
Но как быть, если эта правая рука то и дело ныряет в его карман, пополняя свое благосостояние «фирменными» тугриками? Нынешняя практика показывает, что за главбухами нужен глаз да глаз.
Не такой уж он и простой, бухгалтер XXI века.
Золотой ключик для главбуха
Елена Буркина (имя и фамилия действующих лиц из этических соображений изменены) была опытным бухгалтером. У директора компании, в основном, занимавшейся производством кондитерских изделий (назовем ее «N»), не возникало оснований не доверять своей правой руке.
В 2008 году директор заключил со Сбербанком договор по обслуживанию расчетного счета фирмы по системе «Клиент-Банк». В результате все операции с банком осуществлялись теперь с помощью электронного ключа, выданного на имя директора. Руководитель не сомневался в честности помощницы и передал ключ Буркиной, распоряжавшейся финансами компании. Руководитель фирмы не считал необходимым вникать в детали – поставкой товара занимались бармены. Они напрямую заказывали продукцию и алкоголь у поставщиков и передавали счета-фактуры бухгалтеру.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: через два года директор неожиданно решил проверить, а все ли ладно в его кондитерском «королевстве»? Запросил у банка платежные поручения о продвижении средств, начиная с 2007-го по осень 2010 года включительно. Проверка показала, что все это время часть денег… регулярно переводилась на расчетные счета другой фирмы (впоследствии поменявшей название), учредителем которой являлась сама госпожа Буркина, и счета нескольких сторонних организаций! Скупые факты, изложенные в документах, подтверждали: эти компании якобы оказывали услуги «N», хотя на деле договоров с ними никто не заключал. С другой стороны, руководитель и сам был виноват в хозяйственном беспределе: хоть Буркина и имела право ставить подпись в договорах, но лишь в момент отсутствия директора. А уж случись великая необходимость документ подмахнуть, должна была оповестить своего шефа.
Учредитель «N», по совместительству директор известного в Смоленске ресторана, тут же затеял ревизию и пригласил независимого специалиста. В ходе ревизии выяснилось, что в период с 1 июня 2008 года по 31 декабря 2009-го с расчетного счета его компании без подтверждающих сделки документов было снято… 1 009 643 рубля, которые исчезли неизвестно куда!
Буркина не упорствовала. Да, она действительно является владелицей фирмы, «скушавшей» щедрые доходы своего работодателя-ресторатора. Елена не стала отрицать, что каждый месяц перечисляла похищенные средства на счет, открытый в Смоленском филиале ОАО «АБ России». А затем тратила эти деньги на личные нужды.
Как только «жар-птицу» поймали за «хвост», она не только пообещала возместить украденное, но и – о чудо! В конце апреля 2011-го вернула всю растрату до копейки в кассу «N». Наличными.
Борьба за жизнь
У следствия возник закономерный вопрос: зачем обеспеченной женщине, предпринимателю средней руки, красть миллион? Елена Буркина тяжело вздохнула…
В мае 2008 года врачи поставили сорокалетней женщине страшный диагноз – рак. Предложили срочную операцию, но Буркина отказалась, предпочла обратиться за помощью к целителям. А нетрадиционная медицина, как известно, стоит традиционно больших денег, которых у Елены не нашлось. Кафе на улице Рыленкова стабильных доходов не приносило. Как отстоять жизнь, когда твой личный малый бизнес то и дело кошмарят, и на панацею от рака нужных средств не найти?
Вот и нашептал Елене услужливый дьявол-искуситель про златые закрома компании «N»… Чтобы выжить, отчаявшаяся Буркина решилась на должностное преступление. Она никогда не знала заранее, сколько денег потребуется для удовлетворения аппетитов целителей, потому и снимала ежемесячно и по нескольку раз то десять тысяч, то по пять. В результате набегали весьма солидные суммы – 30 тысяч рублей, 45. Иногда – 69… Например, в конце декабря фирма «N» не досчиталась 159 тысяч рублей. Как только возникала необходимость посетить «доктора», несчастная женщина немедленно составляла платежное поручение, в котором указывала реквизиты компании работодателя и своей практически лежащей на боку фирмы. Или пользовалась реквизитами других организаций, благо взяла подработку – вела налоговую отчетность нескольких бизнес-структур. Деньги поступали на счет Буркиной, она сразу же их обналичивала и тратила на услуги «эскулапов». О последствиях Елена не задумывалась – на кону стояла жизнь. До ворочающей миллионами компании, недостачи не таких уж и огромных, с ее точки зрения, средств и утрате деловой репутации бухгалтеру уже не было дела.
Гособвинением установлено семнадцать эпизодов преступлений, совершенных Еленой Буркиной, предусмотренных ст. 160 ч3 УК РФ.
- Суд учел явку с повинной подсудимой, активную помощь Буркиной следствию в расследовании преступления, искреннее раскаяние и добровольное возмещение имущественного ущерба, - рассказал журналисту «РП» государственный обвинитель, помощник прокурора Промышленной районной прокуратуры г. Смоленска Ю.С. Александрова. – И, конечно же, тяжелое состояние здоровья подсудимой. Но даже тяжкий недуг не является основанием для совершения экономических преступлений.
В марте Промышленный районный суд приговорил Буркину к двум годам лишения свободы. Без штрафа. Условно. Приговор в законную силу не вступил и находится на обжаловании в вышестоящей инстанции.
Развенчанные королевы цифр
- Но если бы этот случай, когда уважаемые в коллективе люди с высшим образованием, социально адаптированные в обществе, с высоким достатком, используя служебное положение, начинают совершать хищения денежных средств в особо крупных размерах, был единичным, - утверждает гособвинитель, старший помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Надежда Завьялова, уполномоченная прокурором осуществлять надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции. - Не так давно прокуратура рассмотрела еще одно «дело бухгалтеров», которые, действуя по предварительному сговору, менее чем за полтора года «облегчили» бюджет еще двух смоленских фирм на 1 376 586 рублей.
Главбухи действовали по той же схеме – воспользовавшись электронным ключом, составляли подложные платежки, проворачивая махинации с выплатами зарплат и авансов сотрудников фирмы. Конечно же, завышали зарплаты себе, любимым. А еще начисляли заработную плату «мертвым душам» - специалистам, которые не состояли в штате фирмы. Гражданскому мужу, дочке… Переводили деньги на банковские карты третьих лиц. Отщипывали по «копейке» - по три-шесть-десять тысяч каждую неделю. Разницу можно было заметить, лишь сравнив суммы в платежном поручении, например, на выплату зарплаты (аванса) с ведомостью по бухучету. Афера длилась до тех пор, пока денежный «снежный ком» не дорос почти до полумиллиона рублей. Только тогда предприимчивых «королев цифр» схватили за руку…
- История закончилась печально, - говорит помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска В.В. Ситников. - Одна из признавших свою вину главбухов компании оказалась на скамье подсудимых, получила два года условно с правом обжаловать решение суда в вышестоящей инстанции (приговор в законную силу еще не вступил), и обязалась возместить ущерб. Из растраченных денег она смогла вернуть в кассу лишь 100 тыс. рублей. В отношении подельницы развенчанной «королевы цифр» уголовное дело было прекращено – в июне 2010-го она умерла…