«Валенки носишь - годков десять сбросишь»

Общество

Найти мастера, который валяет валенки, как это делали 100 - 200 лет назад, я мечтала давно. Чтобы никаких тебе современных наворотов - виброшлифовальных машин, мыльных растворов, «икеевской» пленки, а только руки, шерсть и вода. И когда случайно узнала, что в Хиславичах живет Сергей Прудников, который в совершенстве владеет тем самым исчезающим ремеслом, то сразу же напросилась в гости. Я была буквально на седьмом небе от счастья, когда узнала, что Сергей Григорьевич продемонстрирует мне от начала до конца процесс «рождения» национальной русской обуви - проведет мастер-класс!

И вот мы уже на улице Советской, около гостеприимно распахнутых ворот - встречает нас глава семейства. Вылезаю из редакционной машины и оказываюсь буквально в двух шагах от роскошной детской горки, основа которой - настоящий бревенчатый домик. Здороваюсь и выражаю свое восхищение. А через минуту уже снова удивляюсь, когда узнаю, что все представшее передо мной игровое богатство сооружено для шестерых(!) детей - трех дочерей и трех сыновей. Младшему ребенку - семь, старшему - 13. Однако и это, оказывается, не все. Заботливый «многопапа» недавно стал автором очередного зимнего проекта - залил большой каток на месте огорода, и теперь там проходят семейные хоккейные баталии.

«Вы бы видели, как Сережа катается на коньках!» - добавляет его жена Надежда. И тут же с гордостью показывает мне видео на смартфоне…

При этих словах 48-летний Сергей Григорьевич смущается, и я предлагаю приступить к делу - пройти в его мастерскую.

Выясняется, что сначала «скульптурное моделирование» будущих валенок проходит в подсобке с небольшим оконцем, где едва умещаются большой стол, тумбочка с весами, мешок с шерстью, сам мастер и еще два человека.

Мы с водителем стоим, подпирая двери спинами. Замечаю на столе валяльщика довольно странную, на мой взгляд, джинсовую выкройку, которая по своей конфигурации лишь отдаленно напоминает форму валенок, но решаю лишний раз не одолевать мастера своими расспросами, а посмотреть, что же в итоге из такой небывальщины может получиться.

 

«Ручная медитация»

Между тем мастер с десятилетним стажем валяния приступает к раскладке будущего войлочного изделия, извлекая из мешка огромные пласты шерсти, больше напоминающие гигантское мохнатое одеяло, которые появились на свет благодаря прохождению волосяного покрова овец через шерсточесальную машину. (Оказывается, такие агрегаты еще сохранились в Стодолище и Шумячах, цена вопроса - 75 рублей за кило шерсти.)

Заодно Сергей Григорьевич проводит ликбез, объясняя, почему самая лучшая овечья шерсть для национальной русской обу-ви - осенняя. И что использовать желательно уже «знакомую» и хорошо зарекомендовавшую себя в работе - от одних и тех же овец.

Оказывается, руно довольно часто изволит «капризничать»: не желает сваливаться - и все тут! Да и подготовка самого материала к работе довольно муторная - приходится освобождать слишком загрязненную шерстяную массу от мусора - кусочков соломы и семян репейника, а для этого привлекать по вечерам к долгой «ручной медитации» всех домочадцев.

Одним словом, различных нюансов в этом непростом деле довольно много: важно учитывать при раскладке направление волокон, уровень пластичности и ровность материала для будущих валенок и т. д. и т. п.

Во время рассказа руки вой-лочных дел мастера буквально летают над шаблоном, и я вдруг осознаю, что за каких-то 15 - 20 минут Сергей Григорьевич не только успел укутать выкройку в толстый слой шерсти, но и буквально «на раз-два-три» откорректировал ровность покрытия, просканировав его руками и добавив, где требовалось, «заплатки» из шерсти.

В истонченных местах - подложил, в избыточных - убавил. На голенище, по заверению мастера, с толщиной слоя шерсти желательно не перебарщивать, а вот в районе стопы, мыска и пятки - нужно класть ее «пожирнее», чтобы валеночки вышли пофункциональнее да потеплее.

И я поняла, что процесс сухой ручной формовки будущего валенка требует многолетней сноровки и тренировки, здесь желательно не спешить - все делать с чувством, с толком, с расстановкой.


«Матрешка-полуфабрикат»

Потом эту толстенькую шерстяную «матрешку» Сергей Григорьевич завернул в простыню и приступил к процессу увалки. Катал он на столе получившийся рулон в четырех направлениях без каких-либо усилий, чтобы шерстинки «поздоровались» и начали переплетаться друг с другом. Потом стал наращивать нажим, периодически разворачивая простыню, вновь и вновь со всех сторон пальпируя плотность и ровность шерсти. Мастер катал - менял направление -

разворачивал - оценивал и снова катал… А минут через 10 мы услышали его радостные слова: «Поздравляю! Самый сложный этап работы - позади». И хозяин извлек из простыни все ту же смешную шерстяную «матрешку-полуфабрикат», тело которой немного похудело и поплотнело.


В царстве холода и пара

Следующий этап валяния контрольного валенка проходил в другом помещении - в старой баньке, в чреве которой функцию печи выполняла газовая плита. На две ее зажженные конфорки Сергей Григорьевич водрузил два ведра с теплой водой, а потом сообщил, что настала пора «водных процедур». И, вооружившись ковшиком, он напитал валенок горячей водой, вставил в него деревянную заготовку, взял в руки какую-то четырехгранную железяку и приступил к процессу экспресс-увалки.

Что-либо сфотографировать, как я там ни пыталась скакать вокруг с фотоаппаратом, не было никакой возможности из-за обильного парового марева. Открывать дверь на улицу тоже не имело смысла - небесная канцелярия в тот день вдавила столбик термометра до отметки минус 15, поэтому с улицы в подогретое помещение еще более щедро валил пар.

Наш мастер-валёнщик (как он сам себя называет) очень спешил - работал практически по-стахановски и наверняка потерял при этом килограмм-другой веса. Зато где-то через полчаса получилось очередное чудо - статный валенок был готов! Но это произошло после, как минимум, трехкратной смены разнокалиберных деревянных набоек, адского укатывания-уплотнения войлока в разных направлениях и еще «избиения» будущего валенка специальной деревянной «клюшкой». Да, чуть не забыла упомянуть о финишном нещадном ошкуривании этого культового войлочного изделия на устройстве, намертво закрепленном на лавке и очень смахивающем на деревянную «гармошку».


В печь - на просушку

Валеночек получился на славу - упругий, эластичный, однородный! В такой красивой шерстяной обувке, как говорится, хоть в пир, хоть в мир, хоть в добрые люди. Но «новорожденному серому» уготован еще последний этап - сушка.

В старом доме семьи Прудниковых его ждала печка-матушка с полыхающими дровами: вот прогорят они хорошенько и придет черед понежиться в тепле и валеночку.

 

А вы знаете, что…

Рай для уставших ног

Валенки очень любят балерины, с удовольствием натягивая их на ноги после пуантов, называя их величайшим изобретением человечества и раем для уставших ног. И это не удивительно, ведь шерсть богата ланолином, приносящим облегчение при ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов, а также ускоряющим заживление ран и переломов. Поэтому валенки настоятельно рекомендуется носить людям с нарушениями системы кровообращения.

А теперь об открытии отечественных ученых: выяснилось, если мальчики до 12 лет зимой носят валенки, то импотенция в будущем им вообще не грозит. Так что думайте сами, решайте сами, иметь вам валенки или не иметь.


Цифры

В неделю, если очень постараться, можно смастерить 10 валенок.

На пару этих войлочных изделий в среднем уходит 1,2 - 2 кг шерсти.

Стоимость - 2 - 3 тыс. рублей, в зависимости от размера.

   

Фото автора.


Автор: Татьяна Марченкова







Загрузка комментариев...
Читайте также
20 минут назад
Это связано ликвидацией пожара в Кардымовском районе.
сегодня, 07:25
Губернатор В.Н.Анохин вновь обратился к смолянам в своих соц...
сегодня, 05:28
Губернатор Смоленской области Василий Анохин в соцсетях прок...
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
Новости партнеров