Чтобы стать приоритетным поставщиком или получить выгодное торговое место, вовсе не обязательно качественно и профессионально оказывать услуги. Можно пообещать топ-менеджеру незаконное вознаграждение и надеяться, что тот, будучи «безмерно благодарным», оценит ваше рвение. Конечно же, до поры-до времени!
Миллион за «подарок»
Евгения Семенова служит в органах прокуратуры Смоленской области с августа 2006 года. Одним из видов надзорной деятельности, которую осуществляет старший помощник прокурора Ленинского района г. Смоленска Евгения Анатольевна, - надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.
- По ст. 19.28 КоАП РФ наказывают коммерческие и некоммерческие организации, чьи сотрудники или руководители «попались на взятках» должностным лицам. Например, за содействие в заключении различных договоров и госконтрактов, или за предоставление различных преимуществ перед другими компаниями. Наказать по ст. 19.28 КоАП могут не только за предложение денег, но и за другие имущественные услуги. Например, за ремонт офиса.
Ответственность за незаконное вознаграждение несет юридическое лицо - фирма, которая будет вынуждена заплатить многомиллионный штраф. Минимальный размер административного штрафа составляет 1 млн. рублей. В случае взятки в крупном (от 1млн. рублей) и особо крупном (от 20 млн. рублей) размерах административный штраф составит не менее 20 и 100 млн. рублей соответственно, с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера и прочих имущественных прав.
Поскольку штрафы, предусмотренные ст. 19.28 КоАП, могут достигать сотен миллионов рублей, суд может арестовать имущество организации, чтобы та точно заплатила. В ходатайстве о наложении ареста прокурор должен указать конкретное имущество юридического лица, которое нужно арестовать. Кроме того, заявитель должен обосновать суду необходимость меры.
- Какие еще юридические последствия влечет за собой необоримое желание облагодетельствовать, скажем, чиновника незаконным вознаграждением?
- Для организаций, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, установлен двухлетний запрет на участие в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Информация о таких юридических лицах включена в единую информационную систему и формируется автоматически на основании сведений, передаваемых Генеральной прокуратурой РФ Федеральному казначейству.
- Насколько часто прокуратура возбуждает аналогичные дела в отношении юрлиц?
- Привлекают к ответственности по этой статье относительно редко и только при наличии признаков правонарушения, которые требуют тщательной подготовки доказательственной базы и проверки всех необходимых для этого процессуального решения обстоятельств, чтобы не допустить факты незаконных решений о возбуждении дел об административных правонарушениях до вынесения постановления. Важно понимать, имело ли юридическое лицо отношение к взятке, и было ли оно в ней заинтересовано.
В этом году в Ленинском районе Смоленска было возбуждено одно дело об административном правонарушении по ст. 19.28 КоАП РФ, которое направлено в мировой суд и пока еще не рассмотрено.
Признаки правонарушений, предусмотренных статьей 19.28 КоАП РФ, прокурор устанавливает путем анализа и оценки сведений, которые содержатся:
а) в копиях процессуальных документов, поступающих в соответствии с требованиями УПК РФ, а также в ходе изучения материалов уголовных дел, поступивших с обвинительными заключениями и оконченных производством по иным основаниям;
б) в материалах надзора за оперативно-розыскной деятельностью;
в) поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан и должностных лиц, сообщений в СМИ);
г) в материалах гражданских, арбитражных и административных дел;
д) в результатах анализа прокурорской и иной правоприменительной практики.
Не уведомили и нарвались
- Как принять на работу бывшего госслужащего и не попасть на штраф?
- Трудовой договор с бывшим госслужащим заключается на общих основаниях, но работодатель обязан об этом письменно уведомить в десятидневный срок представителя (нанимателя) по последнему месту государственной службы гражданина.
Работодатели часто не соблюдают требования законов, призванных бороться с коррупцией, не имея на то злого умысла. Трудовой кодекс содержит нормы, по которым прием на работу граждан, ранее состоявших на государственной и муниципальной службе, имеет особенности. Следовать букве закона в данном случае не очень сложно, но это помогает избежать ответственности за нарушения и высоких штрафных санкций. Штрафы за несоблюдение этого требования весьма ощутимые. В соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ, административное взыскание для должностных лиц составит от 20 до 50 тыс. рублей. Юридическому лицу придется выплатить штраф от 100 до 500 тыс. рублей.
В 2021 году прокуратурой Ленинского района выявлены шесть организаций, которые не исполнили в установленный законом срок обязанность по уведомлению о приеме на работу бывших госслужащих УФСИН, УФССП и УМВД России по Смоленской области. Пришлось внести их руководителям шесть представлений, которые были рассмотрены и удовлетворены. Выявленные нарушения устранены.
Кроме того, районной прокуратурой возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ района в отношении руководителя одной организации и юридического лица. Дела были направлены в мировой суд. По результатам их рассмотрения виновные привлечены к административной ответственности в виде административных штрафов в размере 20 тыс. и 50 тыс. рублей соответственно. Штрафы оплачены.
Сроки давности привлечения к административной ответственности за правонарушения по ст. 19.28 и ст. 19.29 КоАП РФ составляют шесть лет.
Работа органов прокуратуры по выявлению признаков правонарушений в этой сфере является важной составляющей борьбы с коррупцией.
– Как исчисляется срок со дня, следующего за днем совершения правонарушения по ст. 19.29 КоАП РФ?
- Определяем день заключения трудового договора с бывшим госслужащим, отсчитываем десять дней, следующая дата является отправной для расчета срока давности.
Справка «РП»
В 2020 году прокуратурой Ленинского района в сфере надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции выявлено 37 нарушений и внесено 14 представлений, по результату рассмотрения которых 13 виновных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности, а также принесен один протест на незаконный нормативный правовой акт Смоленского городского Совета. К административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ привлечено одно юридическое лицо, а также должностное лицо (ст. 19.29 КоАП РФ).
Прокуратура направила в следственные органы 12 материалов (в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ) для решения вопроса об уголовном преследовании за совершение коррупционных преступлений. По результатам их рассмотрения возбуждены уголовные дела (в этом году таких дел было восемь). В суд направлено пять исковых заявлений о применении последствий ничтожной сделки (соответственно, в этом – два).
За 11 месяцев 2021 года прокуратурой района выявлено 44 нарушения. Для их устранения было внесено 17 представлений, а 12 виновных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, принесен один протест на незаконный нормативный правовой акт Смоленского горсовета, к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ привлечены три лица.