В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка смоленского художника Сергея Богомолова «Свет и тень». Она объединяет несколько тем, над которыми последнее время работает художник. Индустриальный пейзаж, городские зарисовки и натюрморты воплотились в графических и живописных произведениях. В экспозиции представлено около 60 работ. Корреспондент «РП» задал несколько вопросов художнику.
- Из детства. Я вырос в железнодорожном районе Сортировка. В качестве экскурсий были походы в локомотивно-железнодорожное депо, где видел колесные пары, рулевые управления тепловозов, все потрогал и руками, и ногами и на сиденьях посидел... Мой дядя был главным инженером локомотивного депо, и благодаря ему я часто там бывал.
- А как вы перешли от созерцания к творчеству?
- В третьем классе у меня были друзья Саша Захаров, Женя Гритчин. Мы жили в соседних домах. Поначалу просто перерисовывали картинки из книжек, преимущественно о войне. Потом поступили в местную изостудию от Дворца пионеров. Сами пошли, никто не подсказывал. Когда возраст подошел к вступлению в детскую художественную школу, мы сдали успешно экзамены. Очень переживали, в то время туда было сложно поступить, конкурс - 3 - 4 человека на место. Но в результате мы там учились у хороших преподавателей.
- Несколько ваших последних арт-проектов имеют отношение к теме индустрии, фабрично-заводского производства. Насколько эта тема востребована сейчас?
- Последние 10 - 15 лет эта тема вновь стала актуальной. Старые полуразрушенные предприятия - это памятники своего времени, которые хочется запечатлеть, зацепить оставшиеся элементы уходящей эпохи глобальной индустриализации страны 1930 - 1960 годов.
- Тема индустрии у художников того времени подчеркивала героику труда, у вас, наоборот, с одной стороны - ностальгия по уходящему, а с другой - человек как винтик производства. В ваших работах человек становится частью производственного ландшафта, присутствуют даже некая драматургия и чувственность во взаимоотношениях механизмов. Откуда такие экспрессивные линии?
- Когда ты работаешь с этой фактурой, ты переживаешь, постоянно думаешь об этом. И эти чувства передаются в работах. Просто схоластически нарисованное изображение не впечатляет. Как говорят, если одну-две минуты ты смотришь на картину и она не цепляет, то на нее не стоит обращать вообще внимания.
- На афише выставки присутствует слово «юбилейная» - она привязана к какому-то возрастному этапу? Как она формировалась?
- Выставка приурочена к 55-летию. Ретроспективу, как это обычно принято, не хотелось делать. Это промежуточный этап - большинство из работ сделано за последние полтора года.
- Некоторые живописные работы очень лаконичны. Что вам ближе по личному восприятию - живопись или графика?
- Я по образованию художник-график, живопись - сопутствующее увлечение. Коллеги отмечают, что у меня влияние графики в живописи доминирует - это условные цвета, ограниченная палитра, широкий мазок.
- Насколько тема промышленного производства востребована в современном обществе? Есть ли проекты более масштабные, не только смоленского уровня?
- Последние пару лет проводится всероссийский арт-фестиваль «Время вперед!», который ориентирован на производственную тему. В первом сезоне в результате конкурсного отбора я вошел в полуфинал и участвовал в выставке в Москве. А в этом году уже три полуфиналиста из Смоленска - я, Денис Петруленков и Александр Долосов. Итоговая выставка запланирована в Третьяковской галерее на 10 октября. Мы полуфиналисты, а финалисты будут определяться на открытии.
- А само название фестиваля «Время, вперед!» не вызывает ассоциации с теми временами глобальной индустриализации страны?
- Видимо, организаторы и вкладывают смысл возрождения темы героики труда. Именно позитивного отношения к простому рабочему человеку.
Текст и фото Анатолия Соловьяненко.