«Рекордное «ускорение». Почему в Смоленске дорожает проезд в маршрутках

Общество

В Смоленске с 1 ноября на подавляющем большинстве «нерегулируемых» маршрутов подорожает проезд. Причем сразу на 4 рубля - это рекордный скачок тарифа в истории городского транспорта. Частники справедливо ссылаются на попутную инфляцию – рост цены на топливо и запасные части. Зато проезд на муниципальных маршрутах как минимум до весны-2019 останется неизменным.

ВСЕ - В АВТОБУСЫ И ТРАМВАИ?

Напомним, что маршрутки с литерой «Н» («нерегулируемая стоимость проезда») стали курсировать по Смоленску со второго полугодия 2016-го. Это стало реакцией городских властей на Федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа автотранспортом и городским наземным электрическим транспортом». Его суть - повышение безопасности пассажиров и ликвидация аварийного автопарка.

Теоретически «частники» сами вправе устанавливать стоимость проезда, но учитывают социальную значимость вопроса и диалога с городскими властями не избегают. Так, например, было в конце 2016-го, когда маршрутчики на несколько месяцев «заморозили» цены, хотя изначально планировали их повысить.

Напомним, что в последний раз цены на проезд в «нерегулируемых» маршрутках выросли 20 августа 2017-го. Тогда тариф «окреп» на 3 руб. - с 16 до 19. До этого стоимость проезда повышалась в феврале 2016-го - на 2 руб. (с 14 до 16).

Как отметил главный редактор «Рабочего пути» и депутат Смоленского горсовета Сергей Якимов, по информации из мэрии, как минимум до начала следующей весны расценки на проезд в муниципальном транспорте останутся на нынешнем уровне (18 руб.). То есть существует вероятность, что в трамваях, троллейбусах и автобусах вырастет пассажиропоток за счет увеличения разницы в цене с частниками. Может быть, это позволит еще дальше отсрочить подорожание проезда у муниципалов.

РОСТ ТАРИФА НЕИЗБЕЖЕН

- Если оценивать объективно, то постоянно растущие цены на ГСМ не оставляют транспортникам надежды на дальнейшее развитие бизнеса, - говорит один из частных перевозчиков. - Вслед за бензином и дизтопливом растут цены на продукты питания и весь ассортимент товаров первой необходимости. Водители маршруток получают не так уж много, в среднем 20 тыс. рублей. Такое положение дел их не устраивает, они пытаются менять место работы, переходят от одного перевозчика к другому, но зарплата в Смоленске повсюду практически одинаковая. К тому же произошло и подорожание запчастей. Все это привело к росту себестоимости перевозки одного пассажира до 30 руб. А подорожание проезда ожидается до 23 руб. То есть даже с ростом цен на 4 рубля мы сможем существовать исключительно в режиме выживания. При этом надо не забывать и о такой статье расходов, как налоги, которых мы платим около 48% от заработанного.

- В чем вы видите выход из ситуации и как не допустить резкого подорожания проезда в маршрутках?

- В сложившейся финансовой ситуации трудно что-либо предпринять, но единственный способ снизить цены на проезд - переход от микроавтобусов к машинам хотя бы средней вместительности. Это сократит число транспортных средств, расходы на их содержание и улучшит качество обслуживания пассажиров, особенно в часы пик. Такой маневр может поднять рентабельность перевозок, а это как раз то, что необходимо для сдерживания цен на них.

- По какой схеме рассчитывается тариф на перевозку одного пассажира?

- Если говорить очень упрощенно, то берем среднюю цену литра топлива, которая сейчас колеблется на разных АЗС в пределах 43,5 рубля. Эту сумму делим на два и получаем 23 руб. По ближайшим прогнозам, перевозчики ожидают средний рост цен на ГСМ в 1-м квартале до 52 руб. за литр, во 2-м - до 60 руб., в 3-м квартале – до 70 руб. и в 4-м - до 99 руб. (не значит, что это произойдет в реальности). Делим эти цифры пополам и получаем приблизительную стоимость проезда, которая к концу будущего года может дойти до 49 - 50 руб. с человека. Конечно, это условные цифры, но порядок расчетов именно такой.

«ВЫГОДНЕЕ – ТАКСОВАТЬ ПО НОЧАМ»

Вот какими мыслями поделился с «РП» водитель маршрутки со стажем Дмитрий:

- Закончились времена, когда на маршрутке можно было прилично заработать. Нет, у меня и сегодня пачка денег в кармане, но с них мне надо заправиться, купить запчасти и иметь в виду, что день-два в неделю придется ремонтировать «Газель», а это вынужденный простой, который никто не оплатит. Плюс каждый день забирает свою долю хозяин машины, у которого я ее арендую. Он, кстати, скорее всего, уйдет из этого бизнеса. У него всего три микроавтобуса, все старенькие, а купить что-то новое он не потянет. Это ИП и так с трудом берут на субподряд, ставят на не очень денежные маршруты. Пока бензин окончательно не взлетит в цене, побарахтаемся, а дальше - не знаю что делать.

Перейти к другому бизнесмену не проблема, водители маршруток особенно долго не задерживаются. Но есть ли смысл? Что выгоднее? Таксовать по ночам, пока что всегда с наваром. Развожу в основном поваров из ресторанов, клиентов… Многих уже знаю лично, они «заказывают» только меня.

А ЧТО У СОСЕДЕЙ?

В Брянске стоимость проезда в «нерегулируемых» маршрутках - 20 руб. При этом ходят слухи о скором двухрублевом подорожании. В более зажиточной Калуге 22-рублевый тариф действует дольше года, и информации о грядущих изменениях нет. К слову, там проезд в муниципальном троллейбусе оценен в 19 руб.

В Костроме горожане за проезд у «частников» платят по 20 руб., в Рязани и Ярославле - 23 руб. Во Владимире - 18 руб, зато в муниципальном троллейбусе - 20.

Это еще «цветочки». «Ягодки» - в Твери. Уже второй год кряду местные жители платят за проезд в маршрутках 25 рублей, а с сентября 2018-го пошли слухи о неминуемой двухрублевой инфляции.

Будет корректно сопоставить цены на проезд со средними зарплатами в регионах. По данным агентства РИА «Рейтинг», в Брянской области в первом полугодии 2018-го в среднем зарабатывали 23 327 руб., в Калужской - 31 769 руб., в Костромской - 23 169 руб., в Рязани - 27 284 руб., в Ярославле - 28 733 руб., во Владимире - 26 193 руб., а в Твери – 25 861 руб. К слову, на Смоленщине средний житель зарабатывал 24 648 руб.

МОТИВАЦИЯ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

«Четырехрублевое подорожание - хороший мотиватор для экономии, для ходьбы пешком. Конечно, если позволяет здоровье, - говорит 33-летний Алексей, житель Королевки. – Я добираюсь на работу на улицу Дзержинского. Так в 9 – 10 утра доехать до центра города на маршрутке можно за 35 – 40 минут. Но вот обратно, в вечерний час пик, велик риск «зависнуть» в пробке. Чтобы не зависеть от интервала движения общественного транспорта и дураков на дороге, считаю более надежным ходить пешком. Может, выйдет чуть дольше, чем на самой быстрой маршрутке, но зато точно в назначенное время окажешься в своем микрорайоне. И угрозы опоздать в детский сад за ребенком нет. Считаю, что выход для жителей Заднепровья - канатная дорога, но эта перспектива выглядит уж больно отдаленной. Особенно если вспомнить, сколько лет на Королевке обещают расширить дорогу».

А вот что думает по поводу подорожания проезда в Смоленске молодая мама Юлия: «Очень обидно, что в нашем городе повышаются только цены на все, но никак не растут зарплаты. Сейчас я трачу на проезд минимум 76 рублей в день. С утра отвожу ребенка в сад (за четыре автобусные остановки), потом добираюсь на работу, а вечером - тот же маршрут в обратном направлении. В такую же сумму проезд обходится мужу, он едет до работы с пересадкой. Когда маршрутки поднимут цены, ежедневно наш семейный бюджет будет уменьшаться на 200 руб. только за счет проезда. В неделю это уже 1 тыс., в месяц - 4,5 тыс. руб. Можно было бы сэкономить - пересев на муниципальный транспорт. Но он ходит довольно редко и не везде. Например, до нашего детского сада можно доехать только на 46-й маршрутке».

А автолюбитель со стажем Андрей не исключает, что при нынешних темпах топливной инфляции ему придется пересесть на маршрутки и автобусы.

«Уже сейчас поездка на авто работу и обратно проживающему в пригороде Смоленска обходится в среднем в четыре раза дороже, чем на муниципальном транспорте. Окупается дорога, только если везешь трех членов семьи (не меньше!). А если вы выехали в выходной, да вчетвером, то, при спокойном ритме езды, можно даже немного сэкономить. Так что многие из тех, кто сегодня пользуются машинами ежедневно, оставят их для воскресных семейных выездов и перейдут на езду в маршрутках и автобусах», - считает мужчина предпенсионного возраста.








Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 22:15
Это был вовсе не дистанционный мошенник, а человек, наглядно...
сегодня, 21:15
Губернатор Смоленской области сообщил, что все трое постепен...
сегодня, 21:43
В документах говорится о казнях поляках нацистами и фальсифи...
сегодня, 20:32
Ориентировку на Нину Филипповну Харитонову из Руднянского ра...
Новости партнеров