Россия и Польша разобрались с трагическим прошлым, а Путин заинтересовался смоленскими дорогами

Политика
Встреча Владимира Путина и Сергея АнтуфьеваКатынская трагедия долгие годы оставалась камнем преткновения в российско-польских отношениях. Накануне 65-летия Победы, видимо, российское руководство решило расставить точки над «и», чтобы ничто не омрачало общий праздник. Премьер-министр Владимир Путин встретился со своим польским коллегой Дональдом Туском в мемориальном комплексе «Катынь» в день 70-летия расстрела польских офицеров.
Пожалуй, квинтэссенцией всего произошедшего 7 апреля стал ответ на вопрос, прозвучавший на пресс-конференции: можно ли сказать, что проблема Катыни снята с политической повестки дня и что над ней теперь должны работать историки и архивисты.

Владимир Путин:
- Мы исходим из того, что правда очищает... И я очень рассчитываю на то, что сегодняшнее мероприятие, действительно, выведет за скобки политической жизни эти трагические события прошлого, никому не позволит спекулировать на них, но создаст возможность для плодотворного и, действительно, взаимовыгодного, честного, перспективного сотрудничества на многие-многие десятилетия.

Дональд Туск:
- Мы убеждены в том, что примирение требует правды. Для нас всех очень важно, чтобы катынское преступление не было бременем, которое осложняет отношения между Россией и Польшей ...Память об этом преступлении перестает быть бременем именно потому, что больше и больше людей имеют смелость говорить правду.
Интерес к встрече на столь высоком уровне со стороны мировых СМИ был очень высок - и судя по количеству журналистов приехавших посмотреть на примирение России и Польши, и по количеству опубликованных уже на следующий день статей. Наверное, оценку геополитическому значению этого события должны дать политологи. Скорее всего, свое мнение выскажет и польский президент Лех Качиньский, известный жесткой позицией по поводу событий 70-летней давности, который приезжает в Смоленск в субботу. Но наряду с заголовками типа «Россия и Польша разобрались с трагическим прошлым», «Путин разрубил «Катынский узел», в зарубежных газетах встречаются и такие: «Россия делает два шага вперед и один назад в вопросе о Катынской трагедии», «Россия не хочет открывать архивы по Катынскому делу».
Для нас же важен сам факт прибытия национального лидера в областной центр. Тому, кто не был какое-то время на территории Катынского мемориала, трудно было его узнать. Помимо нескольких павильонов для гостей, там возвели «крышу» над фундаментом храма Воскресения Христова, который планируют построить в течение года.
Долгая очередь у входа на «режимную» территорию за ограждения. После тщательного досмотра с металлоискателями и прохода через «рамку», журналисты оказываются на площадке с макетом будущего храмового комплекса.
Родственники расстрелянных в Катыни поляков, которых можно узнать по красно-белым катынским значкам, больше двух сотен журналистов, официальные лица, представители «Роснефти», которая финансирует строительство храма, и много-много сотрудников органов в штатском. Помимо российской и польской речи слышна немецкая, английская, итальянская, японская... Броуновское движение в периметре прерывает сигнал: «Подъезжают».
Около 15 часов правительственные кортежи прибывают с аэродрома «Северный». Российский и польский премьеры со свитами проходят вглубь мемориала, по «левой» дорожке, в польскую часть. Оттуда доносится траурная музыка, потом - звуки российского (советского) гимна. У камня, от которого расходятся лучи аллей - в секторе, где остается большинство журналистов (передвижение в «режимной» зоне жестко лимитировано) - все, в том числе поляки, встают. Вскоре лидеры стран перемещаются правее в глубине территории («На русские могилки пошли», - комментирует кто-то из присутствующих), и через некоторое время выходят к камню, где обращаются к присутствующим с речами.
После этого идут на стройплощадку храма. Кто-то говорит, что Путин преклонил колени в польской части мемориала. Потом выясняется, что это действительно так.
- Символично, что мы закладываем этот храм в пасхальные дни, причем когда Пасха совпадает и у православных христиан, и у католиков. ...Здесь будут размещены иконы, одинаково почитаемые как в Русской Православной церкви, так и в католической церкви, в особенности в Польше. И это будет еще одним символом, объединяющим наши народы, - сказал Владимир Путин на церемонии закладки камня в основание храма.
Среди вип-персон в церемонии приняли участие экс-президенты Польши Лех Валенса, Тадеуш Мазовецкий, режиссер Анджей Вайда, вице-премьер Игорь Сечин, полпред президента в ЦФО Георгий Полтавченко, несколько министров, глава «Роснефти» Сергей Богданчиков, губернатор Сергей Антуфьев, епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт...
Затем кортежи умчались в сторону Смоленска. Журналисты рассаживаются по автобусам. Людей в милицейской форме становится заметно больше. Кто-то в местных жителях, которые наблюдали за церемонией закладки храма с остановки и прямо из-за ограждения, поставленного всего в нескольких десятках метров от стройплощадки, узнал курсантов Гнездовского филиала Московского университета МВД...

Владимир Путин: А дорогами-то в городе у вас занимается кто-нибудь?

Помимо мероприятий в Катыни в этот день прошли переговоры премьеров, их встреча с экспертами российско-польской группы по сложным вопросам, в Доме советов состоялось заседание оргкомитета по подготовке празднования 1150-летия Смоленска под председательством вице-премьера Дмитрия Козака. А после пресс-конференции в здании администрации области, которую дали Владимир Путин и Дональд Туск, российский премьер провел рабочую встречу в губернатором Сергеем Антуфьевым. Было уже около 22 часов.
Сначала Владимир Владимирович поинтересовался итогами социально-экономического развития региона. Губернатор рассказал ему о том, что экономика Смоленщины выходит из кризиса. Это видно по росту доходов консолидированного бюджета (по первому кварталу - плюс 124% к запланированному; 146% по налогу на прибыль), индекс промышленного производства к соответствующему периоду 2009 года составил 117%. Если на 1 января соотношение на рынке труда было на одно место - 5,8 заявлений, сейчас - 3,8. О том, что очень существенной оказалась помощь федерального центра в оздоровлении экономики - и по программе поддержки занятости, и по капремонту многоквартирных домов и переселению из ветхого жилья, и в том, что касается поддержки конкретных предприятий, в частности, ОАО ПО «Кристалл».
- А дорогами-то в городе у вас занимается кто-нибудь? - поинтересовался у губернатора Владимир Путин.
- Эта проблема у нас достаточно острая. Понимая, что нужно здесь делать рывок, мы в этом году взяли кредит...
- На таких дорогах рывка не сделаешь.
- Тут проблема имеет две стороны. С одной стороны - нехватка денег, с другой - качество строительства дорог.
- Качество материалов.
- Построили дорогу - через год мы говорим о том, что она опять непроезжая. Нам никогда никаких денег не хватит, если мы будем так строить. Дорожники на меня обижаются. Но я говорю, что с такими технологиями и с таким исполнением технологических процессов мы никогда дорог не построим. Тем более в городе Смоленске и в Смоленской области достаточно разветвленная сеть дорог - мы транзитный регион. У нас 700 км. федеральных дорог и 8 с лишним тысяч наших региональных.
Выходя из здания, мы увидели, что на площади Ленина еще толпятся люди десятков человек в надежде увидеть российского национального лидера.
 
Прямая речь

Владимир Путин:

«В этой земле лежат советские граждане, сгоревшие в огне сталинских репрессий тридцатых годов; польские офицеры, расстрелянные по тайному приказу; бойцы Красной Армии, казненные нацистами во время Великой Отечественной войны. Катынь неразрывно связала их судьбы... Они обрели покой, но не забвение, потому что не может быть стёрта из памяти мученическая смерть невинных жертв, не может быть спрятана правда о преступлениях».
Дональд Туск:
«...Мы все, поляки, в каком-то смысле составляем одну большую катынскую семью. Не только те, кто потерял здесь своих близких, а среди нас присутствуют и такие, но мы, как поляки, также желаем помнить (не только здесь, в Катыни) и о других народах. И наши потери, и опыт союзничества должны нас сближать. Мы не имеем морального права оставить будущим поколениям груз недоверия друг к другу. В современном мире в Европе XXI века просто нет альтернативы подлинному добрососедству между народами Польши и России. Этот выбор по-настоящему достоин двух наших народов, которым суждено быть рядом, достоин нашей общей трагической, но великой судьбы».
 
Стенограмма начала встречи В. В. Путина и С. В. Антуфьева:

В. В. Путин: Сергей Владимирович, как у вас начался год, как Вы оцениваете ситуацию в экономике, в социальной сфере, как ситуация на рынке труда с рабочими местами, с выплатой заработных плат и в экономике, и в бюджетной сфере? Какие проблемы считаете особенно острыми и какие у Вас есть вопросы ко мне?
С. В. Антуфьев: Владимир Владимирович, первый квартал этого года показывает, что ситуация выправляется. Я это сужу по поступлениям доходов в консолидированный бюджет. Мы по первому кварталу получили к планируемому плюс 124%. И что очень важно - мы получили 146% по налогу на прибыль. Это явный индикатор, который говорит о том, что идет оздоровление именно в реальном секторе.
По двум месяцам у нас индекс промышленного производства к соответствующему периоду 2009 года составил 117%. Это такой положительный сигнал к тому, что ситуация меняется. У нас на 1 января этого года напряжение на рынке труда было: на одно, будем говорить, место -5,8 заявлений. Сейчас уже - 3,8.
Несмотря на то, что все-таки у нас уровень безработицы еще 2%, эти сигналы говорят о том, что ситуация выправляется. Конечно, большой поддержкой была принятая по решению Правительства программа по снижению напряжения на рынке труда.
В. В. Путин: Сколько вам денег выдали?                                                              
С. В. Антуфьев: Мы получили в прошлом году 110 млн. Это позволило нам создать более 8 тысяч общественных рабочих мест, переобучить людей.
У нас два больших предприятия были особенно проблемные - это автоагрегатные предприятия. Рославльский завод, где почти 5 тыс. работающих, который производил тормозную аппаратуру, топливную аппаратуру. И там пришлось более 2 тысяч человек переводить на общественные работы. Мы направили на это более 20 млн., но нам удалось сохранить коллектив и (это практически градообразующее предприятие) сохранить социальную обстановку в этом городе.
И у нас такой же автоагрегатный завод в Смоленске. Так что эта программа позволила нам ситуацию держать.
В. В. Путин: Главное - не потерять людей, специалистов, потому что в период восстановления производства они все потребуются.
С. В. Антуфьев: Владимир Владимирович, у нас еще есть одно такое уникальное предприятие - это Акционерное общество "Производственное объединение "Кристалл" по огранке алмазов. Вот там, действительно, ситуация была напряженной, потому что рынок рухнул, практически обвалился. И то, что было решение Правительства, и выделили по 5 млрд, - это позволило сохранить коллектив и, главное - специалистов. Потому что там несколько лет готовят специалистов.
Если бы сейчас мы этот коллектив потеряли - предприятие, которое нам в региональный бюджет давало ежегодно более 10 млрд... Поэтому антикризисные меры Правительства оказались очень своевременными. Я хочу Вам сказать спасибо за поддержку регионов.
В. В. Путин: Как в здравоохранении у вас?
С. В. Антуфьев: Мы за эти два года, когда Вы мне поручили заниматься регионом, достроили хирургический корпус областной больницы (его 8 лет не могли достроить), в прошлом году сдали две поликлиники. Мы вошли в федеральные программы по сосудистым заболеваниям, получили оборудование на 252 млн, добавили еще своих 80 и создали три сосудистых специализированных отделения - послеинсультных. Создали областной центр. Вошли в программу "Кровь". Получили из федерального бюджета 105 млн, добавили своих - закупили передвижные фабрики крови.
У нас есть такая проблема, это проблема российская. Мы, опять же по программе из областного бюджета, закупили семь маммографов. Вы знаете эту проблему заболеваний. У нас есть одна еще достаточно-узкая проблема - это туберкулез. К сожалению, это социальная болезнь. Мы приняли региональную программу по туберкулезу. Я думаю, что в этой ситуации мы сможем тоже.
Конечно, здесь очень сильно нам помогает приоритетный национальный проект -здравоохранение. У нас благодаря этому проекту средняя зарплата врача уже 23 тысячи, медицинского персонала - почти под 12 тысяч. Конечно, это способствовало тому, что у нас кадры закрепляются. Конечно, когда человек получает достойную зарплату, у него и отношение соответствующее.
В. В. Путин: Сергей Владимирович, Вы получали средства из Фонда жилищно-коммунального хозяйства на ремонт многоквартирных домов, на городскую инфраструктуру?
С. В. Антуфьев: Так получилось, что мы за полтора года, только в 2008 году вскочили в последний вагон поезда. Мы за эти полтора года получили 1 млрд 200 млн и в этом году защитили еще программу на 880 млн по ремонту жилого фонда, инфраструктуре и, что очень важно, на переселение из аварийного жилья. Нам удалось в прошлом году переселить из 78 квартир более 1000 людей. И мы "ликвидировали 17 тыс. квадратных метров аварийного жилого фонда. Это, в принципе, почти четвертая часть нашего аварийного жилого фонда.
В этом году мы планируем не снижать темпы. И выйдем больше чем за 50%. Я считаю, что это была очень эффективная программа -185 федеральный закон. Мы, действительно, я считаю, сделали перелом в жилищно-коммунальном хозяйстве благодаря этой программе.
В. В. Путин: Прежде всего, это касается расселения и ремонта.
С. В. Антуфьев: Да.
В. В. Путин: А дорогами-то в городе у вас занимается кто-нибудь?
С. В. Антуфьев: Эта проблема у нас достаточно острая. Понимая, что нужно здесь делать рывок, мы в этом году взяли кредит...
В. В. Путин: На таких дорогах рывка не сделаешь.
С. В. Антуфьев: Тут проблема имеет две стороны. С одной стороны - нехватка денег, с другой -качество строительства дорог.
В. В. Путин: Качество материалов.
С. В. Антуфьев: Построили дорогу - через год мы говорим о том, что она опять непроезжая. Нам никогда никаких денег не хватит, если мы будем так строить. Дорожники на меня обижаются. Но я говорю, что с такими технологиями и с таким исполнением технологических процессов мы никогда дорог не построим. Тем более в городе Смоленске и в Смоленской области достаточно разветвленная сеть дорог - мы транзитный регион. У нас 700 км. федеральных дорог и 8 с лишним тысяч наших региональных.                         
В. В. Путин: На это нужно обратить внимание сейчас. Эта проблема на поверхности лежит.

Фоторепортаж можно посмотреть здесь.







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
сегодня, 21:12
36 минут назад
Автомобиль с нелегальным грузом двигался со стороны Республики...
сегодня, 20:48
Мероприятие реализуется в рамках федерального проекта «Профессионалитет»....
Новости партнеров