«Как был колхоз, так и остался!»

Бизнес

Колхоз имени Урицкого Сафоновского района не сразу загремел на всю область рекордными достижениями на полях и фермах и переходящими красными знаменами. До того было много всякого, о чем иной раз трудно вспоминать. Многие люди, поднявшие его на нынешнюю высоту, живы и сегодня. Одни на пенсии, другие еще выходят на работу, как и их бессменный председатель Валентина Дмитриевна Комарова.

Видно, что работать тут умеют и про Бога не забывают, ухоженная деревянная церквушка у конторы всегда открыта для верующих или зашедших просто так… Здесь не делят людей на своих и чужих ни в поле, ни у алтаря. Живешь на этой земле - значит, свой, какой ни есть, от рождения и до тризны. Каких трудов стоило уберечь колхоз, когда держава пошла вразнос, знают только те, которые уберегли. Те, кто в мутные девяностые готов был, как в годы коллективизации, впроголодь работать за светлое будущее, понимая, что как раз они-то его могут и не увидеть. Те, кто твердо сказали «Нет!» творившемуся в стране беспределу и решили, что делить им нечего, а выживать лучше вместе.

«Барыней так и не стала»

…Сказала Валентина Дмитриевна Комарова, втискиваясь на заднее сиденье редакционной машины. А ведь почти полвека прошло, как она командует крупнейшим в области колхозом. И за меньшее время люди успевали забронзоветь во власти, а она все такая же, как и в 1963-м…

«Валентина Дмитриевна, а поедем в Никулино, - предлагаю ей, - туда, где начиналась ваша жизнь в этом колхозе». Потом спохватываюсь, наспех поправляюсь, мол, не жизнь, а работа или трудовая деятельность, как ее там… А она просто махнула рукой: не суетись, не оправдывайся. Правду сказал - жизнь. Чтобы колхоз поднять, надо было не работать, а жить работой, проблемами и нуждами людей, для которых эта земля - Родина.

И Комаровы так и жили, пока в 1973-м смерть не скосила ее мужа, Василия, который за десять лет председательствования поднял хозяйство из самых отсталых в области в передовые. А потом ее, едва пришедшую в себя от оглушительного горя, колхозники попросили возглавить колхоз. Народ у нас мудрый, все видит и ошибается редко. Вот и в этот раз попал в точку. С первого раза и почти на полвека.

Машина вырывается за Прудки и по гладкому асфальту шелестит покрышками на дамбе, построенной еще Василием Комаровым. И не скажешь, что это то самое место, где пятьдесят два года назад, при форсировании местной речушки, которую воробей переплюнет, застряла телега с пожитками Комаровых. Гужевое транспортное средство село так, что и хорошо покормленный накануне «двигатель» мощностью в четыре копыта ни на метр протащить его не мог. Как тогда выкарабкались, до сих пор непонятно. Но до железнодорожного переезда к ночи доехали, а там и до Никулина, которое на тот момент было колхозной «столицей», - рукой подать. Трудодни на новом месте начались для председательской семьи наутро, не успели скарб с телеги снять.

- Колхозники смотрели на нас и говорили, что вот председатель с женой приехали, корову с собой привели, кур, гусей, индюков, поросенка. Значит, останутся тут жить надолго, - вспоминает Валентина Дмитриевна.

Так оно и получилось. Люди по своим меркам выдали им «кредит доверия» и не ошиблись.

А вот и само Никулино. Такое же, как и раньше, только давно уж нет здесь клуба, магазина. Но осталась ферма для телочек сычевской породы, на которой всегда найдется место и зарплата для всех, кто не боится работы, да заколоченная изба хорошей соседки Комаровых, тети Вали - телятницы. Валентина Дмитриевна вовремя и толково объясняет водителю Диме, куда надо ехать. Да тут и недалеко. Вот он, председательский домик. Сегодня он уже обложен кирпичом. Три комнаты и два выхода: один - на улицу, другой - во двор. В целом 60 - 70 жилых «квадратов». По нынешним меркам, небогатая дача, а в то время - самый «крутой» на деревне дом. И рубленый сарайчик для скота рядом, хоть и покосился, но цел. Потом все это перешло по наследству местному пастуху.

На обратном пути заезжаем на ферму, где переминаются с ноги на ногу и опустошают кормушки телочки-сычевки. Скоро они пополнят колхозное стадо, а некоторые уедут поднимать надои в другие хозяйства. Все чисто, прибрано, левада для выгула крепко сколочена из местного березняка да ольшаника. Только с кормами нынче беда. От жары трава превращалась в сено прямо на корню, так что ни о каком втором укосе и речи не шло. Поэтому на зиму сенаж пришлось докупать в более благополучных районах.

Люди возвращаются

Следующий по курсу нашего движения животноводческий комплекс преподнес приятный сюрприз. У кормушек лихо орудовал вилами молодой мужчина, а чуть поодаль его ожидала с коляской и малышом беременная жена.

- Какой будет по счету? - спросила у будущей мамы Валентина Дмитриевна. Та не замедлила с ответом:

- За шестым поеду.

У входа в телятник нас встретили две молодые женщины. Поговорили о работе и привесах, от которых за- висят заработки. А они, несмотря на засуху, неплохие, а по прежним временам даже близки к рекордным. Тут же выясняется, что одной из них тоже в ближайшие месяцы «светит» декретный отпуск. Валентина Дмитриевна нарочито хмурится, но видно, что довольна. Если женщины в деревне не боятся рожать, значит, «не все так плохо в нашем королевстве» и у колхоза есть перспектива, тем более что молодежи в Прудках еще хватает. Некоторые ребята остаются здесь после школы, другие, попробовав городских хлебов, возвращаются назад. При въезде на центральную усадьбу Валентина Дмитриевна показала мне два симпатичных и довольно просторных домика. Их построили молодые семьи на госсубсидии, которые им положены при переезде на постоянное место жительства в село.

Где тут улица Комарова?

В Прудках на этот вопрос ответит каждый. Вариантов всего два: стоишь спиной к трассе Москва - Беларусь, значит - прямо и налево, а если лицом - то прямо и направо. В любом случае мимо не проскочишь, тем более что даже на центральной усадьбе эта улица - самая обустроенная. Ее для колхозников построил Василий Комаров. С виду – ничего примечательного – стандартные кирпичные одноэтажные домики на две семьи, проезжая часть заасфальтирована, так что здесь всегда чисто, независимо от сезонных распутиц.

Видно, что жители этой улицы - коренные прудковцы и никуда отсюда уезжать не собираются. И, самое главное, здесь есть то, что редко встретишь в других деревнях; по улице, сломя голову, стайками носится малышня. Увидели фотоаппарат и давай позировать, а заодно и объяснять дяде-фотографу, кто, кому и кем приходится.

А Валентина Дмитриевна времени даром не теряла. Строго сделала замечание местному предпринимателю, занимающемуся починкой машин, за то, что тот разложил на видном месте запчасти, поинтересовалась, кто построил во дворе красивую беседку… От председательского взгляда не ускользнуло ничего.

- А вообще, муж много строил, особенно когда решили центральную усадьбу перенести из Никулина в Прудки, поближе к автотрассе. Не только эту улицу, но и школу, Дом культуры, мемориал павшим воинам… Я это старалась продолжать. Деревня должна быть удобной и комфортной для жизни людей. У них и так нелегкий труд, так надо, чтобы бытовых проблем дома было поменьше.

Когда-то славу колхозу имени Урицкого принесли льняные поля. Эта неземная синева так запала в душу председателю, что Комарова каждый год отводила на своем огороде сотку земли под лен. Не для прибытка, а чтобы полюбоваться на него. Но в этом году не сеяла. Спрашиваю: «Почему?» В ответ – знакомый взмах рукой и горькие слова: «Хватит. Сколько же можно перебаливать?» Все правильно, но судя по тому, как это было сказано, до конца председательская душа льном не переболела. Точно так же, как никогда не очерствеет к людским судьбам, связанным с ее колхозом одной нитью.








Загрузка комментариев...
Читайте также
9 минут назад
Водитель одной из легковушек грубо нарушил правила дорожного...
54 минуты назад
В региональном УМВД рассказали подробности сегодняшней авари...
сегодня, 17:33
«Спасибо всем участникам субботника за подготовку нашей обла...
сегодня, 16:28
Новости партнеров