Жизнь и смерть льнокомбината

Общество
Жизнь и смерть льнокомбинатаУзнав, что на месте бывшего Смоленского льнокомбината открылся крупный магазин, я решил сходить туда из любопытства. Скажу сразу: увиденное поразило. Это крупнейший торгово-развлекательный центр под названием «Галактика». Он вольготно расположился в стенах, где некогда размещались прядильное, ткацкое и бельно-отделочное производства. Вместо шумевшего оборудования и рекой вытекавшего полотна тут разместились торговые галереи и ряды. На них изобилие импортных товаров. Некоторым покупателям и невдомек, что здесь раньше работали станки, трудились люди, в основном женщины, обеспечивая производство миллионов метров льняных тканей бытового назначения (постельное белье, мебельные, кухонные, декоративные и другие швейные изделия).
Начало пути
К строительству комбината приступили в мае 1934 года в центре льноводческого региона. Через три года он уже дал первую продукцию. С вводом в действие этого предприятия в Смоленской области был решен вопрос создания полной переработки льна, как наиболее выгодной во всех отношениях.
В войну льнокомбинат был разрушен фашистскими захватчиками. Уже через две недели после освобождения Смоленска началось восстановление предприятия. Несмотря на невероятные трудности, связанные с разрухой, холодом, голодом, тяжелой физической работой, недостатком одежды, отсутствием жилья, смоляне подняли его из руин и в годовщину освобождения города, когда на западе еще грохотала война, запустили первую линию по выработке льняной продукции. Это была одна из первых трудовых побед смолян в послевоенный период.
Эпоха развития
В 1958 году комбинат достиг проектной мощности - выдал 11 млн. погонных метров ткани. Через шесть лет он удвоил выпуск продукции. Это значит, что уже в то время выпущенной за два года тканью можно было с лихвой обернуть весь земной шар по экватору.
В разные годы здесь трудилось от шести до восьми тысяч человек. Общее дело, взаимовыручка, стремление людей давать соответствующую мировым образцам продукцию сплотили людей и создали коллектив единомышленников и профессионалов. Комбинат для них стал не только источником дохода, но и частью жизни, предметом гордости. При предприятии действовали техникум текстильной промышленности и профессионально-техническое училище, люди лечились в своей поликлинике, отдыхали в своем санатории в Красном Бору, там же находился пионерский лагерь для их детей. В распоряжении коллектива были Дом культуры, спортивные зал и базы, которые не пустовали. Проводились фестивали, смотры, конкурсы по профессиям, спортивные соревнования. Решались, хоть и не быстро, жилищные вопросы. Сюда приезжали на экскурсии студенты и учащиеся, делегации других предприятий и городов. С большим интересом познакомился в свое время с производством и коллективом первый космонавт Земли Ю. А. Гагарин.
Продукция комбината славилась не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее закупали Франция, Германия, Англия, США и другие страны. Гости города считали, что, приехав в Смоленск, нельзя не приобрести льняной сувенир или небольшой набор льняных изделий.
Коллизии реформ
Мне пришлось работать на льнокомбинате в трудное для него время, с 1996 по 2006 год. Так что эти строчки - заметки не постороннего, а человека, вместе с коллективом прошедшего все коллизии под названием «реформы».
С 1997 года начались серьезные финансовые проблемы. Не хватало оборотных средств, банки не давали долгосрочных кредитов. Бешеная инфляция взвинтила цены на электрическую и тепловую энергию, химические материалы, запасные части и многое другое, но самое главное - на льноволокно, сырье для работы комбината. Понятно, что поднялась и себестоимость льняной ткани. А покупательная способность населения резко упала. Пошла экспансия рынка китайскими товарами. Продукция предприятия стала с большим трудом находить сбыт. Стали задерживать заработную плату - вначале на месяц, затем на два, были времена, что и на три.
Далее последовал период отторжения слагаемых комбината. Были проданы Дом культуры, затем спортзал, дом отдыха и пионерский лагерь, поликлиника, здания техникума и училища. Потом очередь дошла до гаража, который занимал площадку за территорией предприятия. Было продано здание управления, как сейчас бы сказали, «главный офис». Руководство разместилось в кабинетах производственного и административно-бытового корпусов. Все эти меры позволяли лишь временно поддерживать тонущее хозяйство, рассчитываться по долгам, кое-как выплачивать заработную плату.
Жизнь и смерть льнокомбинатаВ 1992 году предприятие было преобразовано в АО «Смоленский лен». В 1998 году - в ОАО «Смоленская льняная мануфактура». Через некоторое время появилось ООО «Смоленская льняная мануфактура». Однако, несмотря на активные переименования и реорганизации, мало влияющие на производство, дела шли все хуже и хуже. Люди стали увольняться.
В 2002 году заменили директора. Вместо Н. В. Беляковой, изо всех сил удерживавшей предприятие от банкротства, Москва поставила выходца из Костромы. С трудом получаемые и изыскиваемые финансовые ресурсы он под видом обновления и модернизации производства вбухивал (другого слова не подберу) на закупку и установку бывшего в употреблении и отреставрированного оборудования. Время показало, что только одна треть этого оборудования работала от 2 до 3 месяцев, оставшаяся - даже не включалась для испытания.
Пустая трата средств, резкие и нервные методы управления сказались на взаимоотношениях управляющего с руководителями производств и инженерно-техническими работниками. Многие из них вынуждены были уйти. Постоянно шло увольнение рабочих, как по сокращению штатов, так и по другим причинам. У профсоюзного комитета администрация отобрала помещение, рекомендовав ему найти место за территорией. Рабочие неоднократно конфликтовали с руководством по поводу задержки зарплат, несколько раз одновременно останавливали станки, грозились объявить забастовку или перекрыть улицу Ново-Московскую. До этого дело, правда, не дошло, но трудовая дисциплина упала.
Остановка и разорение
Года через два директор свой пост оставил. Производство лихорадило. За долги отключали то электроэнергию, то пар, то отсутствовало сырье. Льноволокно изыскивали и привозили откуда только можно - из Белоруссии, Польши, Голландии и даже Турции. Смоленская же область перестала быть льноводческой. Наконец комбинат, устав биться с системой, остановился. Полностью. Совсем. Это случилось в июне 2005 года. В первый раз льнокомбинат останавливали варварские бомбежки. Во второй - варварские экономические, финансовые и налоговые условия, в которые поставило его родное государство. Началось увольнение оставшихся 1300 работников. Люди еще долго ходили на комбинат, добиваясь выплаты заработной платы и выходного пособия, в том числе через Государственную инспекцию труда, прокуратуру, суды. И все-таки многие вынуждены были взять на невыплаченную сумму кто продукцию льноком-токарный станок, кто мебель или стройматериалы.
Одновременно с этим шел процесс физического уничтожения, распада и растаскивания предприятия. На металлолом отправлялись дорогостоящие технологические линии, станки с программным управлением, оборудование, машины.
Комбинат оказался в руках одной из крупных московских компаний. После слома ненужных внутренних стен и подъема необходимых, после перепланировки и капитального ремонта огромное здание приобрело современный вид. Но это уже было не производственное предприятие.
Пройдя всю немалую площадь торгового центра, вышел в его двор и... опешил. Передо мной расстилалось огромное белое пространство, на котором мог бы расположиться настоящий стадион. Не сразу сообразил, что с лица земли стерты здания химводоочистки, склада готовой продукции, механический цех, литейное производство... Вся освободившаяся территория предназначена теперь для автомобильной стоянки. Лишь на фронтоне административно-бытового корпуса еще висит реклама, извещающая о его продаже.
А что скажут потомки?
Все сделано в духе нынешнего времени. То, что создавалось людьми более пятидесяти лет, разрушено и растащено за четыре года. Подтолкнув в финансовую яму, «специалисты» провели через все стадии закона о банкротстве и ликвидировали уникальное предприятие по выпуску товаров народного потребления, которое при нормальном раскладе могло давать продукцию с высокой прибылью. Как сообщают средства массовой информации, в настоящее время в стране в стадиях предбанкротства, банкротства и ликвидации находится 2,5 тысячи предприятий.
Анатолий Ракша. Специально для «РП».







Загрузка комментариев...
Читайте также
25 минут назад
Восстановление систем отопления инфекционного корпуса и стом...
сегодня, 15:31

Им стал Юрий Викторович Шарин. Соответствующее распоряжение...

27.03.2024 23:33
Вторая игра интеллектуального турнира BrainShaker 2024 от се...
сегодня, 13:42
Авария случилась вчера утром возле костела.
Новости партнеров