его в имение привез граф Александр Петрович Энгельгардт, пожалев семилетнего мальчонку-беспризорника. Когда Тарас вырос, то стал кучером, а потом его, тихого и спокойного человека, женили на моей волевой и бескомпромиссной прапрабабушке. По рассказам мамы, когда после революции моих предков раскулачивали - из амбаров забрали зерно подчистую, а из сарая вывели всех коров, то дочка Анны Логиновны Олимпиада сказала своему мужу: «Во, даже на руку не плюнули за то, что забрали!», а муж ей в ответ: «Лимпиада, скажи спасибо, що ты сейчас в санях не в Сибирь куда-то катишь!»

Что про маминого отца Константина Михайловича, так он был из рода панов Мацкевичей и погиб в 1944 году в каких-то 60 километрах от родного дома, в Дрыбинском районе (Беларусь). Сиротами же они с сестрой стали еще до революции. Их воспитывала тетя, а остальных родственников забрали в 1936 - 1937 годах.

Родня со стороны моего отца (моя девичья фамилия - Белобрысова) - из малограмотных крестьян. Однако его мама - Мария Егоровна - родом из деревни Понятовка (ныне Монастырщинский район), она знала многие народные обряды и была рукодельницей. Ее приглашали вести свадьбы. А еще Мария Егоровна помогала сооружать косу, бердо и нитченки, когда нужно было соткать скатерть с каким-нибудь сложным узором или полотно. Ткать-то тогда умели все, а вот заправлять станки для какой-то эксклюзивной работы - лишь единицы. Может, во мне заговорили ее гены… (Улыбается.)

 

Мария Тенишева пустилась в пляс

Надежда Алексеевна немного помолчала, а потом продолжила:

- Мой дед Ефим Петрович на деревенских праздниках неизменно играл на своей любимице-гармошке. До 1914 года он служил сторожем во Флёнове, а потом был призван на Первую мировую войну.

- Что-нибудь известно про его флёновский период?

- У деда была такая работа - в имении по вечерам фонари зажигать, утром гасить, да по ночам по дорожкам с колотушкой ходить.

А в свободное время он сидел в своей каптерке-комнатенке и иногда, поскольку дело это очень любил, играл на гармошке.

И вот как-то раз утром он по привычке взял в руки музыкальный инструмент, а мимо как раз шла барыня. Он ее увидел, испугался и перестал играть, а Мария Клавдиевна попросила деда: «Играйте, играйте!» Он и выдал какую-то веселую мелодию, а Тенишева как стояла под его окнами, так и пустилась в пляс с платочком…

 

А ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО

Успенская ярмарка в Хиславичах славилась своим размахом и длилась целый месяц - с 24 июля по 24 августа. Например, в 1863 году на нее привезли товаров, в том числе и заграничных, на астрономическую по тем временам сумму - 254 тыс. рублей. В конце XIX века килограмм ржаной муки стоил 9 копеек, меда - 1 рубль, за курицу просили 50 - 60 копеек, мешок картошки отдавали за рубль.

В конце XIX века из 5100 жителей Хиславичей подавляющее большинство (4700 человек) были еврейской национальности. На реке Сож стояли две водяные мельницы, сырзавод и красильня. Местные жители торговали, занимались извозом (балаголы), огородничеством и полеводством, держали молочный скот. Работали артели портных, сапожников, гончаров, четыре кузницы, круподерка.

 

IMG_4184.jpg

Первые шаги на ниве ткачества - так выглядят работы учеников Хиславичской школы искусств. И им можно просто позавидовать, потому что Надежда Алексеевна учит всех желающих кроить и шить одежду для кукол, вязать крючком и на спицах, вышивать… Кроме девочек, азы ткачества под руководством мастера постигают и некоторые молодые люди, причем иногда это получается у них даже лучше, чем у некоторых учениц.

Нанитка.jpg 

Есть в этнографической коллекции мастера и старинный традиционный полотенчатый женский головной убор белорусов - намитка (ширинка). Завязывать на голове льняное полотно шириной сантиметров 30 и длиной метра 3, да с вышивкой на краях Надежда Алексеевна планирует научиться в ближайшее время.

 

«Во всяком посаде в своем наряде…»

Так назывался региональный конкурс, организованный в 2020 году отделом краеведения СОГБУДО «Детско-юношеский центр туризма, краеведения и спорта» и этнографическим отделом (музей «Смоленский лен») ГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник».

8 у церкви.jpg

Это свадебное облачение из Хиславичей из коллекции аутентичных нарядов Н. Хацковой (на снимке) и презентация этих удивительных костюмов были признаны одними из лучших.

 IMG_4195.jpg

Вот так шустро работает старинный деревянный «миксер» из ели. Достаточно несколько минут быстро-быстро покрутить его между ладонями - и, к примеру, белки яиц в глубокой тарелке будут неминуемо взбиты.

IMG_4211.jpg 

Этот костюм Надежда Алексеевна сшила себе за одну ночь. Уж очень захотелось на празднике поселка продемонстрировать всем какой-нибудь национальный костюм. Андарак (юбку), который шили из шерстяной и полушерстяной ткани в клетку, продольную или поперечную полоску, она соединила с кабатом (укороченным лифом) - и получился вот такой сценический вариант костюма - андарак с кабатом.

«И как же было в нем идти по улице современных Хиславичей привольно - совершенно другие ощущения! Да еще когда у тебя на голове повязан платок, а на талии - сотканный тобою же пояс…» - вспоминает мастерица.

IMG_4204.jpg 

А чтобы «выдать на-гора» вот такую поясную красотень, Надежда Алексеевна использовала 34 дощечки и очень тонкие нити. И это, доложу я вам, адский труд, поскольку сначала нужно правильно заправить нити разных цветов и даже оттенков в дырочки дощечек, правильно их закрепить, а потом все это богатство несколько часов кряду крутить-вертеть, не сделав при этом ни одной ошибочки. Видимо, помогает ей Мокошь - славянская богиня, прядущая нити судьбы.

 IMG_4174.jpg

Вот такие домотканые дорожки, которые так и хочется назвать «три метра теплого счастья», мастерит рукодельница Надежда Хацкова.

 

И очень хочется верить, что все мечты-затеи Благо Творителя Надежды Хацковой непременно сбудутся, потому что она занимается ткачеством, а это удивительное ремесло - времен связующая нить. Еще великий Михаил Васильевич Ломоносов говорил, что «народ, не знающий своего прошлого, не имеет своего будущего». И, анализируя нашу современную «чудесатую» жизнь, с ним трудно не согласиться.


Автор: Татьяна Марченкова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров