«Тихие троечники» из смоленского медуниверситета

Криминал

В последние пять лет смоленские вузы неоднократно оказывались в поле зрения следственных органов и прокуратуры. В зоне особого внимания - заочное образование, где случаи взяточничества особенно часты.

Коррупционное «казино» высшего образования

Как установили следствие и суд, с декабря 2011 по январь 2012 года бывший доцент кафедры экономики и организации производства Смоленской государственной сельскохозяйственной академии систематически получал деньги от студентов в обмен на успешную защиту курсовой и сдачу экзамена. В уголовном деле зафиксировано 20 эпизодов.
В 2013 году правоохранители взяли с поличным в момент получения взятки ведущего методиста Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии. В ходе предварительного следствия действия сотрудницы вуза квалифицировали по ст. 159, ч.3 УК РФ - «хищение чужого имущества путем обмана с использованием служебного положения».
В 2015-м на скамью подсудимых сел профессор МГСУ, принимавший от студентов смоленского представительства университета, открытого на базе ССК, деньги, подарочные сертификаты, а также юбилейные золотые монеты. Общая сумма таких подношений составила свыше… 460 тысяч рублей! Предприимчивого взяточника-москвича оштрафовали на 1,5 млн рублей.
В декабре 2015 года Промышленный районный суд г. Смоленска вынес еще один приговор по делу о взятке в сфере образования. Подсудимые - директор института дистанционного образования МГСУ и преподаватель Смоленского строительного колледжа. Цена коррупционного вопроса была 609 тысяч рублей.
Вы будете удивлены, но ССК «накрыло» волной коррупционных махинаций трижды! 6 июля 2016 года пресс-службы областных прокуратуры и Следственного комитета сообщили о завершении расследования уголовного дела в отношении директора ОГБОУ СПО «Смоленский строительный колледж». Начальницу обвинили в получении взятки в крупном размере - 587 тысяч рублей.
В июне 2017 года на взятках попалась декан фармацевтического факультета СГМУ. В уголовном деле зафиксировано 12 эпизодов получения ею взяток через посредника и 16 служебных подлогов. Преступная деятельность была выявлена в ходе оперативно-разыскных мероприятий, проводимых сотрудниками регионального управления ФСБ.
В марте 2019 года суд вынес еще один приговор в отношении преподавателя медицинского университета, виновной в 28 эпизодах получения взяток лично и через посредников.
К счастью, не все студенты готовы принять навязываемые им правила нечестной коррупционной игры. Даже находясь под угрозой возможного отчисления, молодые люди сообщают о правонарушениях в компетентные органы.

Ну очень токсичная химия!

В 2017 году в Смоленском государственном медицинском университете снова заработал взяточный «конвейер», движок которого запустили в действие старший преподаватель кафедры фармацевтической химии и фармакогнозии с курсом фармации СГМУ Елена Субботина (имя и фамилия изменены) и ее подельница (в уголовном деле - «иное лицо»).
Елена Андреевна решила воспользоваться своими должностными полномочиями, перенаправив их в криминальное русло. Женщина отдавала себе полный отчет в том, что именно она держит руку на рычагах наличия/отсутствия академической задолженности у заочников фармацевтического факультета и решает, кто из них перейдет на следующий курс или будет отчислен. Весьма актуальный вопрос для студентов старших курсов, которые мечтают «тушкой или чучелом» сдать экзамен по заковыристым дисциплинам «Токсикологическая химия» и «Фармакогнозия»!
В одиночку с аферой не справиться: Субботиной был нужен сообщник. Дурное дело, как говорится, не хитрое: такой человек нашелся, и причем довольно быстро.
На «иное лицо» легли основные функции преступной комбинации. Сообщник Елены Андреевны обязался вместе с ней принять экзамен у студента-«халявщика» без проверки уровня знаний, поставить «тройку» в зачетку и экзаменационную ведомость. Ну и, разумеется, посчитать по головам заочников, заплативших за успешную сдачу экзамена.
Расчет с психологической точки зрения безупречный! Все горячо, с пеной у рта осуждают взяточников, пока дело не касается собственных корыстных интересов. А когда надо решить проблему, многие начинают всерьез задумываться о том, кого из влиятельных лиц, от которых зависят их будущее и судьба, эффективно «подмазать».
Субботина решила действовать по отработанной схеме: «прочесать» студентов четвертого-пятого курсов фармацевтического факультета и выяснить, кто из них не преуспел в научных премудростях.
«Тихих троечников», то есть перебивающихся с «двойки» на «тройку», оказалось достаточно. Дело за малым: найти «слабое звено» и включить психологию. В доверительной беседе с глазу на глаз объяснить человеку, что с таким слабым уровнем подготовки экзамен не сдать. Следовательно, необходимо искать обходные пути.
А чтобы было не страшно действовать в одиночку (за дачу взятки должностному лицу тоже предусмотрена уголовная ответственность), пустить в группе слух о возможности сдачи экзамена без фактической проверки знаний у конкретного слушателя. Но - за определенное «вознаграждение».
Елена Андреевна Субботина взялась и за старост, с милой улыбкой сообщив им: «Ничего невозможного на свете нет!» «Сарафанное радио» сработало. Желающие получить «знания» окольными путями нашлись, и она предупредила «агентуру»: «Деньги приносите лично мне или передавайте через посредника. Вопрос будет решен положительно». Затем Елена Андреевна делала многозначительную паузу и, вздохнув, пожимала плечами: «В противном случае экзамен самостоятельно не сдадите».
Во фразе звучала скрытая угроза. Заочники понимали: выбора у них нет. Завалят!

Заплати и лети

В ходе следствия установлено: во всех случаях такса за фиктивные «знания» была неизменной - 15 тысяч рублей. За услугу Елена Андреевна брала всего 5 тысяч. Остальные деньги оседали в кармане «иного лица».
12 июня 2017 года Субботина «открыла счет». Получила взятку от студентки Михалевой в размере 15 тысяч рублей и направилась в кабинет сообщника - отчитаться и отдать оговоренную долю. Выполнившую условие договора Михалеву взяли «на карандаш». Теперь девушка могла спать спокойно: «3 балла» за экзамен ей гарантированы!
Через неделю наступил экзамен по «Токсической химии». Михалева предстала перед экзаменаторами: «иным лицом» и госпожой Субботиной - промямлила что-то невразумительное, проскакав по верхам…
Экзаменаторы попросили зачетку. «Иное лицо» нарисовало в графе желанное слово «удовлетворительно», а затем внесло заведомо ложные сведения в ведомость, заверив их личной подписью.
Так у коррупционеров появилась активная пособница, которая с энтузиазмом приступила к муссированию слухов о «бескровной» сдаче страшного испытания.
«Тихая троечница» Михалева «помогала» Субботиной не менее пяти раз, выступив в качестве надежного посредника. Нашлись и другие желающие поучаствовать в передаче денежных средств нечистым на руку преподавателям, с виртуозной легкостью фабрикующим медицинских пустышек.
Конвейер работал бесперебойно. Заочники несли деньги, и в зачетках у «покупателей» фальшивых знаний чудеснейшим образом возникали заветные «трояки».
Правда, однажды продавцы оценок отблагодарили студента четвертого курса, пожелавшего проскочить через зловещую «Фармакогнозию», «четверкой». Вошли в положение. Мальчик учится хорошо, зачем портить успевающему, но внезапно заленившемуся студенту диплом и аттестат?
Многие заочники, наслышанные о «халяве», столкнувшись с трудностями на экзамене, сами изъявляли желание «позолотить ручку». Таких было пятеро или шестеро.
Получив «неуд», смышленые студенты передавали Субботиной через надежных посредников деньги, и к вечеру в зачетно-экзаменационных ведомостях появлялись «тройки».

Ставили на «красное», а выпало «зеро»

Нетрудно предположить, что не всех студентов радовало новаторское «нововведение» в «Токсикологическую химию» и «Фармакогнозию». Многие заочники, «ломая зубы», грызли гранит наук самостоятельно и не желали оплачивать экзамен, которые могли сдать без непредвиденных расходов. К тому же от этих расходов за версту несло уголовщиной.
О вузовском беспределе узнали компетентные органы.
А дальше, как водится, установка прослушки телефонных разговоров, скрытые камеры, меченые купюры…
Елена Субботина признала свою вину и написала явку с повинной. Женщина активно помогала следствию, способствуя изобличению соучастников совершенного ею преступления.
Уголовное дело рассмотрели в особом порядке.
- 15 марта 2019 года суд признал бывшего старшего преподавателя кафедры фармацевтической химии и фармакогнозии с курсом фармации СГМУ Елену Субботину виновной в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 5 ст. 290 УК РФ (20 эпизодов получения должностным лицом лично взятки за незаконные действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору, а также восемь эпизодов получения взятки через посредника при аналогичных обстоятельствах), и, в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ, путем частичного сложения назначенных наказаний, вынес окончательный вердикт: 5 лет лишения свободы, - комментирует ситуацию старший помощник прокурора Промышленного района г . Смоленска Надежда Завьялова. - Назначенное Субботиной наказание считать условным, с испытательным сроком 5 лет.
Приговор вступил в законную силу.

Имена и фамилии действующих лиц из этических соображений изменены.

Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
26 минут назад
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
сегодня, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
сегодня, 21:28
Как сообщили в министерстве промышленности и торговли, это б...
сегодня, 20:58
По итогам 2023 года работа смолян в этой сфере была признана...
Новости партнеров