Где в Смоленской области самая лучшая вода

Общество

Причем только питьевая высшего качества - и такая она везде, даже в системе отопления.

«Лыжая-бесстыжая»

«А у нас ванна дома лыжая-прелыжая, потому что вода в клане лыжая-прелыжая, поэтому я, когда моюсь, то тоже становлюсь лыжей», - рыжеволосая девчушка лет пяти старательно объясняет, откуда взялась медь ее волос своей русоволосой подружке по песочнице. Но та, недовольно сморщив носик, громко заявляет в ответ: «Велка, не вли! У какая ты лыжая-бесстыжая! У нас в клане тоже лыжая вода, но у меня волосы не такие, как у тебя!»

Уж не знаю, чем в итоге закончилась эта детская перепалка, но то, что «лыжая» вода из крана в квартирах у смолян - событие вполне себе штатное, спорить бессмысленно.

У одних подобное «рыжее чудо» - явление постоянное, у других - временное. Однако бесплатным бессрочным абонементом на бодрящий «сантехнический фитнес», в ходе которого приходится отдраивать ванны и унитазы от «лыжего-бесстыжего» налета, могут «похвастаться» многие смолянки.

В зоне особого внимания

«Интересно, а какая она, водопроводная вода экстра-качества?» - подумала я и отправилась в Десногорск, «водная среда обитания» которого признана лучшей в
регионе-67.

Моим проводником стала Ольга Аникина, ведущий инженер водозаборных сооружений цеха обеспечивающих систем Смоленской атомной станции г. Десногорска.

Битва за качество. Этапы пути

- 6 октября 1971 года началось бурение первой артезианской скважины Генинского водозабора.

- В 1985-м ввели в эксплуатацию девять скважин Хомутовского.

- 1 октября 1984 года приступила к работе станция обезжелезивания и фторирования, благодаря чему удалось снизить количество железа в воде с 1,8 до 0,2 мг/л (при норме 0,3 мг/л).

- В ноябре 2006 года введена в эксплуатацию станция ультрафиолетового обеззараживания питьевой воды, что позволило снизить до минимума концентрацию остаточного активного хлора в питьевой воде, подаваемой потребителям.

- 28 декабря 2012 года вступила в строй электролизная установка, благодаря которой удалось заменить высокоопасное хлорное хозяйство на инновационную энергосберегающую и экологически безопасную технологию обеззараживания питьевой воды гипохлоритом натрия. Плюс к этому - исключить из перечня опасных производственных объектов САЭС хлораторную установку с применением жидкого хлора.

- Ольга Александровна, сколько артезианских скважин работает на благо смоленского атомграда?

- Вся вода для нужд города и промплощадки САЭС добывается из 26 скважин трех водозаборов - Генинского, Лаховского и Хомутовского.

- Скважины глубокие?

- 100 - 150 метров.

Сероводороду - бой!

- Артезианская вода считается лучшей, поскольку в ней, во-первых, сохраняются все полезные вещества и микроэлементы, а во-вторых, она надежно защищена от поверхностных загрязнений. Не так ли?
- Добываемая на трех водозаборах артезианская вода всем хороша, однако железа в ней с избытком, поэтому сначала она попадает на станцию обезжелезивания. Давайте поднимемся на второй этаж и вы все увидите сами.
Вода в природных источниках может иметь повышенное содержание железа. Этот элемент может привести не только к появлению «железного человека с железной головой» - к проблемам со здоровьем (аллергии, заболеваниям желудочно-кишечного тракта, стать причиной заболеваний сердца, печени, почек), но и способствует размножению бактерий и коррозии оборудования.

 Иду по лестнице и слышу шум воды, как будто за стеной водопад, а мой нос тут же улавливает стойкое сероводородное «благовоние».

Мой «экскурсовод» на замечание по поводу «тухлояичного» амбре, отвечает:

- Здесь вода, благодаря системе аэрации, очищается от сероводорода и обогащается кислородом. Двухвалентное железо окисляется - превращается в трехвалентное, оседает на загрузке щебня разных фракций. В этом зале - восемь ванн и столько же фильтров, каждый из которых состоит из двух полостей… Качество очистки воды у нас очень хорошее. Железа в воде вместо первоначальных 0,7 мг/л в итоге остается не более 0,3 мг/л. Что касается жесткости воды, то она в пределах нормы, как, впрочем, и все остальные показатели.

- Сколько воды проходит за час через систему фильтрации?

- В среднем 400 кубов - это примерно 50 процентов от ее возможной мощности. Такого объема хватает и на нужды города, и для промплощадки атомной станции.
К слову, до «эры» массовой установки счетчиков в квартирах, когда воду никто не экономил, ее расход был в районе 600 куб. метров.

- Итак, воду обезжелезили… Теперь ее нужно обеззаразить?

- Да, причем обеззараживание у нас двухступенчатое: путем добавления раствора гипохлорита натрия в воду и с помощью ультрафиолетовых установок, уже перед подачей воды непосредственно потребителю.

- То есть небезопасное для здоровья и окружающей среды хлорирование воды вообще ушло в прошлое?

- Сейчас объясню. В декабре 2012-го была введена в эксплуатацию электролизная установка. Принцип ее работы такой: раствор обычной пищевой соли проходит через электролизеры и превращается за счет электрохимической реакции в раствор гипохлорита натрия и водород. Водород отводится наружу, а гипохлорит натрия образуется у нас вот в этих темно-синих емкостях, потом он перекачивается в голубую расходную емкость, а оттуда с помощью насоса-дозатора - в баки-накопители.
Конечно, нам хотелось бы вообще уйти от хлорирования воды, но убрать хлор совсем пока не получается - начинается так называемое биообрастание стен баков-накопителей. А еще хлор имеет пролонгированное действие, и когда вода идет по городским трубам и где-то на пути ей может встретиться какое-либо загрязнение, то хлор выполнит свою обеззараживающую функцию «до победного конца» - из кранов будет литься чистая питьевая вода.
Мы используем минимальное количество хлора, согласованное со специалистами санэпиднадзора, поэтому вы его специфического резкого запаха даже не почувствуете!

Ковид не пройдет?

- Теперь мы отправляемся на станцию ультрафиолетового обеззараживания, - продолжает свой рассказ Ольга Аникина.
- Перед непосредственной подачей в город и на промплощадку вода проходит через две из трех имеющихся ультрафиолетовых установок и дополнительно обеззараживается. В каждой установке по 144 уф-лампы. А как известно, фотохимическая реакция, создаваемая ультрафиолетом, безвозвратно изменяет ДНК и РНК микробов, вирусов и бактерий, из-за чего у них пропадает способность к регенерации и размножению.

Последний павильон нашей экскурсионной программы - станция очистки промывных вод. До ее введения в эксплуатацию вся ржавая вода, образовавшаяся после промывки фильтров обезжелезивания, сбрасывалась в водохранилище. Теперь же, чтобы хорошая среда обитания была не только у десногорцев, но и у рыб, очищают и ее. Сначала ржавая-прержавая вода два часа отстаивается в огромных пластиковых баках, потом поступает на тонкую очистку в емкости ультрафильтрации, а далее, став практически чистой, возвращается в аэратор. А все добытые в итоге железные «богатства» пропускаются через пресс-фильтр, просушиваются, снимаются с пластин и вывозятся на полигон - по 500 кг в месяц. Обидно, что трехвалентное железо не используют для удобрения огородов и садов, а то можно было бы эти красно-коричневые отходы превратить в доходы.

- Ольга Александровна, после обезжелезивания, хлорирования и ультрафиолетового обеззараживания эту воду можно было бы смело разливать по бутылкам и продавать… Но, может быть, перед вами поставлены еще какие-нибудь задачи, например, по «оживлению» воды?

- А у нас живая вода и так есть - после аэратора! И мы с удовольствием ее пьем - не менее двух литров в день.

- И как она действует?

- Появляется какая-то невероятная работоспособность, хочется горы свернуть, да и голова прекрасно работает, даже у людей солидного возраста.
Скажу больше, наш бывший начальник участка Валерий Викторович Ромашов, который трудился здесь со дня основания участка и не так давно ушел на пенсию, запрещал нам разговаривать на повышенных тонах на территории участка, поэтому здесь подобрались исключительно добрые и уравновешенные люди. Валерий Викторович всегда нам напоминал, что вода способна передавать наши эмоции, и мы об этом не забываем.

…В Смоленск я отправилась с подаренной бутылочкой живой аэрированной воды, то и дело отхлебывая глоток-другой и, как мантру, повторяла слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами».

А вы знаете, что…

Вода приобретает запах тухлых яиц при повышенном содержании серных бактерий (тиобактерий). Большинство из них активно размножаются в условиях дефицита кислорода: в артезианских скважинах, глубинных колодцах, в закрытых системах канализации, а также при избытке железа и магния. Бактерии питаются продуктами разложения органических веществ, и сероводород - один из побочных продуктов этого процесса.

Автор: Татьяна Марченкова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
вчера, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
вчера, 21:12
вчера, 22:15
Автомобиль с нелегальным грузом двигался со стороны Республики...
Новости партнеров