Смоленская крепостная стена. Работа на миллиард

Общество

Ожерелье земли русской. Культурный магнит, притягивающий туристов. Как только не называют Смоленскую крепостную стену! А еще стене посвящают книги, про нее снимают мультфильмы и художественные киноленты.

О судьбе нашего главного памятника федерального значения «РП» поговорил с руководителем Смоленского отделения Российского военно-исторического общества, начальником территориального управления Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры Андреем Рожковым.

- Андрей Борисович, когда у смолян снова появится доступ на восточный участок крепостной стены?

- Не раньше, чем отремонтируем кровлю башни Позднякова. Наши московские коллеги готовы выделить финансирование, сейчас готовятся необходимые документы. У меня четкое распоряжение - обезопасить этот участок стены и не допускать туда смолян до начала противоаварийных работ. Мы нашли промышленных альпинистов, в ближайшие дни они закроют его строительной сеткой. Постараемся успеть все закончить до начала нового туристического сезона - к концу апреля 2019-го.

- Долгие годы по Смоленску ходят слухи, что вход на крепость собираются сделать платным. Это все-таки случится?

- Да, и еще одним обязательным условием станет сопровождение экскурсовода. Иначе у людей появляется дикое отношение к памятнику: «Все вокруг колхозное, все вокруг ничье». А вследствие такого романтично-безграмотного обращения иногда страдает не только сама стена, но и посетители. Наличие билета - некое соглашение по правилам безопасного поведения. Полагаю, это дисциплинирует. Конечно, цены будут символическими. А ограничений по времени пребывания на стене вводить пока не собираемся.

- А гиды заинтересованы в предоставлении экскурсионного обслуживания?

- Мы готовимся подписать соглашение о сотрудничестве со Смоленским туристско-информационным центром. Думаю, что это заинтересует и представителей туриндустрии. Мы никому не станем отказывать в проведении экскурсий.

- Какие еще участки стены станут открытыми?

- Прорабатываем варианты с пряслом возле 28-й школы в ЦПКиО и Маховой башней в парке Пионеров. Что касается Маховой башни: подписан договор безвозмездного пользования, он сейчас в стадии регистрации. По этому договору башня и прясла переходят в ведение Смоленского регионального отделения Российского военно-исторического общества. Как только станем полноправными хозяевами - приглашаем в гости.

Стань «другом крепости»

- Но для начала эти участки нужно привести в порядок.

- Этим мы и занялись - создали проект «День крепости». Он проходил уже трижды. Но это не обычный разовый субботник, а постоянная работа. Мы расчищаем потенциальные туристические маршруты от мусора, делая их не только внешне привлекательными, но и безопасными для смолян.

- Что уже удалось сделать?

- Полностью расчистили смотровую площадку и профиль бывших земляных укреплений у башни Веселуха, убрали кирпичи, которые валялись под стеной, выкосили траву и вырубили молодые деревья. Теперь планируем взяться за соседнюю башню, внутри которой горы мусора.

- Кто обычно принимает участие в акциях?

- Предприниматели, реконструкторские клубы, студенты колледжей, подтянулась Юнармия. Мы долго думали, как поощрить наших волонтеров. Согласитесь, душевное спасибо - это хорошо, но недостаточно. Планируем сделать так: тому, кто несколько раз (допустим, пять) хорошо потрудится на субботниках, вручаем ламинированные именные бэйджи с фотографией. Они дадут право бесплатного прохода на все наши объекты.

- А во сколько обходится организация всей этой работы?

- Официального финансирования нет - это общественное начинание. Поэтому мы придумали схему, которая практически не требует затрат. Инвентарь у нас есть, что-то необходимое арендуем. В этом нам помогает администрация города и районов областного центра. Мы покупаем «тормозок», чтобы добровольцы могли подкрепиться на перерыве. Недавно приезжали гости из Москвы. Увидев, что нам удалось сделать, спросили: «Чем помочь?» Мы должны проявлять инициативу, показывать, что нам самим нужна наша крепость, а федеральные власти готовы идти навстречу и вкладываться в развитие и поддержание памятника.

Памятник должен «работать»

- Предыдущая реставрация стены проходила в 2011 - 2013 годах. Какие-то новые планы по восстановлению появились?

- Протяженность сохранившихся участков стены - около двух с половиной километров. На ремонт всего этого богатства нужен миллиард! Но даже если представить, что нам его дадут и что мы все отремонтируем, крепости это мало поможет. Ведь даже обычный дом начнет разрушаться, если его не использовать. Поэтому мы думаем браться за стену поэтапно: один участок откроем, второй очистим от мусора, третий подремонтируем и т. д. Не надо страдать гигантоманией. В этом и заключалась ложка дегтя в бочке меда предъюбилейной реставрации. Тогда крепость реставрировали, но не было понимания, как она затем будет «работать». А сейчас большинство участков закрыто для посещения.

- Но ведь бывают совсем уж критические ситуации, когда памятник может просто развалиться. Например, башня Волкова в районе ул. Соболева.

- Она стоит на подпорках. Что-то делать с ней нужно. Повторю, мы можем попросить деньги на реставрацию башни, но в ответ у нас потребуют реальный рабочий проект по дальнейшему ее использованию.

- А какие башни вообще используются?

- Из 17 сохранившихся башен фактически «работают» шесть. Пятницкая отдана в аренду под ресторан «Темница». В Никольской - музей «Смоленский лен», в Громовой – Музей военной истории РВИО. Надвратная церковь, Авраамиевская и Заатарная башни – в ведении Смоленской епархии. Из Костыревской весной 2017 года арендатор ушел. Мы готовы предложить ее потенциальным арендаторам, тем более что эта башня – со всеми удобствами: в нее проведены свет, канализация и отопление.


Автор: Юлия Шенгур







Загрузка комментариев...
Читайте также
21 минуту назад
Жительница Смоленской области подозревается в заведомо ложно...
сегодня, 09:45
Губернатор Василий Анохин призвал смолян проголосовать за лю...
сегодня, 09:17
Герой рисковал жизнью, но смог вытащить обессилевшего мужчин...
Новости партнеров