Сто один год за убийство

Происшествия

Событие, подобное происшедшему в конце прошлого года в Смоленске, пожалуй, и припомнить трудно. Сумма вынесенных приговором областного суда сроков наказания осужденным, причастным к громкому убийству Василия Просекова, составила 101 год. Причем всем им придется тянуть лямку в колониях строгого режима.

Оглушительная очередь

В последнее время 33-летний коммерсант Василий Просеков был чем-то сильно обеспокоен. Накануне происшедшего он передал матери деньги, предупредив, что если с ним что-нибудь случиться, то она должна знать: ее сын никому и ничего не должен. Василий велел матери не отвечать на телефонные звонки.

Водить свой «БМВ» Просеков не любил. Чаще всего его возили друзья по бизнесу. 7 августа 2005 года около 13.00 Просеков позвонил одному из них и, попросив подогнать машину к площади Смирнова, сообщил, что по пути из дома он зайдет в аптеку, после чего подойдет к машине. Выйдя из своего дома №19 на улице Тенишевой в шортах и футболке, Просеков, миновав больницу скорой медицинской помощи, у перекрестка улиц Исаковского и Тенишевой стал переходить дорогу. В этот момент из двора между домами №4 и №6 выехал странный мотоциклист. Его «железный конь» темного цвета иностранного производства почему-то был с красным бензобаком. На мотоцикле не было крыльев и регистрационного номера. Лица мотоциклист и его пассажир спрятали под опущенные забрала шлемов, а у пассажира под шлемом еще была и вязаная маска с прорезями для глаз. На тротуаре мотоцикл остановился. Из спортивной сумки пассажир вытащил автомат и направил оружие в спину Василия Просекова. Несколько коротких автоматных очередей оглушили прохожих. Едва не наскочив на свинцовый ливень пуль, вовремя затормозила двигавшаяся с площади Смирнова маршрутка с пассажирами. Изрешеченный пулями мужчина в футболке и шортах медленно опустился на брусчатку. Последовала еще одна короткая очередь - контрольная.

Взревев, мотоцикл рванул с места и помчался в сторону перекрестка улиц Тенишевой - Кирова - Шевченко. В этом же направлении двинулась и и никем не замеченная черная «Волга» с однофамильцем известного украинского поэта Мирославом Шевченко. Но, в отличие от великого кобзаря, Мирослав в тот день вел наблюдение за перемещением Василия Просекова и по рации докладывал киллерам о месте его нахождения.

Милиция - на месте...

Подобным образом были убиты и известные, уважаемые в городе и области люди - генеральный директор ПО «Кристалл» А.И. Шкадов, вице-губернатор В.Н. Прохоров... Но преступникам удалось скрыться, и они до сих пор не найдены. В раскрытии убийства Просекова помогли обстоятельства, мужество милиционеров и профессионализм следственно-оперативной группы. Сыграла роль и самонадеянность заказчиков и исполнителей расстрела. Впрочем, практически любое преступление рано или поздно становится достоянием гласности.

Когда «БМВ» Просекова припарковался возле музея «Русская старина», ее хозяин лежал уже мертвым (по нему выпустили не меньше 22 пуль). А возле его тела, кроме любопытных прохожих, стояли два милиционера. Патрульные постовые Е.Артамонов и П.Гращенков, дежурившие в тот день в центре города, услышали треск автоматной очереди буквально за своей спиной, в нескольких десятках метров. Они видели, как стрелявший пассажир мотоцикла «Кавасаки» уже на ходу пытался спрятать автомат в сумку. Все это произошло за считанные секунды. «Безлошадные» патрульные не растерялись и тут же сообщили о происшествии дежурному Промышленного РОВД. Моторизованные дежурные сотрудники отдела вневедомственной охраны Сергей Сазонов и Николай Иванов (имена и фамилии изменены), находившиеся на улице Соколовского, получив информацию об убийстве и направлении, в котором двигались преступники, уже через две с половиной минуты были на улице Крупской, где увидели, как мотоцикл свернул в Трамвайный проезд. Для верности по рации милиционеры уточнили цвет мотоцикла. Все совпадало. Не теряя его из виду, они начали преследование мотоцикла, который успел свернуть в Хлебозаводской переулок.

К металлическому гаражу милицейская машина подъехала в тот момент, когда двое мужчин закатывали в него своего быстроходного «коня». Третий помогал им. Рядом стояла черная «Волга». Планы преступников нарушила подъехавшая милицейская машина. Вышедшие из нее сотрудники в форме крикнули: «Милиция!»

Силы вооруженных автоматом и другим оружием преступников, с одной стороны, и милиционеров - с другой - были явно неравными. Кроме того, в «Волге» находились еще два сообщника, о которых милиционеры не знали. Но на стороне стражей порядка был закон. Видимо, поэтому подозреваемых в особо тяжком преступлении обуял страх за свою шкуру, и они растерялись. Потом из гаража выскочил человек в шлеме со спортивной сумкой в руках и бросился бежать. Сергей Сазонов догнал беглеца, уложил его на землю. Поверженный сорвал с головы шлем, снял перчатки, содрал с лица вязаную маску и попытался из расстегнутой сумки достать выглядывавший оттуда автомат. Но милиционер опередил его, защелкнув на запястьях наручники. Остававшихся в гараже двоих уложил на землю и задержал Николай Иванов, о чем тут же сообщил по рации своим коллегам. Вскоре на место происшествия прибыли еще два милицейских экипажа и обратили внимание на черную «Волгу» с тонированными стеклами. В ней вдруг зажглись стоп-сигналы. Тем не менее все двери машины оказались запертыми изнутри - в «Волге» притаились еще двое подозреваемых в преступлении, а на сиденьях машины лежали рации.

После один из милиционеров давал свидетельские показания: «Из автомашины мы извлекли двоих молодых мужчин, которых также положили на землю». Не прояви милиционеры бдительности, соучастники убийства могли бы скрыться вместе с автомобилем и остаться на свободе. Из гаража, кроме мотоцикла «Кавасаки», изъяли 1400 патронов калибра 5,56 мм, предназначенных для стрельбы из карабина.

Задержанными и вскоре арестованными оказались шестеро (шестого - хозяина гаража - взяли чуть позже) подозреваемых в убийстве. Среди них неработающий 36-летний смолянин Михаил Матерков, а также неработающий 25-летний Андрей Кондратов из Монастырщины. В апреле 2005 года Починковский суд приговорил Кондратова к трем годам условно за хранение оружия. Ровесник Кондратова смолянин Евгений Горелкин так же, как и Андрей, имел высшее образование и работал педагогом дополнительного образования в ПУ-34. Мирославу Шевченко, приехавшему в Смоленск из Витебска, исполнился 21 год. Кумовья Андрей Новиков и Злат Дардесов, родившиеся в 1979 году, закончили один и тот же финансово-экономический вуз. Оба не работали.

Следствие ведут профессионалы

Следствие по уголовному делу №1867, возбужденному по факту убийства Василия Просекова, поручили старшему следователю по особо важным делам прокуратуры области Владимиру Тищенко.

Досье «РП»: Владимир Тищенко родился в 1960 году. Закончил Саратовский юридический институт. Работал следователем прокуратуры Новодугинского района, затем Промышленного. Талантливого юриста заметили и пригласили в «важняки»-следователем по расследованию особо важных дел областной прокуратуры. В числе раскрытых им преступлений немало убийств, в том числе заказных, коррупционной направленности и других.

Задержание подозреваемых, тем более не на месте преступления, - лишь часть дела. Известны случаи, когда даже по завершенному следствием уголовному делу суды выносили оправдательные приговоры. И это вполне естественно: в конце концов, в нашей стране существует презумпция невиновности. Поэтому задача следователя - реально доказать и документально закрепить участие в преступлении каждого подозреваемого. За решеткой должен оказаться настоящий преступник, а не человек, по стечению обстоятельств попавший под подозрение.

Уравнение со многими неизвестными следователю Тищенко удалось решить не сразу. К примеру, непосредственный киллер (теперь это доказано и судом) Андрей Кондратов на следствии и в суде пытался доказать, что он стал случайной жертвой правосудия.

7 августа 2005 года он якобы шел с улицы Соколовского к Медгородку. В Хлебозаводском переулке возле него резко затормозил милицейский автомобиль. Милиционер повалил его на землю и в течение нескольких часов не давал возможности встать. Поэтому он не видел, что происходило вокруг. Сумки, оружия, перчаток, мотоциклетного шлема на нем и при нем не было, и кому они принадлежат, он, мол, не знает. Из арестованных, дескать, знаком лишь с Горелкиным, с которым вместе учился в институте физкультуры. Погибшего Просекова знал, но неприязненных отношений между ними не было. Получалось как в известном фильме: «Шьешь, следователь!» Пять подозреваемых отказались от дачи показаний, ссылаясь на ст. 51 Конституции РФ. Однако с помощью допроса десятков свидетелей и экспертиз (их было назначено более 40) Владимиру Тищенко удалось не только доказать причастность обвиняемых к совершению преступлений в составе организованной группы, но и воссоздать картину происшедшего. Кстати, на одежде Кондратова и Матеркова была обнаружена сурьма, продукт близких выстрелов (в частности, на куртке мотоциклиста со стороны спины, из-за которой производились выстрелы из автомата).

Долг платежом красен

Началась эта история с трагическим концом в 2004 году, когда Василий Просеков продал свой «Мерседес» Злату Дардесову. Остановились на 17 тысячах долларов. Рассчитывался Дардесов частями через приятеля Просекова. Но на последних выплатах Злат «затормозился» и куда-то исчез. Доверенный Просекова разыскал кума Дардесова Андрея Новикова, через которого выяснил, что должник укатил на отдых в теплые края. Но назревавший было конфликт благополучно разрешился - вскоре Злат вернулся и погасил оставшийся долг. В мае 2005 года Дардесову срочно понадобились 10 тысяч «баксов». Поразмыслив, Злат решил, что, кроме Просекова, ему никто таких денег не даст, и снова «подкатил» к его приятелю. Просеков ответил, что у него денег нет, но он договорится со своим «компаньоном». Дардесов получил желаемые 10 тысяч, которые должен был вернуть через 10 дней с «процентами» в тысячу долларов, отдав под залог по доверенности свой «Мерседес». Десять дней пролетели, но вернуть долг Дардесов не смог и, позвонив Просекову, попросил об отсрочке исполнения долга и возврате «Мерседеса». Просеков отказал, вспомнив задержку с вы-платой ему за «мерс». Вступить в переговоры с Просековым Злат попросил своего кума Андрея Новикова. Но Просеков продолжал упрямиться. Не помог и приятель Дардесова Андрей Кондратов, хорошо знакомый с Просековым. При встрече Василий отказал и ему. В июне заложенный Дардесовым «Мерседес» кредиторы начали готовить к продаже.

Из материалов уголовного дела: «Не имея возможности возвратить долг и желая получить назад ранее принадлежавшую Дардесову З.Ю. автомашину «Мерседес-Бенц» Е-320 номер о 763 вт 67, действуя из корыстных побуждений, Матерков М.А., Новиков А.В., Кондратов А.Н., Горелкин Е.С., Шевченко М.В., Дардесов З.Ю. в июне - августе 2005 года в г. Смоленске вступили в преступный сговор между собой, объединившись для совершения особо тяжкого и тяжкого преступлений и организовав устойчивую группу». Ее целями стали организация и убийство Просекова. Для подготовки и исполнения использовался быстроходный «Кавасаки», доставленный с Дальнего Востока по заказу любителя мотоциклов Матеркова. «ГАЗ-3102», оформленный по доверенности на Андрея Новикова, предназначался для выезда от гаража, где после расстрела Просекова предполагалось оставить мотоцикл и часть оружия. Последнее готовилось в изобилии. Непосредственно для убийц, выезжающих на мотоцикле, подготовили автомат Калашникова с полным рожком и два пистолета. У каждого из членов группы имелось официально зарегистрированное оружие, начиная от пистолетов и кончая карабинами. Евгений Горелкин приготовил еще и пистолет «Смит и Вессон» с 11 патронами. Специально для переговоров закупили рации.

К операции готовились тщательно. Казалось, продумали все до мелочей. Чтобы стал неузнаваемым мотоцикл, на котором нередко разъезжал Матерков, в гараже с него сняли защитные щитки и ветровое стекло. Бензобак оклеили красным скотчем. Таким же образом изменили темно-синий цвет на красный и одного из шлемов. Потом распределили роли каждого участника убийства, назначенного на 7 августа...

Когда Василий Просеков выйдет из дома, никто из членов группы не знал. Поэтому «на охоту» вы-шли с утра. Мирослав Шевченко, снабженный радиостанцией, настроенной на одну волну с сообщниками, занял свой наблюдательный пост за подъездом дома №19 на улице Тенишевой. Управлявший мотоциклом Михаил Матерков и его пассажир Андрей Кондратов с автоматом в сумке в условленном месте ожидали сигнала о начале «операции». Андрей Новиков на «Волге» поджидал Мирослава Шевченко, чтобы в нужный момент забрать и отвезти его к месту сбора у гаража в Хлебозаводском переулке. Там подельников ждал Евгений Горелкин. Злат Дардесов, на которого подозрение в убийстве падало в первую очередь, в это время отсиживался у себя дома.

Престижный дом с башенками на углу улиц Тенишевой - Твардовского Просеков покинул только во втором часу дня. Его «вел» Шевченко, докладывая сообщникам по рации о передвижении «объекта». Дальше все происходило по заранее разработанному сценарию...

Матерков и Кондратов получили 20 и 21 год соответственно, Новиков и Шевченко - по 15 лет, Горелкин - 17, Дардесов - 13.

Приговор областного суда еще не вступил в законную силу и обжалуется в Верховном суде.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров