«Мы - как наш пряник: гнемся, но не ломаемся». 6 удивительных фактов о Вязьме

Общество

Сейчас Вязьма переживает нелучшие времена. Количество заболевших коронавирусом уже перевалило за 200 человек - это самая большая цифра в Смоленской области. Сегодня город закрыт, но жители не унывают - и не такое переживали их предки.
Экскурсионное бюро Ефимкиных запустило на своих каналах в Интернете серию прямых эфиров о достопримечательностях в нашем регионе. На один из них гиды пригласили Элеонору Решетникову - заместителя председателя комитета по культуре, спорту, туризму и молодежной политике Вяземского района.  Мы тоже послушали этот эфир и записали, на наш взгляд, самые интересные факты о городе воинской славы.

«Земля воды»
«Считается, что первое упоминание о Вязьме относится к 1239 году. Существует несколько версий, откуда наш город берет свое название. До славян здесь жили финно-угорские племена. «Вязь» на их языке - это «вода», а «маа» - «земля». Получается - «земля воды». Мне эта версия нравится больше других.
Вязьма всегда была вторым по значимости городом на Смоленщине. Издавна наш город - это узел пяти направлений: Москва, Смоленск, Тверь, Калуга, Брянск».

Почему в Вязьме нет змей
«Покровитель города - преподобный Аркадий Вяземский. Он совершил много подвигов. Старожилы уверяли, что видели его стоящим на облаке перед страшной бомбежкой в 1941 году. Так он пытался охранять свой город…
Житие Аркадия Вяземского описывает интересный факт. У святого не было постоянного места, где он жил. Зато его считали за честь принять в любом доме, куда бы он ни зашел. Однажды он оказался у благородной вдовы. Она, как и полагается, была женщиной гостеприимной, накрыла стол, посадила рядом с ним свое дитя и налила чашку молока. В то время в Вязьме змей было видимо-невидимо. Так вот, во время трапезы в дом заползла змея и стала пить молоко. «Да не будет сего гада во граде Вязьме и за тридесят поприщ», - сказал Аркадий Вяземский. Поприще - это старинная мера длины, примерно километр. С тех пор в Вязьме нет змей, хотя город стоит на слиянии двух рек - Вязьмы и Бебри, а вокруг - болота. Но стоит отъехать от нас 30 километров в сторону Семлева или Хмелиты - пресмыкающиеся водятся.
О святом Патрике, который очистил Ирландию от змей, слышал весь мир. А об Аркадии Вяземском мало кто знает. Обидно».

Про монастырь
«Другой почитаемый в Вязьме святой - Герасим Болдинский.
Известно, что между Вязьмой и Дорогобужем в районе Семлева было разбойничье гнездо. Рассказывают так: когда Герасим Болдинский узнал, сколько там людей гибнет, он сам пошел в это логово и стал увещевать разбойников образумиться. Но те Герасима слушать не стали и побили его. А он не ушел. Вырыл землянку рядом и стал их окормлять словом Божьим. Через год их главарь под именем Симеон вместе с Герасимом пришел в Вязьму и на этом холме, где сейчас стоит Иоанно-Предтеченский монастырь, вырыл землянку.
Спустя некоторое время Герасим Болдинский получил грамоту у митрополита Макария на основание мужской обители. Это было в XVI веке.
Монастырь знаменит каменным храмом Божией Матери Одигитрии. Таких трехшатровых церквей на Руси осталось всего несколько. Их разрушили не враги, а в свое время перестроили по указу патриарха Никона… Он посчитал, что шатровые храмы устарели, и приказал строить купольные. Интересно, что Никон во время своей кампании был у нас здесь, в Вязьме.
И по какой-то причине свою реформу в нашем монастыре не применил».

Про стойкость
«Спасская башня - символ несгибаемости вязьмичей. Характер у нас как у нашего пряника - гнемся, но не ломаемся. В 1812 году в эту башню французы заложили взрывчатку. Но она не взорвалась. Говорят, потому что отсырела… Там колодец был внутри.
В 1943 году фашисты, при отступлении, тоже пытались взорвать эту башню. Казалось бы, больше ста лет прошло, взрывчатка на десять порядков другая. Но она тоже не взорвалась…»

Редкий случай
«Удивительно, но Свято-Троицкий собор когда-то назывался Никольским. Такое редко встречается в православии. Дело в том, что в 1634 году недалеко от Вязьмы Русское царство и Речь Посполитая заключили договор - Поляновский мир. Так как он был заключен в Троицу, церковь переименовали».

«30 церквей и много лавок с водкой…»
«Так выглядит Вязьма в 1812 году на гравюре Фабер-дю-Фора. Это художник, который шел в обозе Наполеона и рисовал все, что видел.
Французский император был в нашем городе всего три дня. Отсюда Бонапарт написал своей жене Марии-Луизе: «Взяли превеликий городочек Вязьму.
30 церквей и много лавок с водкой и другими полезными для армии товарами». Тогда этот напиток был не только улучшителем настроения, но и хорошим антисептиком».

Фото Александра Кукринова.

Автор: Мария Демочкина







Загрузка комментариев...
Читайте также
9 минут назад
Ему не хватило несколько шагов, чтобы выбраться из дымовой л...
46 минут назад
В связи с существующими угрозами общественной безопасности п...
сегодня, 12:10

По итогам голосования победу одержал Михаил Артеменков. ...

Новости партнеров