"Одиночество в… театре". Как в Смоленске создаются моноспектакли

Новости
"Одиночество в… театре". Как в Смоленске создаются моноспектакли
«Девочки, купите по дороге кекс», - режиссер Виталий Игнатенко просит забежать в магазин перед премьерой спектакля «Последняя лента Крэппа». Спустя несколько недель, когда постановка, где главную и единственную роль играет актер Никита Куманьков, уже отточена, я узнаю, почему Крэппу был нужен кекс, чем притягательно и опасно одиночество и почему жанр моноспектакля в театре считается высшим пилотажем.

... «Лента» близится к развязке. На заре жизни старик Крэпп, отмечая день рождения, откусывает кусочек выпечки и… невероятная сила «отбрасывает» его в детство.
- Этот кекс должен был произвести эффект печенья-мадленки Пруста (Марсель Пруст - французский писатель, - прим. автора). В его романе «В сторону Свана» герой окунает его в чай и «уносится» в далекие беззаботные годы, - расшифровывает свой режиссерский замысел Виталий. – Память человека – уникальная вещь. Любой, казалось бы, нюанс (будь то запах, звук или мелодия) может переместить нас в приятные воспоминания.
Виталий обожает «играть» образами. То Крэпп - одинокий космонавт, держащий в руках вселенную. То он вдруг обнаруживает перед собой крошечный обугленный черный мячик - свою жизнь. Лодка, шкаф на сцене – у всех декораций есть своя миссия, которую интересно разгадать. В моноспектаклях этого режиссера (в 2016 году он также поставил «Контрабас» по пьесе Патрика Зюскинда) нет случайностей. И зрители это ценят – «Последняя лента Крэппа» создана на народные деньги.

Про гамлетовскую проблему…
- Почему ты выбрал работу с моноспектаклями? Хотел освоить новый жанр?
- Я всегда занимался кукольными постановками. И вдруг захотелось попробовать что-то «живое»… Решил сократить число посредников между автором и зрителем. Драматургический замысел писателя рассеивается от участия в спектакле множества артистов. Одного-двух вполне достаточно! Образно выражаясь, при таком раскладе «молоко получится более концентрированное».
«Контрабас» мне предложил поставить актер Никита Куманьков. Тогда, в 2016 году, история, написанная Патриком Зюскиндом, оказалась созвучна моей жизненной ситуации. Его герой думал, играть ему в государственном или частном оркестре, а я решал, куда пойти работать, уволившись из театра кукол, делал ставку на Петербург… Вот и согласился поговорить со сцены о проблеме выбора, «снабдив» ее любовной линией (куда без нее?!), которая, правда, позже «отвалилась». Так в спектакле остался один актер.
- Выбрав «Контрабас», ты отдал предпочтение Смоленску…
- Все, как всегда, оказалось неоднозначно. Я уехал в Питер и, поработав там актером, вернулся…
Тем временем герой Зюскинда остался один на один со своей проблемой, крича о ней в конце спектакля в зал и силясь услышать ответ…

… и ее решение
Вопрос одиночества решится! Но спустя четыре года в новом произведении - Сэмюэла Беккета «Последняя лента Крэппа», которое Виталию Игнатенко также предложит поставить Никита.
Выбирая, быть или не быть, главный герой «откроет людям душу»: в финале пойдет не в шкаф, к своим «скелетам», а в зал – к толпе.
- Итог может и поменяться, - предупреждает режиссер. – Я предоставляю актеру право самому решать, каким образом он закончит спектакль…
- А как ты относишься к одиночеству?
- Многие радуются: «у меня ребенок умеет играть сам с собой, учится, самостоятельно постигает мир, работает, занят своим делом…». А это все части одиночества! Человек сам себя «заковывает» в ограничения, думая «успею потом»! Успевать надо сейчас! Людям нужно общество, иначе спустя какое-то время можно сойти с ума. Робинзон Крузо, капитан Грант… - это все байки!

В ТЕМУ
Обсуждение пьесы «Последняя лента Крэппа», репетиции проходили как в Доме молодежи, так и в городских кафе. В итоге благодаря объявленному сбору средств на сайте planeta.ru, постановка «родилась», дополнилась кукольным, балетным жанрами, авторской музыкой. «Крэпп» уже несколько раз был представлен смолянам в одной из фотостудий Смоленска. Ближайший показ запланирован на 21 ноября. Он пройдет в Центре семейного досуга «Рай».

ИМЕНА
Автор музыки в спектакле Павел Пьянков.
Костюмы - Алиса Холод.
Декорации - Михаила Исаева.
Видео-арт - Ильи Захарова.

КСТАТИ
«Контрабас» включен в программу VII Международного фестиваля-конкурса моноспектаклей «МОНОfest – 2020». Виталий и Никита покажут его 14 ноября в Перми.

БЛИЦ ДЛЯ АКТЕРА
«После каждого выхода на сцену я себя «пожираю»
Актер Смоленского камерного театра Никита Куманьков просто приковывает к себе взгляды зрителей, и спектакль смотрится на одном дыхании. Сегодня Никита проходит обучение в высшей школе сценических искусств Константина Райкина в Москве. Он согласился дать журналисту «РП» блиц-интервью.
- Когда ты решил, что будешь играть на сцене?
- Я занимался танцами с пяти лет. Мечтал быть похожим на Рудольфа Нуреева (советский, британский и французский артист балета и балетмейстер, солист Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, - прим. автора). Поступать на актерский (Никита окончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «Актер драматического театра и кино») предложила мама, я согласился…
- Каким был твой первый серьезный спектакль?
- «В списках не значился» по повести писателя-смолянина Бориса Васильева. Я играл лейтенанта Плужникова.
- Почему решил взяться за работу «в одиночку»?
- Когда я один на сцене, то мне никто и не помогает, и не мешает... Это сложно и очень интересно. Вообще люблю «копаться» в теме одиночества. Контрабасист и Крэпп для меня высшая степень этого состояния.
- Звездной болезни не боишься?
- Мне ее не заработать. После каждого выхода на сцену я себя «пожираю». Идеального спектакля в моей карьере еще не случилось.
- Каким видишь себя через 30 лет?
- Старым, но опытным! С молодым актером-сыном…

ЦИФРЫ
Для роли Крэппа Никита выучил девять страниц текста. Однако такой объем материала наши собеседники считают небольшим. Виталию приходилось запоминать и по 40 страниц. «Никаких секретов! Просто важно «присвоить» текст себе, «прожить» его, и он будет вспоминаться автоматически. Это часть нашей профессии! Как для пловца умение плавать», - уверен режиссер.

ИЗ ИСТОРИИ
Первые выступления, похожие на моноспектакли, появились еще несколько тысяч лет назад, когда артисты ходили по городам и рассказывали мифы и легенды из народного эпоса. Затем в этом же жанре выступали греки, английские менестрели и французские трубадуры. Новое развитие театр одного актера получил в начале XVIII века, когда стали проводить вечера искусств, которые не были рассчитаны на широкую публику. К этому жанру вновь обратились в 60-х годах XX века Михаил Козаков, Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Валерий Золотухин. Сейчас моноспектакли ставят для опытных мастеров во многих российских театрах: Сатириконе, МХТ им. А.П. Чехова, Центре им. Мейерхольда.

Беседовала Ольга Градова.
Фото Никиты Ионова.


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:04
Таковы результаты сотрудников регионального ПУ ФСБ меньше че...
вчера, 20:37
За вчерашний день больше всего инфицированных выявили в Сафо...
вчера, 21:16
«Антиподы. Портрет в живописи и фотографии» - под таким названием...
вчера, 22:26
Обманутая 32-летняя женщина обратилась  в местный ...

Опрос

Становились ли вы жертвой телефонных и интернет-мошенников?


   Ответили: 328