«Держи меня крепче!», или Как мы стали… диггерами

Общество
Мы с Александром Ивановым – ровесники, оба коренные смоляне... Но в подземный тайник Клетновой (автор работ по археологии, этнографии и истории Смоленского края Екатерина Николаевна спускалась сюда вместе с меценатом-коллекционером Марией Тенишевой и писала об этом месте в своем дневнике, - прим. автора) он первый раз попал в 14 лет, а я – только сейчас… «Хорошо, что ты не на каблуках, - смеется Саша, который уже больше 10 лет знает мое «умение» наряжаться невпопад, - Путь нам предстоит непростой»

По веревке, привязанной к дереву, спускаемся в подземелье. Перед глазами – две уцелевшие подземные комнаты 400-летней давности с огромными валунами, представлявшими собой систему укрепления. Свечу фонариком вверх и, увидев проводку, делаю огромные глаза. «Да, после войны ход был электрифицирован и использован под хознужды», - тут же поясняет наш экскурсовод, попутно показывая нам на сделанный тут воздуховод.
Дальше – тайник засыпан. Возможно, это произошло после наводнения в 1908 году. Известно, что в одну сторону ход уходит под Вознесенский монастырь, в другую - под собор, в третью - к Днепру.
«Выход отсюда шел по трубе в районе набережной, но после ее реконструкции он оказался закрыт, - говорит нам Саша, доставая сделанные им (уже архивные) снимки. - Из воспоминаний Екатерины Клетновой, кстати, становится ясно, что здесь находились захоронения в дубовых колодах. Но надписи на могильных камнях были настолько древними, что прочитать их оказалось невозможно. Вероятно, тут нашли свое последнее пристанище язычники, жившие до петровской реформы».
Доказательств этому нет, но звучит красиво…

К СЛОВУ
Первые впечатления от входа в подземелье – прохлада и… доступный Интернет.

«Буду как Индиана Джонс*»
- Давай вспомним, с чего начиналось твое увлечение диггерством? – мы выходим из тайника на свежий воздух и переводим дух за разговором…
- Мальчишкой я очень любил играть на стройках. Не могу сказать, что родители меня за это ругали. Они понимали, что это обычные подростковые забавы. Папа даже водил меня гулять к разрушенным самолетам на Покровке. В памяти остался свод из кирпича, из которого били ключи из Солдатского озера (позже я выяснил, что этот родник использовался для нужд госпиталя и пивзавода). В начальной школе большое впечатление на меня произвел фильм про Индиану Джонс. Решив вместе с другом попробовать себя в этой роли, мы взяли свечи и двинулись под дамбу – в Чуриловский ручей. Хапнув адреналина, стали продолжать… Дальше были «обследования» гражданского бомбоубежища (на заброшенной овощебазе), подземелье (тот самый тайник Клетновой)… И – к 16-ти годам - у нас сложилась компания друзей-единомышленников, с которыми мы начали активно путешествовать по области и не только.
- И куда была ваша первая поездка?
- В деревню Михновка в церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда она была вся в руинах (сейчас этот храм реставрируется) и выглядела очень живописно. Рисовать я не умею, потому взялся за фотоаппарат.
- Кстати, каким он был?
- Обычная мыльница Olympus С-430.
- Где же ты искал информацию про интересные исторические места?
- На сайте «Картовед» и узнавал ее от знакомого фотографа, музейного работника Станислава Богданова. До сих пор мы общаемся и путешествуем вместе. Благодаря ему я научился снимать. Даже занял первое место в конкурсе юных фотографов. Победителем стал мой черно-белый снимок железной дороги в тумане, навеянный творчеством братьев Стругацких.
- А существуют ли какие-то карты смоленских подземелий?
- Да, но они засекречены спецорганами.

К СЛОВУ
Александр Иванов был аттестован на старшего специалиста в Российской Академии Наук. Три года отработал археологом.
Также он является одним из авторов Ютуб канала "Группа Свободного поиска 67rus".

* Индиана Джонс - герой серии приключенческих фильмов, телесериала, многочисленных книг, комиксов и компьютерных игр.

«Моя задача – «копнуть» глубже»
В студенческие годы это место манило меня словно магнитом. Забывая про страх (по словам Саши Дом Коммуны, в простонародье «чайник», - самый опасный объект для посещения, поскольку его перекрытия крайне непрочны), мы, юные неформалы с гитарами, забирались на самый верх по доскам, заменявшим пролеты, и любовались закатами… Сегодня юношеская романтика уступила место осторожности. Но, как стало понятно, не до конца…
«Держи меня крепче», - прошу я Сашу, поднимаясь на первый этаж здания, построенного для семей смоленских рабочих в 1931 году по проекту архитектора Отто Вутке, выстоявшего во время Второй мировой войны и заброшенного в 70-е годы прошлого века после пожара.
- Смотри вон на стене – остатки обоев, - показывает Саша.
Я приглядываюсь и вижу изображенную на них лошадку (видимо там была детская комната)…
Гид продолжает рассказ: «Внизу находилась вся система канализации. То есть на верхних этажах туалетов не было. Кстати, отопление установили печное. Потому здание, постоянно дымящееся сверху, и было прозвано «чайником».
И хочется, и колется подняться выше… Но разум советует остановиться. Пугают даже не отсутствие лестничных пролетов и необходимость порою карабкаться по кирпичам, а отсутствие стен и пустота по бокам… Да уж, я повзрослела – в этом «месте юношества» это ощущается особенно остро…
К тому же настораживают странные поскрипывания. Зная про огромное число легенд, которыми окутано это старинное здание (о них читайте ниже), то, что оно стоит на кладбище, и отсюда часто падают люди, шорохи кажутся жутковатыми.
- Любой дом, в котором нет хозяев, начинает жить самостоятельной жизнью, - успокаивает нас Саша. - В нем постоянно идет движение: «шевелятся» полы, где перемещаются различные жучки и мыши, хлопают двери и окна, поскольку гуляет сквозняк. Это все создает иллюзию того, что там кто-то бродит.
… Собираемся и выходим на улицу, где встречаем нынешних «хозяев» дома подшофе, вернувшихся к своим лежанкам и нехитрым обедам. «Гостям» те совсем не рады, но и мы их тревожить больше не намерены…

ЛЕГЕНДЫ «ЧАЙНИКА»
Про Дом Коммуны ходит множество таинственных слухов. «Рассказывают, что там живет большая рысь, которая появляется из тумана, - говорит Александр. - Источник легенды я не нашел. Но про следы от когтей на деревьях в Сети пишут регулярно. Поэтому есть еще оно название этого места – Кошкин дом. А уж баек про сожженных заживо, чертей в человеческом обличии видимо-невидимо. Расскажу, что видел сам: под этим домом есть старый вход в бункер, который находится в подвале за замурованной дверью. Мне удалось присутствовать, когда ее вскрывали. Тогда там нашли газету 1930-х годов с завернутыми свиными ребрами... В тот момент всем присутствующим и правда стало неуютно».

К СЛОВУ
«Рабочий путь» ищет родственников людей, живших в Доме Коммуны. Если вы знаете кого-то из них или что-то слышали об их судьбе, звоните по телефону: 8920-664-21-60.

- Какой ты видишь судьбу Дома Коммуны?
- Очень бы хотелось, чтобы тут, в месте, щедро украшенном различными граффити с названиями старых рок-групп Смоленска, появился музей культуры андеграунда. Но я сомневаюсь, что это когда-то произойдет. Скорее всего, здание будет постепенно разрушаться. И жить ему осталось лет 40-50.
- Саша, а какие еще заветные места есть у смоленских диггеров?
- Подземная речка Городянка. Она проходит от Витебского шоссе, под церковью Петра и Павла, и впадает в Днепр. Протяженность хода по ней – примерно два километра. Спустившись туда через коллекторную трубу на Витебском шоссе, мы сначала видим ход, построенный немцами в 20 веке, потом перед глазами возникают гранитные блоки 19 века. Оценив такое смешение эпох, по обычным трубам выходим наружу. Второй сохранившийся ход туда протяженностью около 200 метров находится под крепостью (где Смолигов ручей), спускаться туда надо через колодец, расположенный за Домом Книги. Его мы обследовали вместе со смоленским писателем, диггером Евгением Боушевым, но далее ход обрывается и укрыт металлическими трубами. Выходит на поверхность он, к слову, за Домом Коммуны.

КСТАТИ
По версии священника Никифора Мурзакевича (об этом он писал в книге «История Смоленска»), Смоленск мог получить свое название от имени воеводы Смолика, по легенде воткнувшего копье в землю, откуда забили ключи.

Еще одно легендарное место, о котором нельзя не сказать, это бункер Гитлера («Беренхалле»). Внутри я, конечно, не был. Возможно, сделать это можно в Гнездово, где был запасной командный пункт Смоленского военного округа. Выходы оттуда можно найти, начиная от Дубровинского кладбища до места расстрела в Катыни.
Также на Смоленщине сохранились сооружения эпохи холодной войны. Самый крупный объект – ракетные шахты протяженностью 4-5 км под землей в Гусино, где даже проходили игры в «Дозор». Еще одно подобное сооружение – бункер с ангарами для техники протяженностью около 3 км около Печерска.
- Расскажи, что нужно иметь с собой диггеру, спускающемуся под землю?
- Начинал я «работу» с простого карманного фонарика, подаренного отцом, и бутылки воды. Сегодня список необходимого, конечно, расширился. В первую очередь, дополнился запасным фонарем (налобным), каской, веревкой (чтобы спускаться вниз), аптечкой. Кстати, неплохо иметь при себе свечи – они по тяге воздуха помогают понять, есть ли выход из шахты.

В ТЕМУ
По словам Александра, самая главная опасность, с которой можно столкнуться под землей, - это не крысы (которых, безусловно, хватает в узких туннелях) и тараканы (4-5 см. в длину), а проход под коллектором сброса воды, откуда неожиданно может политься кипяток. «Если чувствуете, что вода под ногами начинает нагреваться, надо срочно убегать», - говорит наш собеседник.

- Были какие-то необычные находки?
- Чаще всего это монеты. Иногда, мы обнаруживали их в подземельях. Еще попадались старые гвозди, ножи. А вообще наши лучшие находки – это наши эмоции.

Про 20-метровое подземелье и разложившиеся гробы
Это старинное двухэтажное здание на улице Воровского, 24, построенное в 1898 году, раньше было окружено вишневым садом. О былой роскоши напоминают свод фонтана, уничтоженного после революции. А еще там есть защитные столбы, установленные, чтобы оградить дом от случайно съехавшей кареты… В этой полуразрушенной двухэтажке на втором этаже до сих пор живет семья, о чем говорит сушащееся на веревках белье. Есть здесь и «экспресс-баня» (по размерам больше напоминающая современную душевую кабину) – в подвале… Тут мы и завершаем нашу экскурсию.
- Это дом купца Тураева, известного в то время мануфактурщика. У нас есть документы, где указан перечень его товаров, среди которых был даже мех кошки, который тогда стоил 15 рублей (для сравнения 1 кг хлеба стоил 5 копеек). Магазин купца находился на улице Большой Советской, - говорит Саша. - По доходности дом был оценен в 3300 рублей. Здание электрифицировано, с водопроводом, сюда даже подвели телефонную связь (номер начинался на «44» и имеется в телефонном справочнике). В 1905 году дом сгорел, но потом был перестроен. Тут тогда проживал историк Иван Орловский. Его не стало в возрасте около 40 лет. Он успел издать более 20 книг по истории Смоленщины.
- В каких областях удалось еще побывать? Что тебя впечатлило за пределами Смоленщины?
- В Брянской, Новгородской, Псковской, Тверской областях, на Валдае, Селигере… В прошлом году попал и в московские подземелья реки Неглинки вместе с Даниилом Давыдовым (профессиональный диггер, исследователь, краевед и радиоведущий).
Скажу так: каждое место по-своему уникально.
В Брянской области меня больше всего впечатлил сохранившийся запасной командный пункт. Это подземное четырехэтажное сооружение примерно 20 метров высотой, которое, конечно, сильно пострадало от рук мародеров.
В Новгороде я случайно побывал в подземельях, укрытых на кладбищах. А все началось с чего? Нас удивило, что одна из могил была завалена поддонами. На немой вопрос настоятель местного храма рассказал, что под ними «спрятаны» подземные комнаты и кирпичные своды 17 века.
Вспоминая Псковщину, в голове тут же всплывает подземелье, относящееся к 9 веку нашей эры - Печорский монастырь. Он построен на основании старых пещер. Монахи рассказывали, что там насчитывается семь этажей, но попасть можно только на 2-3 подземных яруса. При этом нужно быть морально готовым увидеть разложившиеся гробы. Дело в том, что в этом месте до сих пор проходят захоронения и новые гробы кладут под старые. Наш спуск был организован при свечах – жутковато, надо сказать (смеется).
Что касается похода на Неглинку, вместе с Даниилом Давыдовым мы преодолели путь почти до территории Кремля. Картинка следующая: проползая по трубе высотой в метр, спускаешься в коллектор 19 века с кирпичными сводами и затем вдруг оказываешься под огромными прямоугольными бетонными сводами 20 века (их ширина даже позволяет проехать машине). Красота!
- А куда бы ты хотел попасть?
- В систему Метро-2 (неофициальное название бывших засекреченных московских подземных транспортных сооружений мобилизационного предназначения), но только, чтобы потом оттуда выбраться. Мечтаю увидеть это место с 2007 года, после прочтения постапокалиптического романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Еще ум будоражат Раменские катакомбы (засекреченный военный комплекс под землей).

За чашкой Хэй Ча*
Эмоций – масса. Поэтому так просто разойтись мы не можем и уже по обыкновению идем в «Траводар» (в прошлый раз тут проходила наша встреча с еще одним активным участником «Группы свободного поиска» кузнецом Александром Моляровым).
- Саша, сегодня ты развиваешь подземный туризм, устраивая необычные прогулки для смолян. Как они проходят? – спрашиваю я, наливая в пиалу необычный чай с золотой плесенью под названием Хэй Ча.
- Мы водим людей исключительно по безопасным местам. На охраняемые объекты (например, те, что стоят на военных частях) не ходим. Часто взрослые просят взять на прогулки детей. Мы разрешаем спускаться в подземелья только ребятам, достигшим 9 лет и в присутствии родителей. Проводим для семей квесты.

В ТЕМУ
Одно из мест, куда гид приводит людей, - это крепость-звезда в Лопатинском саду. По всей планете сохранилось больше 600 таких крепостей в форме звезд правильной и неправильной формы с 4, 5, 6, 7 и более лучами. Они есть в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америках.

*Этот чай прессуют обычно в форме кирпичей. При изготовлении используется особая благородная золотая плесень, которая носит латинское название Eurotium cristatum. Относится она к ряду пробиотиков, то есть полезных бактерий, которые в определенных температурных условиях присутствуют в прессованном чае.

СКАЗАНО
Дизайнер Алиса Холод:
- На подобной прогулке я побывала впервые. Она открыла новую, незнакомую мне сторону Смоленска, скрытую и немного загадочную. Хочется сказать большое спасибо организаторам за такую замечательную возможность стать ближе к городу, в котором живёшь, к его истории!

Ольга Градова.
Фото Никиты Ионова и из архива Александра Иванова.







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:39
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
вчера, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
вчера, 21:28
Как сообщили в министерстве промышленности и торговли, это б...
вчера, 20:58
По итогам 2023 года работа смолян в этой сфере была признана...
Новости партнеров