Впереди больше, чем пройдено! Сергею Григорьевичу Никольскому - 70 лет

Бизнес
Впереди больше, чем пройдено! Сергею Григорьевичу Никольскому - 70 лет

Жизнь - странная штука. Часто происходящее в ней не укладывается в рамки неумолимой логики, а то, что было вчера, и события, расстояния до которых измеряются десятилетиями, вдруг оказываются рядом, как бы продолжая друг друга. Так же получилось и у Сергея Григорьевича Никольского, генерального директора АО «Смоленский авиационный завод». До поры до времени он не думал не гадал, что окажется в Смоленске и возглавит коллектив предприятия, слава которого еще недавно гремела на весь СССР. И сделать этот шаг ему придется тогда, когда ранее процветавший завод встанет у черты, за которой оставались только два пути - «быть или не быть?». Но до этого выбора была целая жизнь…

Старая Москва, МВТУ им. Баумана, «Спартак»…

- Сергей Григорьевич, как вы считаете, что определило ваш жизненный путь? 

- Я появился на свет 16 февраля 1951 года в роддоме Первой градской больницы Москвы. Первые годы жизни прошли в деревянном доме, который в те годы стоял в самом начале Ленинского проспекта. В 1957 году нас снесли и переселили в 10-й квартал в Черемушках. Это уже было жилье с горячей водой из крана и прочими удобствами. К тому времени мои родители закончили текстильный техникум и получили направление на работу в город Пушкино, в 13 километрах от Москвы, где были текстильные предприятия. Туда мы и переехали. Потом австрийцы построили там новейший химзавод, который обеспечивал обычной кухонной клеенкой почти весь Советский Союз. Мама работала на нем заведующей производством. Отец стал директором одной из текстильных фабрик. А я к тому времени закончил среднюю школу №7 города Пушкино.

- Наверное, были отличником?

- Нет, не хватало трудолюбия, но «троек» в аттестате не было. На серебряную медаль тоже не потянул. Зато успешно поступил в МВТУ им. Баумана, набрав на один балл выше проходного, при конкурсе 3,5 человека на место. Учиться было трудно. Методология загрузки студента за полторы сотни лет существования учебного заведения была отработана до мелочей. Материал давался нам в таком объеме, что если неделю «просачковал», то закрыть этот пробел до конца семестра было почти невозможно. Помогло то, что в школе я хорошо успевал по черчению, поэтому с ходу читал любые чертежи во всех проекциях. А в МВТУ как раз это все было очень важно. Но хочу сказать, что МВТУ им. Баумана - это лучший вуз страны! Говорю так потому, что не знаю ни одного выпускника Баумановского училища, кто впоследствии остановился бы в своем развитии. Все продвинулись на важные руководящие должности, что прежде всего говорит о качестве обучения.

- В студенческие годы спортом увлекались?

- Футболом, для меня и сейчас это главный вид спорта. Выступал даже за сборную МВТУ. Играл много, увлеченно. А когда мне исполнилось 19 лет, даже ездил тренироваться на базу «Спартака» в Тарасовку, и тренер Никита Симонян смотрел меня на предмет игры в дубле знаменитой команды. Но вмешался отец и поставил условие: «Или учеба, или спорт». И я выбрал первое, тем более что уже было травмировано колено. Но до сих пор болею за «Спартак». С удовольствием вспоминаю годы, когда с пацанами ездили на велосипедах из Пушкино в Тарасовку смотреть футбол. Уже тренируясь в дубле «Спартака», встречался с такими футбольными знаменитостями того времени, как Геннадий Логофет, Николай Осянин, Галимзян Хусаинов, Евгений Ловчев… Помню, как они в 1969 году выиграли 31-й чемпионат СССР, победив киевское «Динамо» со счетом 2:1! Тогда вся Москва «на ушах стояла»! У известной всей стране команды была традиция - игроки ехали на матч не на автобусе, а на электричке. Первый вагон из Пушкино освобождался - болельщики туда никого не пускали, а в Тарасовке в него садилась вся команда. Приезжали в Москву на Ярославский вокзал, а там уже футболистов ждал автобус и вез их до стадиона. А болельщики, проводив своих кумиров «на бой», мчались к телевизорам.

Хотел в космонавтику - попал в авиацию

- Что привело вас в авиастроение?

- По образованию я инженермеханик, а моя специализация - «Электрореактивные плазменные двигатели». Трудовую деятельность начинал в Калининграде в НПО «Энергия», сейчас это РКК «Энергия». Там работал технологом на сборке сближающих и корректирующих двигательных установок летательных аппаратов. Это было связано с космическими полетами. Само собой разумеется, написал заявление в отряд космонавтов, даже успешно прошел медкомиссию. Так что в анналах истории космонавтики мой след остался. Но в отряд покорителей Вселенной меня не зачислили. Из нашей компании (все трое были одного возраста: я, Виктор Маслов и Муса Манаров) зачислили только Мусу. А нас призвали в армию, о чем я совершенно не жалею. Попал служить в систему военных представительств военно-воздушных сил или, проще говоря, в систему военной приемки. Первая должность - младший военпред. Потом закончил Академию им профессора Н. Е. Жуковского, факультет авиационного вооружения, где готовили руководящий инженерный состав. По завершении учебы, в 1984 году, был направлен в областной город Киров на завод имени ХХ партсъезда, где служил в военном представительстве.

Соглашаясь, знал, на что иду»

- Сергей Григорьевич, какие пути привели вас в Смоленск?

- Все началось с того, что мне предложили место директора машиностроительного завода в городе Дубне. Предприятие надо было «поднимать» из кризиса. Я согласился, а потом к нам в гости приехал генеральный директор Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Викторович Обносов. Тогда мы с ним и познакомились. Он походил по заводу и, спустя некоторое время позвонил, пригласил приехать. Встретились, поговорили, и Борис Викторович предложил мне перейти в Корпорацию и поехать работать в Смоленск, на авиационный завод. Я прекрасно знал о состоянии завода, но согласился. Теперь ничуть не жалею о том, что так сложилось.

27 января 2012 года состоялся Совет директоров, на котором меня назначили генеральным директором Смоленского авиационного завода, а с 1 февраля я уже приступил к исполнению своих обязанностей. Главной задачей на тот момент было сплотить людей. Что может сделать один директор? Кричать, ругаться? Основную-то работу выполняет коллектив. А для этого должны быть единые желания, устремления. У нас получилось создать команду, которая стала основой всего коллектива исключительно благодаря тому, что, как я считаю, руководящий состав здесь - один из лучших среди предприятий Корпорации. Мы приобретаем новое оборудование и технологические линии по госпрограммам и за счет собственных средств, предприятие хорошо оснащено, сделан большой шаг по обновлению станочного парка. Но самое главное - на заводе много толковой молодежи, которая хочет работать и нормально зарабатывать. В последние годы у наших рабочих - самая высокая зарплата среди всех предприятий отрасли в регионе.

Было очень трудно, но в итоге мы справились! Завод жив и вполне может делать самолеты! И это не только моя заслуга. Поэтому, когда в Кремле я получал орден Александра Невского, в ответном слове поблагодарил правительство за высокую оценку работы ВСЕГО НАШЕГО КОЛЛЕКТИВА и подчеркнул, что носить эту награду президент страны поручил мне как директору.

- В каком направлении предприятие будет развиваться дальше?

- Планируем выполнять оборонные заказы по производству уникальной, специальной авиационной техники. Завод в нормальном состоянии, может строить самолеты для гражданской авиации, но, к сожалению, заказчиков пока нет. Верю, что придет время, когда жизнь заставит снова обратиться к малой авиации и смоленские авиастроители начнут выпускать необходимые для страны гражданские самолеты.

В наших цехах стоит летающий экземпляр Ан-2 100, который очень пригодился бы в Сибири, Якутии, в дальневосточных районах, да и повсюду, где есть огромные и труднодоступные территории.

Надеюсь, что не закончилась судьба таких перспективных разработок, как учебно-тренировочный самолет с обратной стреловидностью крыла СР-10, универсальный СМ 92 Т, способный взять на борт до семи пассажиров (вместе с пилотом). Его можно использовать для санавиации, противопожарных мероприятий, в качестве разведчика. Но для постановки любой машины на производство нужны средства. И, поверьте, придет время - эти деньги найдутся! Не может такая огромная страна, как Россия, прожить без малой авиации.

Так что у Смоленского авиационного завода впереди большое будущее, и задача руководителей нашего поколения - заложить фундамент для того, чтобы это будущее обеспечить.


Автор: Андрей Завьялов







Загрузка комментариев...
Читайте также
35 минут назад
Смоленской региональной общественной организации ветеранов л...
сегодня, 14:44

Инцидент произошел сегодня, 19 апреля, на улице 25 Сентября....

Новости партнеров