Смоленск: Рога и копыта высшего образования

Криминал
ВзяткаВ конце 2011 года преподаватель одного из смоленских вузов запустил в действие оборотистый взяточный конвейер. Конвейер бесперебойно работал, и в течение месяца доцент снимал дань со студентов, обменивая деньги на курсовые работы. В уголовном деле зафиксировано 20 эпизодов получения взяток с учащихся высшего учебного заведения….
             Доброе дело… с тремя нулями
Елена Круглик с тоской смотрела в окно. За замызганным стеклом аудитории вуза текла безразличная к проблемам Елены чужая жизнь. Прохожие резво месили подтаявший снежный кисель, в ранней декабрьской мгле новогодними огоньками мерцали фары автомобилей. В витринах магазинов светились конусы елок, украшенных гирляндами и яркой мишурой. Даже воздух пропитавшегося сыростью города наэлектриризовался ожиданием праздника! Но Лену совсем не заботила встреча Нового, 2012-го, года. Утирая слезинки, пятикурсница думала о курсовике, за который так и не успела взяться. Через две с половиной недели сессия, но вряд ли студентку допустят к экзаменам.  Надо ж было такому случиться: девушка с головой нырнула в любовное  приключение и сама не заметила, как у нее вырос длинный и пушистый «хвост»! Дальнейшие перспективы были безрадостными – избавиться от «хвоста» не представлялось возможным. Время вышло.  
«Что слезы льем?» - кто-то мягко тронул Елену за плечо. Заплаканная девчонка обернулась. «Добрый вечер, Иван Иванович…» - «Из любой, даже самой сложной ситуации есть выход», - обнадеживающе улыбнулся преподаватель Иван Еремеев, доцент одной из кафедр. Елена сбивчиво объяснила проблему, в силках которой так безнадежно и глупо запуталась.
«Попробую тебе помочь, незачем такой симпатичной девочке лить слезы по пустякам», - казалось, что каждая морщинка на лице 75-летнего преподавателя лучится добротой, участием и пониманием. У Лены отлегло от сердца, однако тут же она ощутила смутное беспокойство. Каким образом ей намерен помочь добрейший Иван Иванович, по совместительству руководитель курсовика и преподаватель предмета, в случае незачета курсовой грозившего Круглик «неудом»?
У каждого доброго дела… своя цена. Легкомысленная Леночка не заметила, как у нее в руке оказался клочок бумажки. На бумажке - цифра «два» с тремя нулями.  Лена мгновенно сообразила, что означают эти «нули»: две тысячи рублей, и курсовик у нее в кармане! Проницательный Иван Иванович наклонился к девушке и шепнул: «Не только курсовая работа, девочка. Я автоматически зачту и экзамен. Готовься к сессии и ни о чем больше не беспокойся». 
Через два дня Елена Круглик пришла на «консультацию» к Еремееву и положила на стол доцента конверт.  Иван Иванович молча протянул девушке готовую курсовую работу.
                           «Сарафанное» радио
Урок пошел Елене на пользу – студентка добросовестно подготовилась к сессии и думать забыла о «маленькой» неприятности с курсовой. Вспомнила о ней в день экзамена, 11 января 2012 года, когда в ее зачетке появилась отметка «отлично». Преподаватель свое слово сдержал.
Через два дня утомленные экзаменационными испытаниями пятикурсники решили вполсилы «погудеть» - старый Новый год все-таки!
Лена могла наконец-то расслабиться – в «меню» сессии оставался всего один довольно несложный предмет, бояться которого у Круглик повода не было. Она задумчиво смотрела на беззаботную пляску «шампанских» пузырьков в бокале. К ней подсела ее подруга, соседка по общаге: «Колись, как это тебе удалось так легко отделаться от Еремеева? Ты же мне жаловалась на курсовик, говорила, что у тебя там и конь не валялся!» Леночка смущенно улыбнулась и призналась подружке, что дала преподавателю взятку. Маринка хихикнула: «Тоже мне, секрет! Еремеев полкурса за бабки к сдаче сессии допустил. На поклон к Ереме с конвертиками не только наша, 51-я группа ходила, но и кое-кто из 53-ей. Он всех пригреет и утешит, только деньги неси!»  
Елена перепугалась не на шутку. А если о массовом случае взяток узнают в деканате? Вдруг до ректора слухи дойдут? Ей совершенно не хотелось вылететь из вуза практически на финишной черте. Маринка обняла подругу и беспечно расхохоталась: «Я тоже грешна, Ерему подмазала. И не парься ты так, сегодня редкий препод взяток не берет…»     
                        Да не оскудеет рука дающего!
Иван Иванович медленно, с достоинством шел по коридору. В академии он работал недавно, с сентября 2011 года, однако производственный и учебный процесс на кафедре сумел наладить грамотно - с экономической точки зрения. И с его личной, «еремеевской» - преподавательской и научной.  Все равно эти балбесы учатся через пень-колоду, а вверенный  Еремееву предмет – сухая теория, не имеющая к реалиям жизни никакого отношения. Для студентов дисциплина Ивана Ивановича имела значение лишь в одном случае: не сдашь Ерему –  не допустят к сессии.
Еремеев улыбнулся: согласно уставу академии он был обязан «способствовать развитию у обучающихся самостоятельности, инициативы, творческих способностей». Конец года показал, что преподаватель вполне успешно справлялся с поставленной задачей: его студенты были умны, догадливы, самостоятельны и инициативны. По крайней мере, понимали Ивана Ивановича с полуслова. Да и кому хочется готовить занудные курсовые работы, забивая голову ненужными знаниями, когда этого можно избежать? Тем более на пятом курсе, когда до диплома рукой подать.
Система работала бесперебойно. Иван Иванович без устали штамповал курсовики и раздавал их нерадивым студентам за установленную им же мзду.   Во всех случаях такса была неизменной – две тысячи рублей за курсовую работу и гарантированный допуск к сессии. Экзамен, по договоренности, «автоматом».
Деньги были очень нужны Еремееву. Все (абсолютно все, до копейки!) уходило на лечение больной жены…
В ходе следствия установлено, что накануне сессии Еремеев принимал подношения практически каждый день. Продолжил свое «благое» начинание и после завершения экзаменационной страды у пятикурсников. Иван Иванович взялся «помочь» студентам третьего курса, и 23 января 2012 года умудрился продать две курсовых за один присест! На жертвенный алтарь науки легли четыре тысячи рублей, переданных Еремееву Ниной Калентеенковой. На боевом счету предприимчивого преподавателя значилось не много - ни мало… 20 (!) эпизодов получения взяток. Итого – 42 тысячи рублей. Да не оскудеет рука дающего!
 От студента требовалось только одно – придти на экзамен и протянуть зачетку преподавателю, щедрому на оплаченные авансом «пятерки» и «четверки». Правда, иногда участливому к бедам учащихся Еремееву, скрепя сердце, приходилось ставить автограф напротив оценки «удовлетворительно». Высший балл, полученный на экзамене слабым студентом, наверняка вызовет подозрение у руководства вуза. Ни один экзамен не обходится без троек – против статистики не попрешь!  
И вдруг произошло непредвиденное – в руку Ивана Ивановича легли меченые купюры. Преподавателю пришлось давать показания… «Сарафанное радио» сыграло с ним злую шутку – в вузе нашлись честные студенты, которые сочли своим гражданским долгом сообщить, куда следует, о доценте-взяточнике.
Подсудимый Еремеев согласился с предъявленным судом обвинением и признался, что умышленно (раз!) из корыстных соображений (два!) используя свое служебное положение (три!) совершил двадцать преступлений, относящихся к категории тяжких. Иван Иванович искренне раскаялся в содеянном. 
- При назначении наказания суд учел преклонный возраст подсудимого. Важную роль сыграло и еще одно смягчающее обстоятельство - Еремеев является ветераном труда. Иван Иванович неоднократно награждался почетными грамотами и медалями за добросовестный труд и личный вклад в подготовку специалистов, - говорит гособвинитель, старший помощник прокурора Промышленного района Надежда Завьялова, уполномоченная прокурором осуществлять надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции. – Кроме того, Еремеев признан пострадавшим от политических репрессий, и был реабилитирован. Суд принял во внимание  состояние здоровья подсудимого и инвалидность первой группы его супруги…
Тем не менее, действия подсудимого по каждому из двадцати эпизодов подлежат квалификации по ч. 3 ст. 290 УК РФ как получение должностным лицом взятки за незаконные действия.
…42 тысячи «взяточных» сребреников сыграли злую шутку с 76-летним преподавателем-доцентом и обернулись штрафом, превысившим сумму «легких» денег в четыре с половиной раза.  Промышленный  районный суд назначил  Ивану Еремееву наказание в виде штрафа в размере 180.000 рублей с лишением права вести преподавательскую деятельность и занимать должности в любых учебных заведениях сроком на два года.
P.S. Любое совпадение персонажей или событий с реальными лицами или происшествиями может быть только случайным, хотя и случайности порой становятся закономерностями…







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров