Оправданный риск смоленского АПК

Новости

На брифинге начальник областного департамента по сельскому хозяйству и продовольствию Татьяна Рыбченко развенчала постсоветские мифы, благодаря которым мы все еще видим село в безнадежно упадническом состоянии. Этот сельскохозяйственный год смоленские аграрии завершают успешно, а по некоторым позициям и обгоняют среднероссийские показатели.

Миф первый: село - это «черная дыра», куда бесполезно вкладывать деньги

Абсолютно верное утверждение для тех руководителей, которые пытаются вести дело по старинке, игнорируя современные технологии. Там, где на поля вышли энергонасыщенные тракторы, мощные почвообрабатывающие комплексы, применяются новейшие агротехнические приемы, а руководят всем этим ученые-агрономы, не чурающиеся последних достижений науки, все обстоит наоборот. Производство становится высокотехнологичным, экономически эффективным и не требует того количества рабочих рук, которое нужно было, когда старенький трактор «Беларусь», пыхтя и надрываясь, сдабривая пашню черными масляными пятнами из собственной «гидравлики», волок за собой по полю двух-, трехлемеховую «соху».

Вкратце обрисовывая обстановку на полях, Татьяна Ивановна особенно подчеркнула, что, благодаря инновациям в растениеводстве, Смоленщина наконец-то ушла от стереотипного выращивания овса, заменив его на пшеницу.

Миф второй: Смоленщина - область высокорискованного земледелия, и пшеницу у нас лучше не сеять

В агробизнесе, как и любом другом, риски, конечно, есть. Не будем спорить, что в нашей области их все же несколько больше, чем, например, в Краснодарском крае. И все же Смоленщина оказалась в числе четырех регионов ЦФО, которые на своих полях в нынешнем сезоне сработали с «плюсом». Уже можно уверенно сказать, что валовой сбор зерна превысит 250 тыс. тонн, что на 3%, или на 1 ц/;га, больше, чем в 2014-м. Только Починковский район собрал 71 тыс. тонн зерна, или около 30% от всего намолоченного. В передовиках - Гагаринский и Новодугинский муниципалитеты. А произошло это во многом благодаря тому, что главное место на полях заняли пшеница и ячмень. Правда, непонятно, почему со сцены тихо исчезает тритикале…

Если взглянуть на ретроспективу вопроса, то наступление «царицы полей», которая считалась золотым козырем южных районов и целины, в Смоленщине началось с 2010 года. Тогда пшеница дала 15% всего зернового вала, а к 2015-му ее доля выросла уже до 41%. Таких урожаев, как в нашем регионе (в некоторых хозяйствах, например в СПК «Дружба» и других, - до 50 ц/;га) эта культура и на целинных пашнях не дает.

Ячмень тоже показал себя молодцом, превысив среднероссийский показатель урожайности на 30%. Так что риски, даже в условиях нынешней засухи, отступили перед новыми технологиями и жесткой производственной дисциплиной, практикуемыми в передовых хозяйствах.

Миф третий: есть районы-«паровозы», которые своими показателями «вытаскивают» всю область

В прежние времена так и было. Создавались колхозы-миллионеры, на примере которых учили середнячков и отстающих. Так шло десятилетиями, и только гений отдельных руководителей мог поставить посредственные хозяйства на более высокую планку. Может быть, из-за такого кабинетного администрирования и развалилась казавшаяся незыблемой колхозно-совхозная система?

Теперь же уровень развития того или иного хозяйства зависит от предприимчивости его руководителя или собственника. Например, в 2005 году урожайностью от 20 ц/га могли похвастать всего 12 хозяйств, или 5% от их общего числа. В 2015-м от 25 до 40 ц/га «взяли» уже 35 коллективов, или 17% от общего числа сельских товаропроизводителей региона.

Да, и сегодня есть районы - Гагаринский, Новодугинский, Починковский, - которые можно не кривя душой назвать в плане сбора зерна валообразующими. Но если сравнить оперативную отчетность департамента, то явно просматривается тенденция не только к росту средней урожайности зерновых, но и к тому, что все больше муниципальных образований начинают серьезнее относиться к агропроизводству. Вместе с урожайностью растет количество посевных площадей, интенсифицируется заготовка кормов… Область снова становится аграрной.

Миф четвертый: в деревне нечего делать

Но для тех, кто в принципе не хочет работать, и в городе оставаться нет смысла. Сегодня профильный областной департамент призывает молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием ехать работать на село. Ежегодно для них строятся порядка 60 индивидуальных жилых домов, им выплачивают денежную компенсацию к зарплате и подъемные более 200 тыс. рублей.

Требуются механизаторы, доярки, полеводы… Нужны работники всех специальностей. В крепких хозяйствах с весны по осень зарплата доходит до 50 - 60 тыс. рублей. Да, рабочий день ненормированный и в отпуск летом вряд ли сходишь, но жить в нормальных условиях, в собственном доме, имея участок земли, с которого вполне можно обеспечить свою семью, - вполне реальная перспектива. И главное, безработица и сокращения тут никому не грозят. А социальное обустройство деревень можно охарактеризовать всего одной цифрой - ежегодно Смоленская область вводит в строй 120 сельских объектов газоснабжения. Это больше, чем в каком бы то ни было регионе ЦФО.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
вчера, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров