В Смоленске волонтеры «Милосердия» отняли квартиру у инвалида

Криминал

В июле 2014 года в Смоленске разразился скандал: волонтеры Центра «Милосердие» от Смоленской епархии мошенническим путем отняли права собственности на жилье у подопечной этой благотворительной организации – инвалида I группы,  обнулили ее банковские лицевые счета и скрылись в неизвестном направлении.
«РП» раскрывает подробности громкого дела, доведенного прокуратурой Промышленного района г. Смоленска до логического конца.

                 Пути милосердия неисповедимы

В апреле 2014 года в Смоленск из Украины на заработки пожаловала чета Тимощук – Чореску. Высшие силы услышали мольбу чужеземцев, сбивших ноги в поисках трудоустройства. Внимание Иона Чореску привлекло объявление, растиражированное громкоговорителем: «Смоленская епархия приглашает желающих оказать помощь одиноким, больным и престарелым людям». Молдаванин и украинка отправились в Епархию и напросились на аудиенцию к руководителю Центра «Милосердие», в чью задачу входило помогать сирым, призревать убогих. Волонтеры накладывали кресты по каждому удобному поводу и божились, что люди они добрые.

В «Милосердии» справок наводить не стали, попросили заполнить анкеты и доставили добровольцев на ул. Герцена, д.13.

Дверь в квартиру, где проживала разбитая инсультом инвалид I группы Тамара Павловна Коротаева, была открыта – пожилая дама с трудом передвигалась на костылях.

«Т.П. Коротаева просит центр «Милосердие» о предоставлении санитарно-гигиенических услуг и помощи в уборке жилого помещения и стирке. Наличие психических отклонений – боязнь быть одной. Плохо ходит, нервничает, постоянно плачет. Основной диагноз – дважды инсульт, парализована левая рука и нога, речь сохранена. Первый инсульт перенесла в 2012 году. Бытовые условия - однокомнатная квартира, санузел совмещенный, горячая вода – газовая колонка».

На продавленной кровати сидела грузная женщина лет семидесяти. Немытая, нечесаная. Увидела гостей и расплакалась: «Ой, деточки мои пришли! Меня все бросили, сижу тут одна, как сыч, никому не нужная».

Тимощук подняла с пола сиротливый костыль, приставила деревяшку к стене. Расправила на постели несвежее белье и присела на краешек: «Не плачь, мама. Теперь у тебя дочка есть…».

Тимощук и Чореску стали приходить к Тамаре Павловне каждый день.

Несчастливая квартира

Мила проявила усердие: с энтузиазмом принялась тереть полы и гонять тряпкой пыль, в мгновение ока превратив запущенное жилище в стерильную операционную. Варила борщ с пампушками, меняла памперсы... (На допросе Тимощук настаивала, что осуществляла за Коротаевой полноценный уход. Попытки опровергнуть показания потерпевшей успехом не увенчались – пенсионерка утверждала, что всю работу по дому выполняли соцработник Ольга Ефремова и двоюродная сестра пенсионерки. Тимощук кормила ее с ложечки и выводила подышать воздухом на балкон. «Мила развлекала меня беседами, и теперь я понимаю, что все это было неспроста», - призналась Тамара Павловна. - Авт.).

Мила ни на минуту не оставляла Павловну наедине с дурными мыслями. И даже рассказала о своем несчастливом детстве и беспутной мамаше, которая бросила трехлетнюю Милу на произвол судьбы. «Теперь вы будете моей мамочкой, которой у меня никогда не было», - всхлипывала на плече Коротаевой кареокая Тимощук.

Дурные мысли продолжали роиться в голове Тамары Павловны, и однажды она поделилась с Милой переживаниями:

«Деточка, родственники не хотят общаться со мной – говорят, что у меня тяжелый характер. Изредка придут - уберут, еду приготовят, а по душам поговорить не получается. Им только мои деньги нужны. Совсем я одна на свете! Мать умерла в декабре прошлого года, оставила домик в Гусино и сберкнижки. Нужно в наследство вступать, а я не знаю, как это сделать. Не хочу больше жить в этой квартире – она несчастливая. Продать ее, что ли? Все равно меня заберут в «Вишенки»!»

Тимощук оживилась. Рыбаку дали в руки удочку – 12 мая 2014 года Мила привезла на Герцена нотариуса. Юрист предложила сделать узкие доверенности и объяснила последствия, которые может повлечь оформление генеральной доверенности на Тимощук. «Для вступления в наследство нет никакой необходимости в получении гендоверенности, - возможны и другие варианты», - пояснила специалист. Коротаева понимающе кивала головой. И вдруг неожиданно заявила: «У меня нет возможности оплачивать кучу бумаг, путь будет одна – генеральная!»

В суде нотариус подтвердила, что Коротаева была спокойна, рассудительна и полностью осознавала смысл происходящего. Юрист зачитала вслух составленную доверенность и еще раз разъяснила Тамаре Павловне необратимость возможных последствий.

На следствии Коротаева заявит, что хотела оформить документы для вступления в наследство, а по незнание подмахнула генеральную доверенность на право распоряжаться всем (!) ее имуществом.

Волчица в овечьей шкуре

«Меня часто госпитализируют в связи с состоянием здоровья, - дала показания следствию Т.П. Коротаева. – Когда в сентябре 2013 года я находилась в больнице, мне во всем помогали волонтеры из центра «Милосердие» при Смоленской Епархии. Внимательные, чуткие люди! Именно поэтому я обратилась в центр с просьбой обеспечить уход на дому. Сначала за мной ухаживала волонтер Маша, а затем из центра прислали Милу и Иона». – «Неужели Вам было недостаточно помощи соцработника, который приносил продукты, убирал квартиру и помогал в оформлении документов на инвалидность, а также сотрудника из органов опеки?» - «Хотелось простого человеческого общения…», - горько вздохнула Тамара Павловна.

Из копии договора купли-продажи от 26 мая 2014 года следует, что М.Н. Тимощук, действуя от имени Т.П. Коротаевой, продала квартиру на ул. Герцена Иону Чореску за… 800 (!) тыс. рублей.

Новый покупатель нашелся через месяц. Квартиру де-юре приобрел за 1 млн. 600 тыс. рублей некто Петр Карнаухин, заключив в июне договор с продавцом недвижимости. В роли бывшего владельца жилья выступил молдавский волонтер. Согласно расписке от 2 июля 2014 года, Ион Чореску получил от покупателя Петра Карнаухина предоплату - 330 тыс. рублей. Карнаухин поинтересовался, почему квартиру продают в спешке. Тимощук успокоила Петра Владимировича: «Коротаева – наша родственница, мы присмотрели жилье в Подмосковье и переезжаем туда!»

Через пять дней после регистрации права собственности Карнаухин снял в банке 1 млн. 270 тыс. ипотечных рублей и передал деньги Иону и Миле. Петра Владимировича поставили в известность: в договоре купли-продажи жилья прописано, что Т.П. Коротаева будет проживать в квартире две недели после заключения сделки. Как только этот срок истечет, Коротаеву заберут в Подмосковье, и «однушка» будет принадлежать ему по закону.

Выдержка из экспертного заключения № 030\2014:

«Рыночная стоимость однокомнатной квартиры на ул. Герцена, 13 по состоянию на 8 июля 2014 года составляет 1 млн. 603 тыс. рублей»

«Я ухаживала за потерпевшей на протяжении шести месяцев, - пояснила соцработник Ольга Ефремова. – В апреле 2014 года Тамара Павловна попросила помочь ей с наследством – двоюродная сестра не захотела связываться с деньгами и недвижимостью Коротаевой. Я объяснила пенсионерке, что соцработники не имеют права заниматься оформлением таких документов.

Несмотря на то, что моя подопечная отличалась капризным нравом и была переменчивой в настроении, она рассуждала достаточно здраво, контролировала траты и расходы, скрупулезно записывая суммы покупок в специальную тетрадь. Вряд ли Коротаева намеревалась продать квартиру и уехать в Московскую область – ее намеренно ввели в заблуждение. Она внушаемый человек и просто не поняла, какую доверенность подписывает».

Ефремова заподозрила неладное, когда в конце июня ей позвонила Тамара Павловна и попросила забрать ее из клиники на Покровке. Пожилая женщина выглядела расстроенной и все время твердила: «Миле нельзя доверять! Она не тот человек, за которого себя выдает!» Лечащий врач объяснил соцработнику, что женщина в госпитализации не нуждалась. На экстренном оказании медицинской помощи в стационаре настояла Тимощук.

28 июня Коротаева послала Ольгу снять деньги с карточки деньги, но карта была пуста. 50 тыс. рублей бесследно исчезли.

Ефремова навела справки: как следует из материалов уголовного дела, в центре «Милосердие» ни одна живая душа (!) не знала, что криминальный дуэт Тимощук - Чореску с апреля по июнь 2014 года ухаживает за Коротаевой. Ольга несколько раз набирала номер Тимощук – телефон был выключен. Соцработник сообщила о случившемся руководству и в правоохранительные органы.

…28 июля 2014 года в квартиру Тамары Павловны вошел незнакомый мужчина и заявил право собственности на жилье. В дело вмешались родственники Коротаевой – сменили замки. Петр Владимирович попытался связаться с Епархией, направившей к инвалиду волонтеров Тимощук – Чореску, но правды так и не добился. Юрист, представляющий интересы РПЦ, обвинил Карнаухина в мошенничестве. Законный владелец «однушки» на Герцена, 13 подал исковое заявление в суд. Тамара Павловна в долгу не осталась и направила встречный иск о признании сделки недействительной.

Сладкий елей речей и горечь разочарования

Никаких денег за проданную квартиру Тамара Каратаева так и не получила. Ее ободрали, как липку – гастролеры из Молдавии сняли с банковских счетов пенсионерки и ее умершей матери свыше 1 млн. рублей.

21 мая 2014 года около 12.00 в отделение банка в п. Гусино Краснинского района обратилась женщина с просьбой снять деньги со сберкнижки. Она передала сотруднице банка полный пакет документов - паспорт на имя М.Н. Тимощук, сберегательную книжку и нотариально заверенную доверенность от имени Т.П. Коротаевой, а также заявление пенсионерки о принятии наследства от матери. «Согласно генеральной доверенности, Тимощук является законным представителем Коротаевой и имеет право получать причитающееся ей имущество и деньги от лиц и организаций», - пояснила на суде оператор отделения банка в поселке Гусино.

Женщина нервничала, суетилась: «Пожалуйста, оформите операцию быстрее, я опаздываю на поезд!» Тимощук получила наличными 761 тыс. 059 рублей. Такую большую сумму по доверенности оператор - кассир выдавала впервые!

Следствием установлено: с 14 по 22 мая 2014 года с лицевого счета Т.П. Коротаевой снято 260 тыс. рублей. 20 мая со счета ее матери – 40 тыс. рублей.

Волонтеры не зря приходили к своей подопечной практически каждый день: несмотря на недуг, Тамара Павловна была очень осторожной женщиной. Тимощук пришлось приложить немало усилий, чтобы разведать, где лежат сберкнижки.

В конце июля волонтеры удачи покинули Смоленск, прикарманив два с лишним миллиона рублей…

Мошенников поймали только через восемь месяцев. 6 марта 2015 года Тимощук и Чореску взяли под стражу. Подсудимые юлили – в ходе предварительного следствия заявили, что Коротаева сама отдала им около 800 тыс. рублей для покупки недвижимости в Подмосковье (деньги у Иона и Милы якобы украли в кафе).

- Чореску и Тимощук совершили мошенничество в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору, лишив гражданина права на жилье, а также кражу чужого имущества (в особо крупном размере) путем обмана и злоупотребления доверием. Кроме того, подсудимых обвиняют в тайном хищении денежных средств с причинением значительного ущерба потерпевшей, - комментирует ситуацию старший помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Надежда Завьялова. – 25 декабря 2015 года суд признал гражданку Украины М. Н. Тимощук и гражданина Республики Молдова И.П. Чореску виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст. 159, ч.4 ст. 159, п.п. «а» «в» ч.2 ст.158 УК РФ, и приговорил к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима, обязав осужденных выплатить штраф. В совокупности сумма штрафа составила 480 тыс. рублей.

Имена и фамилии действующих лиц из этических соображений изменены.

Анастасия Петракова.

P. S. Суд отказал в иске Т.П. Коротаевой и снял арест с квартиры, купленной П.В. Карнаухиным у мошенников-волонтеров.

Приговор в законную силу не вступил.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
вчера, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
вчера, 21:12
вчера, 22:15
Автомобиль с нелегальным грузом двигался со стороны Республики...
Новости партнеров