Добрый директор

Криминал

ДеньгиКак завоевать авторитет в коллективе и пламенную любовь подчиненных? Стать «эффективным» топ-менеджером убыточного предприятия, положить в карман свыше 1 миллиона рублей из госказны и рискнуть спуститься на грешную землю на «золотом парашюте», не разбившись? Риск - дело настоящих мужчин... К сожалению, на сей раз «героем» криминального чтива «РП» стал мужественный человек. Орденоносец. Ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС. Он вышел из огня живым... И замочил деловую репутацию, захлебнувшись в мутной воде коррупционных схем.
«Кумиром народным служил гендиректор, и всякий его уважал...»
Андрей Дмитриевич проявил удивительную душевную щедрость. Про таких в России говорят: «Широкий человек»! За два с половиной года плодотворного руководства структурой, занимающейся эксплуатацией и развитием энергетического комплекса Смоленского региона, Панков «озолотил» своих сотрудников, ежегодно повышая зарплаты: в 2009 и 2010 годах - на 17,1 процента, в 2011-м - на 11,39. Регулярно (едва ли не каждый месяц и квартал!) выплачивал премии, вознаграждения за выслугу лет, единовременные пособия и материальную помощь работникам регионального поставщика электроэнергии. Никого не обидел, все были довольны - бухгалтерия и механик-водитель, начальники автотранспортной службы и общего отдела... Недрогнувшей рукой генеральный директор подписал 74 приказа о начислении специалистам компенсационных и стимулирующих добавок к зарплате в размере... 4 млн. 630 тыс. 973 рублей!
Разумеется, добрый директор и о себе не забыл. Едва вступив в должность в декабре 2008-го, хозяйственник уже через три месяца увеличил свой оклад с 28 700 рублей до 33 тысяч, который «в приказном» порядке к 2011 году вырос до 41,5 тысячи рублей. Само собой, премии «за выслугу лет» и прочие материальные поощрения нередко округляли генеральную зарплату до 100 тысяч. За довольно короткий срок руководства на личные счета семейства Панкова набежала внушительная сумма, заработанная, несомненно, трудами праведными, - 1 млн. 987 тыс. 785 рублей. И если премии водителя-механика не превышали в среднем десяти тысяч, то премиальный «куш» Панкова порой измерялся гораздо более внушительными суммами - 30, 50 тысяч, а то и все 70!
И все же нужно отдать должное скромности Андрея Дмитриевича - он не всегда поощрял себя столь безрассудно щедро. Например, в сентябре 2009 года Панков подписал приказ о директорском награждении единовременным «выслуженным» пособием в размере всего 640 рублей, приплюсовав к премии 1600 рублей за вклад в экономику региона. Действовал в разумных интересах компании и, как видите, не наглел.
«Да разве эти копейки, большая часть которых поправила семейный бюджет коллектива, - коррупция?! - поморщится недовольный читатель. - Рыба тухнет с головы! Чиновничья верхушка усердно, не зная устали и не ограничивая растущих аппетитов, «пилит» государственный «пирожок», совершенно безнаказанно опустошая российскую казну на суммы, зашкаливающие за десятки миллиардов рублей. И никто их, как в Китае, к стенке не ставит. Как при таких грандиозных размахах мздоимства руководителю предприятия избежать соблазна приобщиться к «сладкой жизни»? Мелкая рыбешка попалась в сети. Смешно...»
Нет. Не смешно. Рабочая схема, по которой действовал «добрый» директор, основополагающая в масштабах постигшей страну катастрофы. «Коррупция - это тоже одна из форм связи между народом и теми, кто им управляет», - заметил американский политолог Пол Гобл. Панкову действительно удалось сгладить острые углы, прослыв в коллективе народным кумиром, кормильцем и рачительным хозяином.
Сам себе юрист?
Уверенность в успехе придавала законность авантюре, которая на первых порах не имела к криминалу абсолютно никакого отношения. В марте 2008 года не знавший о своем стремительном взлете на олимп эффективных энергоменеджеров Панков заключил с бывшим руководителем предприятия - поставщика электроэнергии договор подряда на взыскание дебиторской задолженности за электроэнергию в размере 49 млн. 129 тыс. 418 рублей со СМУП «Горводоканал». Панков составил исковое заявление в суд... В случае удовлетворения иска Андрея Дмитриевича ждало вознаграждение в размере одного процента со взысканной суммы. В ходе следствия выяснилось, что размер вознаграждения вырос в... 100 раз, словно тесто на дрожжах, поскольку интересы предприятия в арбитражном суде представлял уже не простой юрист, а генеральный директор - господин Панков. Но Андрей Дмитриевич не сомневался в правомочности своих действий, поскольку договор был подписан до его назначения на высокую должность гендиректора предприятия - заказчика юридической услуги. Дебиторскую задолженность взыскали решением Арбитражного суда в 2009 году, и Панков, используя служебное положение, принял акт о выполнении работ... у самого себя. И распорядился выплатить премию в размере 484 182 рублей. Себе! После уплаты налогов вознаграждение «стопталось» до 421 238 рублей. Но все же и эта сумма, позаимствованная у государства, была немалой, не так ли? Кстати, кроме работы управленца (согласно условиям трудового договора), Панков не имел права заниматься никакой другой оплачиваемой деятельностью!
Срок эффективного руководства убыточной структурой истекал, поэтому Панков начал всерьез задумываться о «золотых парашютах». Когда на горизонте замаячила реальная угроза расторжения трудового договора, 23 июня 2011 года Андрей Дмитриевич подписал приказ о начислении восьми (!) должностных окладов (вместо положенных трех) в связи с увольнением и благополучно спикировал на «золотом парашюте» компенсационных выплат на смоленскую землю. На суде бухгалтер предприятия подтвердила - Панков присвоил 729 тыс. рублей минус НДФЛ...
Экспертизой доказано, что Панкову должны были начислить в шесть раз меньшую сумму - 114 800 рублей.
«Действовать в интересах компании добросовестно и разумно...»
Согласно Федеральному закону №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Панков был обязан «действовать в интересах компании добросовестно и разумно, неся ответственность перед Смоленской областью за последствия своих действий».
Однако Андрей Дмитриевич почему-то запамятовал, что сел в директорское кресло по распоряжению губернатора и департамента Смоленской области по ЖКХ, а значит, и оплату труда руководителя ГОСУДАРСТВЕННОГО предприятия ему установил орган исполнительной власти, заключивший с топ-менеджером трудовой договор.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия специалистами отдела финансового контроля контрольного департамента Смоленской области показала, что особой эффективности в менеджменте Панкова не наблюдалось. На момент ревизии компания деятельности не вела, прибыли не получала, занимаясь исключительно взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженностей. Да, руководителю могли повысить оклад, но лишь в одном случае - при заключении с администрацией региона дополнительного соглашения к трудовому договору. В ходе следствия было установлено, что Панков таких соглашений не заключал, действуя исключительно по собственной инициативе.
Экспертами также доказано, что выплаты сотрудникам предприятия в период с 24 ноября 2008-го по 23 июня 2011 года были экономически необоснованными...
Таким образом, следствием было доказано, что Андрей Панков в период с 18 июля 2008-го по 18 июля 2011 года, используя свое служебное положение, нанес ущерб собственнику энергетической компании - администрации региона - в особо крупном размере, сумма которого составила 5 млн. 927тыс. 671 рубль.
Андрей Дмитриевич Панков так и не признал вины, заявив в суде, что руководствовался требованиями ч. 3 ст. 11, ст. 41,43, 134 и 135 Трудового кодекса РФ, а также положениями коллективного договора, которые распространяются и на работодателя, и приложениями к коллективному трудовому договору предприятия. Был и еще один плюс в пользу Панкова: бухгалтер предприятия пояснила в зале суда, что в компании раз в год проводились аудиторские, а также камерные и выездные налоговые проверки, по результатам которых не было выявлено серьезных нарушений. К тому же и сведения о балансе отвозились в департамент ЖКХ ежеквартально.
Тем не менее у Промышленного районного суда г. Смоленска не осталось ни малейших сомнений в виновности бывшего генерального - слишком убедительны и весомы были показания свидетелей из областной администрации и экспертов.
- Подсудимым совершено умышленное преступление, которое относится к категории тяжких, - присвоение и растрата чужого имущества с использованием служебного положения в особо крупном размере, - говорит прокурор Промышленного района Сергей Баценков. - 16 мая 2013 года Промышленный районный суд г. Смоленска признал Панкова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ, и приговорил к пяти годам лишения свободы (условно). По решению суда Андрея Дмитриевича обязали вернуть областной администрации 5 млн. 927 тыс. 671 рубль.
Однако вышестоящая инстанция в лице судебной коллегии по уголовным делам Смоленского областного суда, рассмотрев в сентябре 2013 года все обстоятельства дела, пришла к выводу, что они не свидетельствуют о неправомерности действий А. Д. Панкова в части компенсационных и стимулирующих выплат в отношении себя и работников предприятия.
Несмотря на то что предприятие было убыточным и прибыли в период с 24 ноября 2008 года по 23 июня 2011 года не приносило, на счету компании (на 24 ноября 2011 года) имелась нераспределенная прибыль в размере 400 млн. рублей. Прибыль сформировалась в течение 2003-2006 годов, в уставе компании не прописан порядок использования нераспределенной прибыли прошлых лет, Панков за счет этих денег и премировал себя и своих специалистов. Также коллегия пришла к выводу, что применяемые положения о премировании в период времени с декабря 2008 года по июнь 2011-го уже не действовали, поскольку этот нормативный акт был введен 1 января 2005 года и «работал» лишь до 31 декабря 2007-го. Судебная коллегия Смоленского областного суда определила исключить из приговора Промышленного районного суда от 16 мая 2013 года указание о присвоении А. Д. Панковым 1 млн. 987 тыс. 785 рублей и растрате в размере 2 млн. 643 тыс. 187 рублей и снизить наказание, назначенное бывшему руководителю предприятия по ч. 4 ст.160 УК РФ, с 5 лет лишения свободы до 4 лет 7 месяцев - без штрафа и ограничения свободы.
Назначенное наказание считать условным, снизив испытательный срок до 3 лет 7 месяцев. Сумма гражданского иска, взысканного с Панкова в пользу администрации области, также существенно уменьшилась и составила 1 млн. 296 тыс. 698 рублей. В остальной части приговор оставить без изменения, апелляцию адвоката - без удовлетворения.
Остается лишь сожалеть о том, что на должностное преступление пошел честный человек, награжденный орденом Мужества за самоотверженность, проявленную при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Общество отравлено ядом коррупции. Если даже такие люди - совестливые, ответственно выполняющие свои обязанности, - переступают закон, чего же нам ждать от других?!
P.S. Энергетику Смоленщины продолжает лихорадить. 18 сентября этого года старшим следователем Следственного отдела №3 УМВД России по г. Смоленску возбуждено уголовное дело по факту незаконного присвоения денежных средств в размере 50 млн. рублей директором еще одного предприятия энергетического комплекса региона и другими неустановленными лицами...
Автор: Анастасия Петракова.

Имена и фамилии действующих лиц изменены.








Загрузка комментариев...
Читайте также
26 минут назад
По уточнённой информации в результате атак украинских БПЛА ж...
сегодня, 05:46
Губернатор Смоленской области сообщил о новых атаках украинс...
вчера, 23:07
Свеча памяти воинам Афгана совсем скоро загорится в Сафоновс...
5 минут назад

Об этом рассказали в ЦУР Смоленской области.

Новости партнеров