В единении - сила!

Общество

18 июня Смоленский областной союз потребительских обществ отметил свой столетний юбилей. С первого дня создания региональная потребкооперация последовательно выполняет свою главную задачу - развитие торговой и заготовительной деятельности в сельской местности.

В современных условиях, когда безработица и бедность в деревнях стали обычными явлениями, она взяла на себя и социальную миссию по защите и поддержке населения, с которой успешно справляется.

Виктор Акимов, председатель Смоленского облпотребсоюза: «Мы были, есть и останемся опорой для смолян»

АКИМОВ.jpg

- Основным направлением работы потребительских обществ Смоленской области традиционно было обслуживание сельского населения. При этом речь шла не только о развитии торговли, но и об оказании различных услуг. Потребкооперация, помимо своих основных обязанностей, всегда брала на себя важную социальную миссию, делая жизнь в деревнях насколько возможно комфортной. Сегодня ситуация осложнилась, население сокращается, в более-менее крупные населенные пункты приходят федеральные торговые сети, с которыми нам приходится конкурировать в неравных условиях. Но люди все же идут к нам, потому что магазины потребкооперации предлагают товары, которых не найти на прилавках супермаркетов. Поэтому 608 магазинов, 23 аптеки, 15 хлебозаводов, учреждения общественного питания ежедневно работают на своего потребителя.

Важной и для нас, и для населения остается заготовка овощей, картофеля, березового сока, лекарственного сырья, банных веников, излишков продукции частных подворий. В течение прошлого года нами заготовлено, переработано и реализовано 401 т капусты, 1,2 тыс. т картофеля, 7 тыс. литров березового сока. В каких супермаркетах найдешь «березовик» без консервантов, доморощенные картошку и по-домашнему заквашенную капусту?!

Поэтому люди и идут в магазины потребкооперации. А хлеб, который выпекают наши хлебозаводы, повсеместно пользуется большим спросом у покупателей.

В круговороте инноваций!

Павлов.jpg

Всем, кто заинтересован во внедрении в торговлю технологий, связанных с автоматизацией производственных процессов, можно посоветовать обратиться за опытом в Сафоновское райпо, которое обслуживает еще и Ярцевский район. Руководит обществом Виктор Иванович Павлов, отработавший в системе потребкооперации уже четверть века. Сегодня Сафоновское райпо - это 60 магазинов и предприятий общественного питания. Ежегодно в их содержание, ремонт и модернизацию вкладывается порядка 10 млн руб. Это дает зримый результат. Более 20 лет сафоновские кооператоры дают всей системе потребсоюза почти 14% оборота розничной торговли.

- Основная задача, которая была поставлена перед коллективом райпо, - совершенствование управления торговлей и создание собственной локальной сети «Огонек», объединяющей 24 магазина. Остальные наши объекты торговли и общепита работают вне сети. Важно то, что абсолютно все они оснащены современным торговым, холодильным и компьютерным оборудованием. В наших магазинах, включая и расположенные в самых отдаленных деревнях, установлены антенны, обеспечивающие надежную связь с Интернетом, и современные онлайн-кассы. Это очень удобно, хотя и требует специального обучения для продавцов.

Сегодня автоматизировано 43 магазина и предприятие общественного питания. Цены весьма приемлемые, а наши пайщики могут здесь купить любые товары со скидкой.

Все магазины занимаются заготовками. В 2017 году у владельцев частных подворий и крестьянско-фермерских хозяйств ими выкуплено излишков продукции и дикорастущих ягод на сумму около 4,5 млн руб., - рассказывает председатель Сафоновского райпо Виктор Павлов.

Для сельпо нет заброшенных деревень

Мякшин.jpg

Сельское потребительское общество «Колос» было и остается для поселка Стодолище Починковского района одним из градообразующих предприятий. Здесь работает более 100 человек, и в ближайшее время никаких сокращений не предвидится. Наоборот, речь идет о создании новых рабочих мест.

О том, чего стоит в современных условиях сохранить сельскую потребкооперацию, рассказывает председатель общества Николай Мякшин.

- Николай Николаевич, какие направления коммерческой деятельности потребкооперации останутся приоритетными в ближайшее время?

- Основное - это торговля. Тут мы делаем все от нас зависящее. Например, сохранили сеть из 29 магазинов и даже расширились за счет того, что еще 10 магазинов взяли в аренду в Ельнинском районе. Все периодически ремонтируем, и в обозримом будущем ни один из них не будет закрыт. Это несмотря на то что в Стодолище также пришли федеральные сети. Да, с ними трудно конкурировать, но мы все равно не сдаем позиции. Многие жители окрестных деревень идут к нам за свежими хлебом, выпечкой, кондитерскими изделиями. Очень помогает заготовительная деятельность, благодаря которой мы можем предложить покупателям товар, которого нет ни в одном сетевом супермаркете: горячий хлеб, пельмени, полуфабрикаты, березовый сок, картофель, банные веники… Люди точно знают, что все это - натуральные продукты, выращенные и собранные на местных полях и в лесах.

- Что в сегодняшней обстановке могло бы помочь сохранению и развитию кооперации?

- Конструктивный диалог с властью. Радует, что на областном уровне между администрацией региона, Облпотребсоюзом и Центросоюзом потребительских обществ подписано соглашение о сотрудничестве. На местном уровне мы также наладили взаимодействие с местной администрацией, которая помогает нам решать многие вопросы. И поскольку администрация Стодолищенского сельского поселения идет нам навстречу, есть уверенность, что вся кооперативная торговая сеть сохранится еще долгие годы.

- Дефицит кадров не испытываете?

- Мы думаем о завтрашнем дне, поэтому ежегодно отправляем на обучение в кооперативный техникум двух-трех местных выпускников. После защиты дипломов они возвращаются и, как правило, работают в потребкооперации.

- Как налажено обслуживание населения отдаленных деревень?

- Имеющаяся в сельпо автолавка обслуживает 21 населенный пункт с населением в 201 человек. Товарооборот небольшой, прибыли она не приносит, но в этих деревнях остались пожилые люди, и их надо поддержать. В ближайшее время начнется реконструкция пекарни, после чего нарастим объемы выпечки хлеба. Это необходимо, чтобы обеспечить потребности бюджетных учреждений, с которыми работает сельпо. Кроме того, в прошлом году мы заготовили и продали более 2 тыс. березовых и дубовых веников.

Нынешней весной собрали более тонны березового сока, и теперь он есть в продаже в любом из наших магазинов. Еще имеются три аптечных пункта, через которые население получает льготные лекарства.

«Три кита» Рославльского райпо

Кормер.jpg

- Потребкооперация изначально работала в трех направлениях: торговля, общественное питание и производственная деятельность. Это обеспечивает ее стабильность и конкурентоспособность, - говорит председатель Рославльского райпо Любовь КОРМЕР.

- Любовь Яковлевна, какими силами Рославльское райпо удовлетворяет спрос населения района на товары и услуги?

- Для этого у нас задействованы 42 магазина с отделами кулинарии в каждом, одно предприятие общественного питания, три автомагазина. Довольно широко практикуется выездная торговля. Продавцы не только везут товары в отдаленные деревни, но и принимают от населения индивидуальные заказы на продукты питания, корма для животных, стройматериалы и промышленные товары.

Наш конек - закупка семян льна. Известно, что льносемя - уникальное лекарственное сырье для человека. Используется оно и для откорма на мясо телят. Закупаем семя у фермеров, а затем реализуем населению, которое еще держит скот. Также в больших количествах закупаем зерно овса и пшеницы. Этот товар тоже востребован на селе как корм для домашней птицы и поросят.

Сейчас заключили долгосрочные договоры на закупку овощей в течение всего года. Это выгодно и нам, и фермерам, которым есть куда реализовывать свою продукцию. Предлагаем населению различные салаты из овощей, мясные изделия. В отличие от других производителей мы не гонимся за увеличением срока реализации готового продукта, а потому и не применяем консерванты. Вместо сорбиновой кислоты и нитрита натрия применяем аппараты шоковой заморозки - они великолепно и надолго сохраняют цвет и качество продуктов. Технология прижилась, таких аппаратов у нас уже три. Жители Рославльского района могут быть уверены в качестве покупаемых продуктов и не беспокоиться о своем здоровье.

Шумячский хлеб знают по всей области

Михеенкова.jpg

За ним выстраиваются очереди на рынке выходного дня, который находится на улице Тенишевой в Смоленске. А жители Шумячского, Ершичского, Хиславичского и нескольких других районов ежедневно получают этот хлеб к своему столу.

- Я полвека проработала в потребкооперации и за эти годы не помню случая, чтобы планировалось закрыть хоть один сельский магазин,- говорит председатель Шумячского райпо Татьяна МИХЕЕНКОВА.

- Татьяна Павловна, что, по вашему мнению, стало главным препятствием в развитии райпо?

- Напряженная демографическая ситуация. В селах не остается людей, очень мало работающей молодежи. Естественно, снижаются объемы деятельности. Но мы стараемся их сохранить. Во многих деревнях уже нет ни клубов, ни почтовых отделений. Единственное, что там осталось, - сельский магазин. Закрой его – и пенсионеры, которые там доживают свой век, останутся вообще без всего. Так что стараемся сохранять магазины, несмотря на то, что многие из них убыточные. Туда, где их нет, ходят автолавки.

- Какие товары наиболее востребованы у селян?

- Самые жизненно необходимые. Везем в деревни полуфабрикаты, которые производят наши предприятия общественного питания, голубцы, котлеты, пельмени, выпечку, кондитерские изделия. Во многих случаях автолавки довозят товар до дома, люди-то у нас очень пожилые, многим трудно даже до дороги дойти.

- Как в ближайшее время будет развиваться Шумячский хлебозавод?

- Сейчас на предприятии идет ремонт без остановки производственных мощностей. В сутки здесь производится до шести тонн хлеба. При наличии спроса можно увеличить выпуск до 15 тонн. Для этого не требуется никакой модернизации. Мы сохраним и завод, и его потенциальные мощности, которых хватит на много лет вперед. Наступит время, когда смоленские деревни начнут оживать, и система потребкооперации сыграет в этом не последнюю роль.

История мировой потребительской кооперации насчитывает почти два века, а российской - 187 лет. Все эти годы она существовала в постоянной конкуренции и выживала в жесточайших рыночных условиях. И всегда самым надежным способом борьбы с трудностями оставалась сплоченность рядов кооператоров. Не случайно девиз потребкооперации «В единении - сила!» Так было, есть и будет!


Автор: Андрей Завьялов







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
вчера, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров