Контрабандистам «дают прикурить». Смоленские таможенники показали, как борются с проблемой «левых» сигарет

Новости

За прошлый год и первый квартал 2022-го сотрудники таможенной службы изъяли около 34,7 млн пачек нелегальных белорусских сигарет.

В топе антирейтинга

В прошлом году в России провели самое масштабное в истории исследование нелегального оборота табака. По данным Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (учрежденного Правительством РФ), по итогам девяти месяцев 2021 года доля незаконного оборота на рынке табачной продукции составила 11,5%.

При этом Смоленщина оказалась в топе антирейтинга регионов страны по этому показателю.

Первую строчку заняла Псковская область (44,8 %), на второй - Республика Дагестан (43 %), «серебро» - у Ростовской области (37,5 %). «Почетное» четвертое место поделили Чеченская Республика и как раз-таки Смоленская область - доля левых сигарет составила по 30,8%.

 

Легальный бизнес бьет тревогу

Президент Ассоциации малоформатной торговли (АМТ), глава комитета по торговле общероссийской общественной организации МСП «Опора России» Владлен Максимов сообщил, что по оценкам бизнеса, розница теряет порядка 10 млрд рублей в год из-за нелегальных сигарет. Часть - недополученная на легальных сигаретах маржа (это разница между себестоимостью товара и ценой, по которой продают товар).

Но и это не главная проблема. Дело в том, что сигареты - важнейшая трафикообразующая категория товаров. Другими словами, табак может не давать большого вклада в прибыль, но с точки зрения многих покупателей он просто обязан быть в ассортименте магазина. И когда человек видит, что сигареты в одной торговой точке дороже, чем в соседней (где торгуют левым табаком), то перестает покупать там и колбасу, и хлеб, и другие товары. А в длительной перспективе такая точка закрывается. Только потому, что торговала легальной продукцией и не нарушала закон.

 

Миллиарды - мимо казны

Но если бизнесмены теряют выручку, исчисляемую миллионами рублей, то государство недополучает миллиарды только на акцизах. А еще несет убытки от неуплаты таможенных платежей, налогов от добросовестных участников торговли.

Якубов Р.Р.jpg

Как отметил и. о. начальника Смоленской таможни Рустам Якубов, из-за одной фуры с 20 тоннами контрабандного табака российская казна только на акцизе теряет около 60 миллионов рублей. Соответственно, эти деньги не идут затем на зарплаты бюджетникам, реализацию нацпроектов и другие важные направления развития страны.

Нелегальные сигареты на территории региона выявляют на двух этапах - при их ввозе и уже непосредственно в торговых точках. И если на втором этапе могут быть задействованы все правоохранительные органы и службы, то пресекают ввоз - в основном именно таможенники, правда, во взаимодействии с пограничниками и нередко при помощи ГИБДД.

Большинство нарушений выявляется «удаленно» - на основе заранее проведенной аналитической работы.

В Федеральной таможенной службе (ФТС) есть собственная база нарушителей, в ней порядка 17 тысяч записей с номерами транспортных средств, ранее перевозивших нелегальную табачную продукцию в России. Если такая фура попадает в поле зрение таможенников, они ее досматривают.

За весь 2021-й сотрудники Смоленской таможни выявили почти 17 млн 420 тыс. пачек нелегальных сигарет. В первом квартале этого года - уже более чем 17 млн 200 тыс. пачек. Кроме того, в торговых точках за эти 15 месяцев - свыше 81,5 тыс. пачек.

сигареты.jpg

Стоит отметить, что около 20% задержанных партий нелегального табака пытались ввезти по так называемым «интеллектуальным» схемам, когда по документам груз из Белоруссии через территорию России якобы следует транзитом в другие государства (например, Афганистан, Казахстан, Китай), однако потом «теряется» в нашей стране.

С 1 сентября прошлого года изменилось законодательство Евразийского экономического союза. Теперь такие товарные партии проходят процедуру таможенного транзита, пока сотрудники ФТС через запросы получателям груза выясняют, действительно ли они ждут белорусский табак. Если данные подтверждаются, то перевозчик уже не может не вывезти товар из России по заранее составленному маршруту, за этим строго следят.

 

Хоть в цистерне, хоть в холодильнике

- У недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а попросту контрабандистов, фантазия работает очень хорошо. Прятать коробки с нелегальным табаком приноровились среди абсолютно любых товаров - от бытовой техники до мешков с грунтом. Думая, что контрабанда замаскирована надежно, перевозчики смело ввозят ее по федеральной трассе. Но бывает и так, что фуры следуют и в объезд стационарных постов - по полям и лесам, - рассказал Александр Колесников, начальник отдела контроля за ввозом и оборотом товаров Смоленской таможни.

Колесников А.jpg

На стоянке таможни находятся десятки задержанных большегрузов и фургонов (некоторые из них «на приколе» уже около года). На большинстве автомобилей - белорусские номера, но это не имеет никакого значения: нарисовать на табличке можно любые буквы и флаг. А еще здесь стоит автоцистерна.

- В ней тоже пытались ввезти сигареты из Белоруссии. С подобным способом мы до этого не встречались. Согласно документам в бочке должно было находиться техническое масло, а по факту обнаружилось 270 тыс. пачек безакцизных сигарет на сумму более 10 млн рублей, - продолжает Александр Колесников. - У нас с недобросовестными участниками ВЭД, можно сказать, соревнование: кто кого перехитрит? Стараемся не проигрывать.

цистерна.jpg

В этом таможенникам помогает новая техника, недавно поступившая на вооружение. Это и новенькие полноприводные «Тойоты» с 200 «лошадьми» под капотом (чтобы ловить нарушителей); и мобильные офисы на базе «Форд Транзит» с генератором, оргтехникой, рациями и аппаратурой, способной «найти» интернет даже в самых отдаленных уголках региона; и «дом на колесах» для круглосуточного дежурства сотрудников.

комплекс.jpg

 

«Театр эстрадного переигрывания»

О водителях, перевозящих контрабандные сигареты, стоит поговорить отдельно. В таможне уверены: мировые театры потеряли лучших актеров в лице этих людей. Когда таких останавливают на трассе стражи порядка, у них просто бешено начинает работать фантазия. То они вдруг теряют способность ходить, потому что «ноги отказали», то на ходу сочиняют истории про ораву голодных детей, которых можно накормить, только перевозя контрабанду.

В подавляющем большинстве случаев водители отдают себе отчет в том, что нарушают закон, но при этом нарушители уверены: отделаются легким испугом.

Самые популярные легенды попавшихся дальнобойщиков в таможне знают наизусть. От «Я в первый раз еду, до этого никогда таким не занимался, авто вообще впервые вижу» до «Я приехал на загрузку, вышел погулять и не видел, что мне погрузили». На вопрос: «Что вы делаете в лесу с сигаретами?» - звучит ответ: «Здесь короче», а на вопрос: «Почему вы на фуре застряли посреди поля?» - «Я заблудился».

После задержания первым делом они пишут жалобы, мол, ничего не нарушали. Но после решений о передаче протоколов в полицию и возбуждении уголовных дел водителей как ветром сдувает.

 

Таран и погоня

Каждая задержанная фура левых сигарет - это убыток в десятки миллионов рублей для людей, которые занимаются нелегальным бизнесом. Поэтому такой груз везут в сопровождении двух-трех легковушек, их задача - отсекать машины правоохранителей в случае погони, а такое случается нередко. Иногда автомобили служб попросту таранят.

А бывает, что перевозчики угрожают таможенникам расправой. Поэтому с недавнего времени сотрудникам, входящим в мобильные группы, выдали табельное оружие. В целях самозащиты.

- Они не будут смотреть, что на вас есть погоны, и не задумаются о законе. Для них вы просто преграда, которая мешает ввозить контрабанду, - отмечает Александр Колесников.

 

Про «АвтоУраган», «Спрут» и громадный рентген

В ходе пресс-тура корреспондент «РП» побывал на трассе М1, где работает мобильная группа.

На обочине припаркована «Тойота», рядом - «АвтоУраган». Это специальная камера, считывающая номера проезжающих мимо машин. Она подключена к ноутбуку. Если номер едущей фуры окажется в списке подозрительных или уже скомпрометированных контрабандой, автомобиль ждет проверка. Кроме того, инспекторы выборочно останавливают большегрузы. Обычно это около 50 машин в день, но бывает и больше.

Сидоренко К.jpg

Сотрудник таможни Константин Сидоренко останавливает фуру со словенскими номерами. Представляется водителю, показывает удостоверение, просит открыть кузов. Но тут оказывается, что груз (по документам - медикаменты) везут под пломбами, а их вскрывать нельзя.

Такие фуры можно досмотреть только с помощью мобильного инспекционно-досмотрового комплекса (МИДК) - большой рентгеновской установки, которая «просвечивает» машину. В этом случае подозрений не возникло, поэтому груз пропустили, не отправляя на досмотр.

В следующей фуре (с белорусскими номерами) перевозили филе сельди, затем было остановлено авто из нашего региона, перевозившее творожный сыр. Оба кузова заставлены коробками до самых дверей. Чтобы понять, скрывается ли за ними что-то запрещенное, таможенник использует «Спрут». Это камера на штанге, которую просовывают между рядами с тарой. Изображение с нее поступает на монитор. В обоих случаях никаких нарушений выявлено не было. Водителям желают удачного пути и отпускают.

спрут.jpg


Фото автора


Автор: Юлия Шенгур







Загрузка комментариев...
Читайте также
17 минут назад
Смоленская областная Дума по просьбе жителей населенных пунк...
52 минуты назад
Они утверждены Смоленской областной Думой 24 апреля. Обследо...
сегодня, 17:18
Реклама. ООО «Т2 Мобайл». 2SDnjceC5M3

Tele2 удвоил список...
23.04.2024 15:15
«У нас нет другого пути — мы или сохранимся как общество, ка...
Новости партнеров