Франчайзинг в Смоленске. С чем это едят?

Новости
Франчайзинг в Смоленске. С чем это едят?

Если говорить простыми словами, то франчайзинг - это возможность открыть свой магазин или кафе, но с вывеской известной компании. При этом вам помогут найти помещение, подобрать персонал, сделать ремонт, определиться с поставкой продуктов… Но за это вы должны заплатить: чаще всего (но не всегда) - начальный взнос, а потом ежемесячные отчисления.

Успех такой модели среди предпринимателей понятен: при минимальных затратах можно получить практически готовый бизнес.

«Франчайзинг - эффективная технология ведения предпринимательской деятельности, которая набирает популярность среди бизнес-сообщества Смоленской области, - утверждает президент Смоленской торгово-промышленной палаты Владимир Архипенков. - Эта форма подходит как для начинающего предпринимателя, так и для тех, кто уже давно является владельцем своего бизнеса. Причем большое количество франшиз связано со сферой общепита».

Но вести бизнес по франшизе не так уж просто, а трезво оценить свои возможности могут не все. «Франшиза хорошо подходит для первого опыта,- считает директор «Додо Пицца» в Смоленске Владимир Горецкий. - Вам дадут бизнес «под ключ», некий свод правил, что и как нужно делать. Но ведь не все любят, чтобы им диктовали условия, правда?»

Давайте разберемся на примере «съедобных» компаний Смоленска.

Советы начинающим

Безусловно, покупка франшизы - один из самых быстрых и безопасных способов начать свой бизнес. «Я рассматривал варианты работы по франчайзингу исключительно известных брендов, которые отсутствуют в моем городе, - рассказывает совладелец ресторана быстрого обслуживания Subway в Смоленске Евгений Иванов. - В моем случае компания уже имела сеть в 107 странах мира, а значит, это был заведомо выигрышный вариант».

Рынок франчайзинга действительно набирает обороты как в мире, так и в России - количество новых точек знаменитых компаний растет, как грибы после дождя. Но не всегда все идет так гладко: они как появляются - так и исчезают.

«Ежемесячно в стране закрывается семь точек Coffee-Like. И открывается - семь, - подытоживает директор кофеен в Смоленске Алексей Войтов. - Причина, на мой взгляд, связана с низкой платой за «вход». Это значит, что франшизу покупают начинающие молодые предприниматели. А они часто переоценивают свои силы».

Увы, затраты на старте всегда превышают ожидания. Покупать готовый бизнес лучше на свои накопления и не прибегать к помощи банков.

«Первую пиццерию я открыл на кредитные деньги, - признается Владимир Горецкий. - Работал тогда на Смоленской чулочной фабрике и под свою зарплату набрал потребительских кредитов сразу в нескольких банках. Когда я наконец-то открыл первое кафе, выяснилось, что денег не хватает. Чтобы помочь, кредит в 300 тысяч взяла моя мама… Никому не рекомендую так делать. Такие истории не всегда хорошо заканчиваются».

«Чтобы купить франшизу на студию рисования, я взяла миллионный кредит, - говорит Анастасия Хиль. - И отдавать его оказалось сложно».

«Обращайте внимание на отзывы тех, кто уже взял франшизу, - советует Владимир Горецкий. - Надо обязательно ехать на места и спрашивать: «Ребята, с какого месяца вы начали зарабатывать деньги? Сколько вложили в это дело?»

Другой важный компонент успеха - нужно проанализировать все интересные вам концепции и выбрать наиболее подходящий проект.

«Вы должны выбирать только из того, что сами знаете и любите, а не то, что нравится другим. Я, например, всегда мечтал приехать в Смоленск и утолить свой аппетит вкусным сэндвичем и салатом», - вспоминает Евгений Иванов.

Детально и взвешенно нужно подходить не только к своим возможностям, но и к выбору места, на котором вы хотите играть.

«Нужно четко понимать особенности рынка, на который вы выходите, - говорит Владимир Горецкий. - У нас был хороший опыт в Калуге: это богатый регион по сравнению со Смоленщиной. А вот в Москве большая конкуренция, сложно. Но там зато бездонный рынок… Без сюрпризов в России не обходится. Мы открылись в Вязьме, и это был такой успех по выручке, которого не было ни в одном другом городе! Теперь подумываем над тем, чтобы пойти в малые города - Гагарин, Сафоново…»

Регионы диктуют моду?

Если раньше франшизы зарождались в двух столицах - Москве и Санкт-Петербурге, то теперь они все чаще возникают в регионах, а потом потихоньку завоевывают крупные города. Несколько лет назад смолянин Алексей Войтов придумал и основал компанию «Центр Суши».

«Пять лет назад я начал продавать горячую кукурузу, - говорит Алексей Войтов. - Спустя три года продавал виагру. Теперь я варю хороший кофе, потому что купил франшизу. И продаю суши, потому что сам придумал бизнес и продаю франшизы».

Придумать бренд и создать хороший продукт - это еще полдела. Главное - определиться, как и чем вы будете удивлять клиентов.

«Для начала нужно придумать, чем ваш продукт будет отличаться от других, - говорит Алексей Войтов. - Если вы с этим не определитесь, то и начинать не стоит. Мы сами долго над этим думали. Анализируя рынок Смоленска, увидели, что все предлагают маленькие порции, и решили, что привлечем клиентов размером. Поэтому мы вышли на рынок с лозунгом «Только большие роллы». Но потом от этого сами ушли. Все оказалось куда прозаичнее… В среднем, чтобы бесплатно получить роллы на дом, нужно сделать заказ на 500 - 600 рублей. Это во многом останавливает людей для первичного заказа. Они еще не знают, понравится ли им продукт, и боятся рисковать. И вот тогда мы придумали сделать доставку бесплатной. Это тоже риск: она окупается, только когда заказ оформляется от 500 рублей. Но, несмотря на то что мы доставляем от 1 рубля, средний чек на доставку составляет 700 - 800! Без казусов, конечно, не обходится: на улице Багратиона живет женщина, которая заказывала себе один и тот же ролл каждый день… Нам было очень невыгодно к ней ездить, кроме того, она могла звонить и говорить: «Знаете, мне кажется, что вы туда того-то недоложили…» С недавних пор она заказывает не один, а два ролла. Уже легче» (улыбается).

Франшизы Алексея Войтова с успехом «работают» в Белоруссии, Подмосковье, Псковской и Тверской областях… Но рост сети предприниматели не всегда воспринимают положительно.

«У нас были предложения из Новосибирска и Сургута, но мы им сознательно отказали, - признается Алексей. - Потому что контролировать уровень сервиса на таком расстоянии сложно. Куда проще делать это даже в Беларуси - в Полоцке и Минске, где есть наши точки. Мы столкнулись с болезнью роста - не можем контролировать бизнес-процессы на расстоянии, потому что нам надо сначала укрепить управляющую компанию».

В основе этого укрепления во многих успешных компаниях - хорошо налаженная система аудита и тайных покупателей, автоматизация заказа и камеры в режиме онлайн на кухнях… Если франчайзеру что-то не нравится, он может «отозвать» франшизу.

«Сейчас «Додо Пицца» закрывает в Подмосковье два кафе по своей инициативе, - говорит Владимир Горецкий. - Владельца компании не устраивает качество продукта. А это всегда стоит во главе угла. Именно поэтому обязательное условие ввода в бизнес - потенциальный франчайзи должен отработать на кухне в сыктывкарском ресторане месяц».

А что потом?

Статистика уверенно настаивает на том, что в России растет число франшиз в сфере общественного питания. И Смоленск шагает в ногу со временем. «В ближайшие годы в городе будет развиваться рынок доставки, - утверждает Владимир Горецкий. - У нас очень небольшое количество точек общепита на душу населения. Мы и близко не подошли по этим показателям к Европе. А уж до Америки с Китаем - очень далеко…»

 

СПРАВКА «РП»

Франчайзер - владелец франшизы, компания, которая использует франчайзинговую систему для развития своего бизнеса и популяризации торговой марки.

Роялти - вид лицензионного вознаграждения, периодическая компенсация, как правило денежная, за использование франшиз.

Франчайзи - предприниматель, который покупает право на продажу товаров и услуг под определенным брендом.


Автор: Мария Демочкина


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
21 минуту назад
Инцидент, который вполне мог бы закончиться трагедией, произ...
52 минуты назад
Жителям областного центра осталось «перезимовать» в своих кв...
сегодня, 09:36
На базе этнографического парка-музея «Этномир» стартовал Меж...
сегодня, 09:22
По крайней мере, так утверждают результаты мониторинга на са...

Опрос

Большинство россиян, не имеющих никаких сбережений, готовы начать копить при доходе от 35 тыс рублей на каждого члена семьи. Это следует из опроса СК «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие». Как вы считаете, сколько нужно получать, чтобы копить?



   Ответили: 319