Почему смолянки переводят своих детей на семейное образование

Общество
Почему смолянки переводят своих детей на семейное образование

В России бум семейного образования - все больше и больше родителей заявляют, что сами готовы учить детей дома. Популярность этого формата растет, споры о нем не утихают. Мы спросили у смолянок, которые перевели своих детей на семейное образование (СО), в чем плюсы этой системы и с какими трудностями им пришлось столкнуться.

Мария Солошенкова

- Всю свою школьную жизнь приходилось слышать: «Я, может, тоже на работу не хочу ходить, а надо! А как ты думала? Жизнь такая штука - не всегда получается, как хочешь. Потерпи еще 7-6-5... лет».
Советская система старательно вколачивала в голову - терпи, подчиняйся, ничего не дается легко...
Да, я много чего узнала в школе, но там же я заработала кучу комплексов, стандартов и штампов. Поэтому имею смелость выйти из школьной системы и сделать лучший подарок своей дочери.
При этом понимаю, что для кого-то буду раздражителем и на меня посыплется шквал советов.
Когда я поделилась мыслью с близким человеком, о том, что переведу Настю на семейное обучение, приведя в пример Бродского, который вообще бросил школу, я услышала: «Ну вы ж не Бродские»!
Я - уже нет, а мой ребёнок очень может быть... Откуда во многих из нас эта черта - не верить в своих детей?
Я давно задумывалась о переходе на семейное образование, и эта весна меня окончательно утвердила в своем решении.
На дистанционном обучении нужно было целыми днями выполнять задания в тетрадях, в электронном виде, бесконечно отправлять фотографии учителям... Я поняла, что больше не могу тратить наше время на то, что нужно системе тогда, когда можно построить процесс обучения для своего ребёнка эффективно, не отвлекаясь на постоянные отчёты.
Оказалось, что перейти на семейное образование просто: после того, как я забрала документы из школы, мы зарегистрировались на платформе Центра поддержки семейного образования.
После регистрации нужно отправить необходимые документы (включая личное дело ребёнка из школы) по указанному адресу в Москву. Далее дочь прикрепили к одной из московских школ и прислали соответствующую справку.
Еще нужно написать заявление в управлении образования Смоленска.
Ребёнок, зарегистрированный на ЦПСО, сдает итоговую аттестацию раз в год.
Регистрация, к слову, необязательна.
Это решение далось тяжело. Но у меня много единомышленников. Кстати, своим опытом я делюсь на страничке в Инстаграм (@verhom_na_edinoroge).
Дома с Настей мы проходим все необходимые предметы для 4-го класса плюс дополнительно включаем в программу историю, географию, анатомию.
К учебникам у меня куплены пособия для учителей, с помощью которых строится процесс обучения. На сайте Российской электронной школы берем список тем по предметам, смотрим видеоуроки и решаем задания.
В первой половине дня дочь занимается грамматикой, математикой, вечером у Насти репетитор по английскому и интересные занятия по истории, археологии, анатомии.
Сначала я думала, что только год нам понадобится, чтобы «расшколиться».
Но мы быстро втянулись, и уже по прошествии пары месяцев ребенок показал отличный результат.
Почти все занятия я стараюсь подать интересно, ко многим готовлюсь заранее. Мы слушаем интересные факты и правила русского языка, проводим эксперименты... На уроках истории используем небольшие картинки, глядя на которые ребенок может рассказать всю хронологию событий, начиная с сотворения мира. Плюс этого метода - информация хорошо усваивается и надолго остаётся в памяти.
По таким предметам, как окружающий мир, например, ребенок делает свои собственные «учебники»: вклеивает, пишет и знакомится с темой более эффективно.
Минус в такой системе образования я вижу пока один - нужно много времени.
В остальном только плюсы.
Настя усваивает намного больше информации, обладает широким кругозором, успевает читать книги, учится мыслить самостоятельно, но самое главное - я вижу, что дочь счастлива!

Ольга Зенкова
- Я закончила факультет иностранных языков Смоленского педагогического университета, но так сложилось, что по профессии не работала. В этом году тружусь удаленно, поэтому часть дня могу спокойно посвящать образованию сына на семейном обучении.
Его зовут Михаил, через месяц ему исполнится 11. Сейчас он в пятом классе. Дистанционная учеба весной этого года показала все минусы этой методики обучения, вскрыла пробелы в знаниях. Для нас это обернулось кошмаром - процесс обучения занимал много времени и совершенно не имел логического построения. Мы метались между несколькими обучающими платформами, частично шли по учебнику, видеоуроков не было.
Я и раньше задумывалась о семейном обучении, но мало знала о нем и не представляла даже, как такое можно реализовать. Мамочки, обучающие детей дома, казались мне очень смелыми, уверенными в себе людьми, знающими, чего хотят для своих детей… Предполагая, что в новом учебном году риск перехода на дистанционное обучение велик, я сделала шаг, о котором сейчас не жалею.
Как ни странно, трудностей при переходе на СО не возникло: я давно читала блоги семей, которые обучают детей дома. Еще я слушала лекции специалистов, делала пометки, набросала план, методику работы.
Самое главное - получить согласие у директора школы и в департаменте по образованию. Все прошло хорошо, заявление о переводе на СО нам подписали, выдали учебники, и мы отправились в свободное плавание.
Близкие поначалу настороженно отнеслась к нашей с Мишей идее. Но чем больше они узнавали подробности, тем быстрее сформировали общее согласие. Моя мама, например, взяла на себя ИЗО и технологию, пригодилось ее художественное образование. Мишины работы гуашью, акварелью и мелками теперь украшают наш дом. Его техника рисунка очевидно улучшилась.
Одноклассники откровенно позавидовали возможности обучаться дома, многие с интересом отнеслись к такой форме обучения, узнавали подробности.
Как строится наш день? Утро полностью посвящено учебе: занимаемся уроками 3-4 часа. Выходной - воскресенье, но иногда задействован и он. СО прекрасно тем, что именно родитель и ребенок решают, сколько времени посвятить отдельному предмету, они же выбирают учебные пособия и обучающие платформы. Мы движемся по школьным учебникам (некоторые заменили на более углубленные), дополнительным тетрадям для подготовки к сдаче итоговой аттестации и дополняем удачной интернет-платформой - там есть видеоуроки и тесты к ним.
Скоро исполнится три месяца, как мы погрузились с головой в обучение. Можно сделать первые выводы. Ребенок стал спокойнее, к нему вернулись природная любознательность и душевное равновесие. Он больше не зависит от оценок и одобрения учителя, знает свои слабые и сильные стороны, увлеченно изучает полюбившиеся предметы (математика, история и биология), охотно занимается по утрам, высыпается. Освободилось время и для любимых увлечений: мы больше гуляем, смотрим документальные фильмы по истории, узнаем биографии великих людей, разглядываем в микроскоп клетки растений, своими руками мастерим пособия и изучаем два иностранных языка... Конечно, есть и минусы: нет быстрой «гонки» по материалу, экстренных контрольных, конкурентной среды, отсутствуют общение в классе, школьные праздники и вкусная булочка в столовой. Более глубокие выводы делать пока рано, посмотрим, как пройдет итоговая аттестация, и будем готовы поделиться своей историей после окончания пятого класса на СО.

Марина Н.

- Меня всегда привлекала идея учить детей дома, но не было ресурса. «Дистанционка» весной показала, что учиться вне школы реально.
А знания, полученные в учреждении, не всегда хороши. Не считаю, что так везде, говорю только о своей ситуации. Нашей семье в системе оказалось тесно. Вставать в 7 утра, учиться 6 дней в неделю, постоянно отстаивать простые вещи: например, если ребенок хочет покрасить волосы в яркий цвет, я должна быть непременно готова к диалогу с директором. Слишком много ограничений, которые для меня не имеют смысла. Мнение дочери по поводу перехода на семейное образование я спросила в первую очередь. Мы договорились: если не понравится учиться дома, всегда можно вернуться в школу.
Механизм перехода на семейное образование оказался простым: папа забрал документы из школы, написал заявление в управлении образования. Мы прикрепились к московской школе для онлайн-аттестации. Это стоило 8000 рублей. Но можно было прикрепиться к смоленской школе и ничего не платить. Все легко и просто.
Учителя пожелали нам удачи. Бабушка и сводная сестра уважительно отнеслись к решению. Одноклассники даже плакали, было очень грустно расставаться. Теперь гости у нас стали бывать чаще.
Два раза в неделю в полдень к нам приходит репетитор по русскому языку и математике. Это моя инициатива, многие родители учат детей сами. Стоимость урока - 350 рублей. Вечером мы вместе пишем план. Каждый день есть урок литературы и окружающего мира. Я проверяю сочинения, слушаю стихи наизусть и пересказы прозы, вместе мы смотрим фильмы про животных. Вместо физкультуры - танцы. Еще дочь ходит в кружок по изобразительному искусству и театральный. Считаю, что этого достаточно для начальной школы.
На семейном образовании мы всего месяц. Пока у нас период адаптации. Самые главные плюсы: все высыпаются и встают в хорошем настроении. Можно посреди недели уехать за город, а на выходных учиться. Я понимаю, что в такой системе есть минусы. Больше всего меня пугало отсутствие коллектива. Когда есть необходимость - дочь идет гулять с подругами, зовет их в гости. На танцах большой коллектив девочек разного возраста - это тоже здорово, на мой взгляд. Самое сложное для меня - ребенок воспринимает как учителя только репетитора. А я - мама. Поэтому мои пожелания «учить стихотворение» или «делать проект по окружающему» не всегда воспринимаются ею позитивно. Но и к этому мы постепенно привыкаем…»

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Около 100 тысяч российских школьников не сели за парты в сентябре прошлого года, потому что их родители предпочли альтернативные формы образования. По данным аналитиков, количество таких семей каждый год увеличивается вдвое.
В Министерстве просвещения приводят более скромные цифры - число детей на семейном и самообучении из года в год держится на уровне 9 - 10 тысяч.
По данным исследователей кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ, одна из самых частых причин, по которой родители начинают учить ребенка сами, - низкое качество школьного образования. Вторая по популярности причина - мамы и папы хотят сохранить здоровье ученика, избежать серьезных нагрузок.
А вот еще любопытные данные. Среди всех «семейников» только у 39,3% родителей есть педагогическое образование (хотя бы у одного родителя).
Большинство детей на семейном обучении (46%) тратят на занятия от двух до четырех часов в день. Примерно треть - и того меньше.
В среднем дети на семейном обучении посещают два-три кружка. И при этом не испытывают проблем в общении со сверстниками. Так, по крайней мере, считают 90% родителей-«семейников».

Как оформить семейную форму обучения
1. Проинформируйте департамент или управление образования по месту жительства о смене формы обучения.
2. Отчислитесь из школы. Даже если хотите, чтобы ребенок сдавал промежуточную аттестацию в ней же, все равно придется сначала отчислиться.
3. Выберите школу, в которой хотите проходить аттестацию (писать контрольные, сдавать ЕГЭ/ОГЭ). Можно оставить ту же школу, где ребенок учился.
4. Напишите заявление на обучение в форме семейного образования и договоритесь с руководством школы об условиях аттестации ребенка (раз в месяц, в три месяца - все обсуждаемо).
5. Заключите договор со школой, где пропишите все пункты по аттестации.

Фото: яндекс

Автор: Мария Демочкина


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
34 минуты назад
Об этом неравнодушные сообщили в социальных сетях.
сегодня, 19:51
26 января во всём мире отмечается Международный день таможен...
сегодня, 19:15
Якуненко Вячеслав Станиславович пропал 19 января 2021 года.
сегодня, 18:38
Как сообщили МЧС, это произошло в Духовщинском районе.

Опрос

Будете ли вы делать прививку от коронавируса?


   Ответили: 674