"Мама, я в беде!" Пожилых смолянок атакуют мошенники

Криминал
"Мама, я в беде!" Пожилых смолянок атакуют мошенники

Телефонный мошенник в течение ночи терроризировал пожилых смолянок. На счету махрового рецидивиста – две преступные аферы, из которых лишь по счастливой случайности была осуществлена только одна. 33-летний мужчина названивал пенсионеркам по ночам из… душевой медучреждения  УФСИН России по Самарской области.  

                                Психическая атака

21 января 2018 года.

Около пяти часов утра часов в квартире пенсионерки Байстрюковой зазвонил телефон. Алла Денисовна, хватаясь за сердце, схватила трубку…

«Говорит следователь Парамонов. Ваш сын только что сбил человека на нерегулируемом пешеходном переходе. Состояние пострадавшего тяжелое. Будьте так добры, продиктуйте номер вашего сотового телефона, я вам сейчас перезвоню».

Через несколько секунд затрещал мобильный Аллы Денисовны: «Вас беспокоит Парамонов. Звоню по просьбе вашего родственника. Нужны деньги для изменения свидетельских показаний». – «Сколько?» - «50 тысяч рублей. В противном случае избежать ответственности не удастся, максимальное наказание за совершенное преступление – до шести лет лишения свободы». Байстрюкова задохнулась от ужаса.

К счастью, здравый смысл возобладал. «Для разрешения вопроса в пользу моего сына нужна именно такая сумма?» - «Да». – «Тогда передайте ему трубку, я сама хочу поговорить с ним!»

Аллу Денисовну насторожила странная тишина, повисшая в трубке: «Вы на связи? – «Да, жду». Пожилая женщина приняла единственно верное решение в этой критической ситуации. Не прерывая разговора с «сотрудником правоохранительных органов», пенсионерка схватила второй сотовый телефон и перезвонила сыну. Тот ответил матери сонным голосом, подтвердив, что у него все в полном порядке. Алла Денисовна успокоилась. Она поняла: ее только что хотели развести на деньги, причем немалые.

Но тот, кто висел на трубке за добрую тысячу километров от Смоленска, не успокоился…

…Александра Викторовна проснулась в холодном поту. На часах - 04 час. 42 мин. В темноте звенела назойливая телефонная трель. Сон как рукой сняло. «Слушаю вас, говорите, ну?!» - голос смолянки дрожал от тревоги. С престарелой женщиной говорил кто-то грубый и напористый: «Гражданка, я - следователь, меня зовут Дмитрий Александрович Парамонов. Ваш сын наехал на пешехода. Человек находится при смерти, сын избил мужчину, состояние потерпевшего тяжелое… Выручайте сына. Не поможете – будет сидеть». Незнакомый мужчина сообщил Васильевой, что для того, чтобы остаться на свободе или хотя бы попытаться смягчить наказание, необходимо срочно передать свидетелям дорожного происшествия 50 тысяч рублей. «Следователь» действовал по той же схеме: «Диктуйте номер мобильного. Я вам перезвоню!..»

Александра Викторовна приняла вызов на сотовый и заохала: «У меня только 42 тысячи! На руках 12 тысяч рублей, остальные придется снять в банкомате!»

Следователь «Дмитрий Александрович», державший жертву на крючке, не дававший ей расслабиться и отнестись к происходящим событиям критически, диктовал условия сделки: «Немедленно идите к ближайшему от вашего дома банкомату и переведите со счета вашей банковской карты на счет абонентского номера оператора сотовой связи, который высветился на экране сотового. Не теряйте времени!»

Дальше Васильева действовала автоматически, будто в забытьи. Когда рассвело, Александра Викторовна бросилась к банкомату и перевела сумму, о которой говорил «следователь». Она не сразу осознала, что стала жертвой «развода» телефонного афериста.   

Возможно, на крючок лже-следователя попались бы и другие доверчивые смолянки, если бы не бдительность и расторопность Аллы Денисовны Байстрюковой, сообщившей «куда следует» о ночном звонке.

Пунктирные «линии» телефонных переговоров привели следователей-ищеек в лечебное учреждение УФСИН России по Самарской области, прямиком к матерому рецидивисту Валентину Савельеву, осужденному за убийство, совершенное группой лиц. Савельева судили практически ежегодно, начиная с 2003 года. К 2018-му «кумулятивный эффект» неснятых с Валентина и непогашенных судимостей достиг своего апогея – 14 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Воспользовавшись более мягкими условиями содержания заключенных в «больничке», безнадежно больной туберкулезом и вирусным гепатитом С, а также будучи ВИЧ – инфицированным, Савельев и не думал браться за ум. Взялся за беззащитных пенсионерок.

«Я действовал всегда по одной и той же схеме, - признался в ходе следствия Савельев. – Номера смоленского региона набирал случайным подбором цифр. Звонил, представляясь сотрудником полиции, и требовал денег, чтобы все уладить. Чтобы пресечь возможность перезвонить родственникам потерпевших, просил продиктовать номер мобильного телефона и, не давая жертвам аферы времени на раздумья, предлагал оформить перевод через банковский терминал на номер сотового оператора».

- 18 июля 2018 года суд признал Валентина Савельева виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30 ч.2 ст.159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору с причинением значительного ущерба гражданину), и, в соответствии с ч.2 ст.69, по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний приговорил Савельева к двум годам лишения свободы, - пояснил помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Алик Ширинов. – Также, на основании ст. 70 УК РФ суд постановил частично присоединить не отбытую часть наказания по приговору Самарского областного суда от 30 мая 2008 года и назначил подсудимому окончательное наказание – три года и шесть месяцев лишения свободы с отбыванием в ИК строгого режима. Валентин Савельев обязан возместить потерпевшей 42 тыс. рублей в счет возмещения нанесенного ей материального ущерба.

         Старые песни о главном…

- Телефонное мошенничество - одно из самых массовых видов высокотехнологичных преступных действий, - комментирует ситуацию старший помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Надежда Завьялова. - По сведениям правоохранительных органов, основная масса преступлений носит дистанционный характер, и их совершают жители других регионов, в большинстве - лица, которые находятся в местах лишения свободы. Все эти преступления основываются на доверии.

Самый распространенный способ присвоения обманным путем довольно крупных денежных сумм – просьбы о помощи от лица друзей или родственников. Более сложная схема – звонок от человека, который может представиться сотрудником полиции. В большинстве случаев «полицейский» сообщает, что кто-то из родственников стал участником ДТП с тяжелыми последствиями, и, чтобы избежать судебного процесса и ответственности, требуется передать деньги. Беспокойство за близких людей, волнение, неожиданность – на это рассчитывают преступники, планирующие совершить мошенничество. Телефонными звонками или сообщениями о помощи аферистам чаще всего удается обмануть людей пожилого возраста – доверчивых и морально не готовых спокойно отреагировать на происходящее.

Мошенники действуют наугад, обзванивая случайных абонентов. Чтобы заставить свою жертву поверить и перечислить деньги на счет афериста, телефонные преступники нередко применяют высокотехнологичные устройства, необходимые для имитации голоса или обработки фотографии тех, от чьего имени они звонят.

Они ведут себя очень уверенно, могут оказывать психологическое давление, или, напротив, пытаться любыми способами расположить к себе абонента. Главная задача – застать человека врасплох. «Срочно», «быстро», «немедленно», «потом объясню», «нужно быстрее» – частые слова и выражения из лексикона таких преступников

Как понять, что звонит мошенник

У всех способов «отъема денег» есть общие признаки, которые должны насторожить человека:

- скрытый или незнакомый номер, с которого происходит звонок или прислано сообщение;

- нет четких, прямых ответов на вопросы (чтобы обезопасить себя, достаточно задать два-три уточняющих или личных вопроса, которые способны поставить телефонного афериста в тупик);

- просьба или даже требование сообщить какую-либо секретную информацию или личные данные: номер и пин-код банковской карты, персональные сведения, пароли на сайте и т.п.;

- призы, выгодные предложения, подарки, за которые нужно «доплатить», «внести залог» или ещё каким-либо образом перечислить денежную сумму.

Как реагировать на попытки обмана

Спокойствие, только спокойствие! Скажите звонящему, что вам необходимо время, чтобы все обдумать.

Контролируйте ситуацию, задавайте вопросы! Если звонящий представляется как сотрудник полиции, банка, доктор поликлиники, страховой агент, первое, что нужно сделать, это - попытаться узнать как можно больше информации о собеседнике. Простые вопросы - фамилия и должность звонящего, из какого отделения полиции, банка или страхового агентства звонят, контактные данные руководителя организации, как найти официальный сайт настоящего сотрудника не смутят, а мошенников заставят занервничать.

Золотое правило: не сообщать своих персональных данных или конфиденциальной информации: пин-код банковской карты, номер счета, логин и пароль от страниц в социальных сетях, на интернет-сайтах и прочее.

Прежде чем реагировать на сообщения или звонки от «родственников» или «друзей», нужно попытаться дозвониться человеку, от имени которого пришло сообщение или поступил звонок.

Рекомендуется немедленно сделать звонок в полицию и рассказать о подозрительном сообщении (звонке).

          Топ-рейтинг дистанционных «разводов»

Популярен способ незаконной наживы через взлом аккаунтов в социальных сетях и рассылка сообщений «от друга» с просьбой одолжить деньги. Нередко жертвами дистанционного обмана становятся граждане, желающие получить кредит через Интернет.

В рейтинге бесконтактных хищений лидирует и вид мошенничества под предлогом блокировки банковской карты, основная цель которого - заполучить реквизиты банковской карты. Для блокировки карты ни банковский сотрудник, ни служба безопасности банков никогда не будут спрашивать реквизиты!

У не ожидающего подвоха человека могут выудить деньги: а) под видом пополнения счета телефона; б) компенсации за лечение; с) имитируя вложение денег под проценты (игра на бирже, спортивные ставки), а также под предлогом трудоустройства через Интернет.

Также в последнее время актуальны звонки «коллекторов», якобы представляющих банк или микрофинансовую организацию, и требующих немедленно погасить задолженность.

Имена и фамилии действующих лиц по этическим соображениям изменены.


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 00:38
Президент России Владимир Путин на встрече с сенаторами заяв...
вчера, 22:41
Материнский капитал будет увеличиваться ежегодно.
вчера, 22:05
У жителя Смоленска украли золото на сумму 400 тысяч рублей.
вчера, 21:31
На территории региона в соответствии с Лесным планом Смоленс...

Опрос

Ваш ребенок занимается в спортивной секции?


   Ответили: 396